Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 202
Уголовного кодекса Российской Федерации"
Уголовный кодекс Российской Федерации был принят с большим количеством недостатков, отмечавшихся даже его разработчиками. Эти недостатки в ряде случаев необоснованно ущемляют права и интересы граждан, а также существенно снижают эффективность уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Зачастую это связано с некорректными или неточными формулировками. Законодатель, тем не менее, должен стремиться к максимальной конкретизации положений, содержащих основания уголовной ответственности, ибо их неконкретность всегда приводит к произволу.
С этой точки зрения возникает необходимость внесения изменений, в частности, в статью 202 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую уголовную ответственность "частных нотариусов" и "частных аудиторов" за злоупотребление полномочиями.
Во-первых, в этой статье неверно названы субъекты преступления: в Российской Федерации нет "частных нотариусов" и "частных аудиторов". В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате "Нотариальные действия в Российской Федерации совершают......нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой". Нотариусы, занимающиеся частной практикой, не являются "частными нотариусами", ибо они совершают нотариальные действия от имени государства, а назначаются на должность приказом руководителя соответствующего органа юстиции (и, следовательно, получают свои полномочия от государства). Аудиторская деятельность по определению (п.3 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2263) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм). Существования каких-либо "государственных аудиторов" или "аудиторов, работающих в государственных аудиторских фирмах" законодательством не предусмотрено. Между тем, если закон (в данном случае - Уголовный кодекс) говорит о "частных" аудиторах, значит тот же закон предусматривает существование и "не частных" аудиторов. Это может восприниматься практикой таким образом, что аудиторы, осуществляющие аудиторскую деятельность самостоятельно, будут рассматриваться как "частные аудиторы", а аудиторы, работающие в аудиторских фирмах - нет.
В результате, с одной стороны, статья 202 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность не существующих "частных" нотариусов и аудиторов, с другой - выводит за пределы уголовной ответственности те же действия, но совершенные нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, и аудиторов, работающих в аудиторских фирмах. Эти лица не могут нести ответственность и по статьям главы 30 Уголовного кодекса, поскольку характер и содержание выполняемых ими функций не позволяет признать их (в силу примечания к статье 285) должностными лицами.
Предлагаемое изменение статьи 202 Уголовного кодекса Российской Федерации направлено на распространение нормы о привлечении к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями на всех практикующих нотариусов и аудиторов.
Во-вторых, формулировка объективной стороны статьи 202 носит слишком общий характер и затрудняет правоприменительную практику. Указанная формулировка была получена путем незначительных переделок диспозиции статьи 285 Уголовного кодекса "Злоупотребление должностными полномочиями". Использование столь общей формулировки в статье 285 оправдано невозможностью ее конкретизации из-за большого разнообразия субъектов - должностных лиц разного вида и уровня.
Думается, что в данном случае криминализовать следует нотариальное удостоверение заведомо незаконных сделок и заведомо подложных документов, дачу заведомо ложного аудиторского заключения, а также разглашение сведений, составляющих предмет нотариальной и аудиторской тайны, что и предлагается закрепить в диспозиции части 1 статьи 202. Такое изменение части 1 не вступает в противоречие с частью 2 указанной статьи, поскольку совершение нотариальных действий, ставящих в тяжелое положение несовершеннолетних и недееспособных лиц (например, нотариальное удостоверение фактически кабальных сделок о продаже этими лицами жилья) вполне подпадает под предлагаемую формулировку части 1, ибо такие сделки являются незаконными (в частности, из-за отсутствия надлежащего согласия органов опеки и попечительства, обязанных принимать меры к защите прав и законных интересов недееспособных либо ограниченно дееспособных лиц). В остальных случаях достаточной гарантией законопослушности нотариусов и аудиторов могут служить материальная ответственность и боязнь лишиться лицензии на право заниматься своей профессиональной деятельностью, что и предусмотрено действующим законодательством. Проект закона предлагает конкретизировать соответствующим образом основания уголовной ответственности, изложенные в статье 202 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 202 Уголовного
кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 202 Уголовного кодекса Российской Федерации" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 202
Уголовного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 202 Уголовного кодекса Российской Федерации" не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.