Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О порядке осуществления компенсационных
выплат по сбережениям граждан Российской Федерации"
Предлагаемый к рассмотрению законопроект предусматривает изменение подхода к решению вопроса о гарантировании сбережений граждан исходя из финансовых возможностей государства с учетом интересов владельцев сбережений.
Принятые ранее по этому вопросу Федеральные законы: "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", "О базовой стоимости необходимого социального набора", "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации", "О коэффициентах деноминации для месяцев, входящих в период с 1 марта по 31 декабря 1991 года" предусматривают восстановление сбережений граждан Российской Федерации путем проведения постоянной индексации задолженности по сбережениям исходя из стоимости зафиксированной потребительской корзины (восстановление покупательной способности сбережений).
Практическая реализация концепции восстановления покупательной способности дореформенных сбережений, предусмотренная в указанных законах, приведет к чрезмерному росту государственного долга Российской Федерации по сбережениям, и, соответственно, значительным расходам федерального бюджета на его обслуживание и погашение.
Размер государственного долга Российской Федерации по гарантированным сбережениям, исходя из этой концепции, по состоянию на 1 января 2001 г. оценивается в сумме 7260 млрд. рублей. Заложенная в законах схема индексации ведет к значительным темпам прироста долга, например за 2000 год долг возрос более чем на 1 трлн. рублей, или на 17,1 процента.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" предполагается переоформление дореформенных сбережений граждан Российской Федерации в специальные государственные ценные бумаги - целевые долговые обязательства, выпускаемые на весь объем гарантированных сбережений. Если предположить, что компенсационные мероприятия будут завершены в течение 30 лет (в соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства России не могут обращаться более 30 лет), то ежегодно на погашение и обслуживание только этой части госдолга Российской Федерации потребуется выделение 3,0 - 3,5 процента от ВВП, или 20 - 25 процентов всех расходов федерального бюджета.
Таким образом, даже рассчитанный на весьма длительный срок (до 30 лет) объем ежегодных выплат лишает государство возможности осуществлять в течение 30 лет необходимые государственные расходы, в том числе и в социальной сфере.
В связи с изложенным, можно утверждать, что практическая реализация действующей концепции восстановления сбережений граждан Российской Федерации нереальна и приведет к бюджетному кризису, высокой инфляции и повторению ситуации 1992 года с обесценением созданных после этого периода сбережений.
В целях создания действенного реального механизма компенсации сбережений Правительство Российской Федерации предлагает признать утратившими силу Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и принятые в его развитие федеральные законы и определить порядок проведения компенсаций по сбережениям граждан Российской Федерации исходя из реальных возможностей федерального бюджета.
С принятием федерального закона "О порядке осуществления компенсационных выплат по сбережениям граждан Российской Федерации" будут законодательно урегулированы вопросы осуществления компенсационных выплат по сбережениям граждан Российской Федерации, созданных путем их помещения во вклады в Сбербанк России в период до 20 июня 1991 г., во вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г. и в государственные ценные бумаги СССР (государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сбербанка СССР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.
Проект рассчитан на получение компенсации всеми категориями владельцев дореформенных сбережений в течение 15 лет. Коэффициент компенсации сбережений равен 1000 (1 рубль СССР приравнивается к 1 деноминированному рублю Российской Федерации). С 2002 года вводится ежеквартальная индексация компенсационных выплат с учетом прогнозируемого индекса инфляции, что позволит сгладить некоторое обеспечение получаемых выплат по сбережениям в течение периода осуществления компенсационных выплат.
Законопроектом предусмотрено также решение проблемы компенсационных выплат наследникам на ритуальные услуги в случае смерти владельца гарантированных сбережений.
Принятие внесенного закона позволит владельцам сбережений получить уже в ближайшие 15 лет из федерального бюджета порядка 580 млрд. рублей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О порядке осуществления компенсационных
выплат по сбережениям граждан Российской Федерации"
В целях реализации проекта федерального закона "О порядке осуществления компенсационных выплат по сбережениям граждан Российской Федерации" предполагается ежегодное выделение средств в объеме, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих отмене в случае принятия
законопроекта "О порядке осуществления компенсационных выплат
по сбережениям граждан Российской Федерации"
Признать утратившими силу федеральные законы, предусмотренные статьей 5 предлагаемого законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.