Проект федерального закона N 208899-3
"Об изменении административных границ субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
Глава II. Изменение прохождения административной (ст.ст. 5 - 7)
границы субъектов Российской Федерации и ее
обозначение
Глава III. Полномочия органов государственной власти (ст.ст. 8-13)
Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации по изменению административной
границы субъектов Российской Федерации
Глава IV. Порядок утверждения изменения (ст.ст. 14-16)
административной границы субъектов Российской
Федерации
Глава V. Обозначение административной границы (ст. 17)
субъектов Российской Федерации
Глава VI. Содержание и проверка административной (ст.ст. 18-19)
границы субъектов Российской Федерации
Глава VII. Финансирование деятельности по изменению (ст. 20)
административной границы субъектов Российской
Федерации
Глава IX. Заключительные положения (ст. 21)
Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации организационные и правовые основы изменения административных границ субъектов Российской Федерации.
Все субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург, автономные округа) обладают равным правовым статусом административной границы, который не может быть основой для установления какого-либо ограничивающего режима, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- территория субъекта Российской Федерации - неотъемлемая часть территории Российской Федерации, на которой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством осуществляется юрисдикция данного субъекта Российской Федерации;
- административная граница субъекта Российской Федерации - проложенная в натуре и обозначенная на местности межевыми знаками линия, графически отображенная в землеустроительной документации и иных картографических материалах, определяющая пространственный предел юрисдикции субъекта Российской Федерации;
- сопредельные субъекты Российской Федерации - субъекты Российской Федерации, имеющие общий участок административной границы;
- изменение административной границы субъекта Российской Федерации - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, результатом которой является правовое оформление административной границы субъекта Российской Федерации и ее обозначение на местности межевыми знаками;
- договор об осуществлении деятельности по изменению административной границы - официальный документ органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти сопредельных субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности по изменению общих участков административной границы субъектов Российской Федерации;
- соглашение - утвержденный в установленном порядке официальный документ органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об изменении общих участков административной границы сопредельных субъектов Российской Федерации;
- прохождение административной границы субъекта Российской Федерации - утвержденное в установленном порядке графическое отображение линии административной границы субъекта Российской Федерации на землеустроительной документации или иных картографических материалах, входящих в состав Альбома карт;
- Описание административной границы субъекта Российской Федерации - утвержденный в установленном порядке комплект документации (землеустроительное дело) с подробным словесным описанием прохождения линии административной границы субъекта Российской Федерации на местности во взаимосвязи с элементами ландшафта, земельными участками и тесно связанными с ними объектами недвижимости и содержащий список координат межевых знаков и поворотных точек этой границы;
- Альбом карт - составная часть землеустроительного дела, включающая в себя комплект землеустроительной документации и иных картографических материалов, отображающих прохождение административной границы субъектов Российской Федерации;
- узловая точка административной границы субъекта Российской Федерации - точка примыкания административной границы субъекта Российской Федерации к Государственной границе Российской Федерации, к береговой линии территориального моря, к береговой линии внутренних морских вод или точка схождения (стыка) общих участков административной границы трех и более субъектов Российской Федерации, координаты которой определены в установленной системе координат;
- поворотная точка административной границы субъекта Российской Федерации - точка схождения (стыка) двух прямолинейных разнонаправленных участков административной границы между сопредельными субъектами Российской Федерации, координаты которой определены в установленной системе координат;
- фрагмент административной границы субъекта Российской Федерации - часть административной границы субъекта Российской Федерации между двумя поворотными точками;
- межевой знак - сооружение или устройство, установленное на линии административной границы субъекта Российской Федерации и непосредственно обозначающее ее местоположение на местности;
- проверка прохождения административной границы субъекта Российской Федерации - обследование административной границы, проводимое совместно сопредельными субъектами Российской Федерации с целью установления сохранности межевых знаков и соответствия Описания общего участка административной границы современному состоянию местности.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по изменению административных границ субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Правовое регулирование деятельности по изменению административной границы субъектов Российской Федерации
1. Правовое регулирование деятельности по изменению административной границы субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Принципы осуществления деятельности по изменению административной границы субъектов Российской Федерации
Деятельность по изменению административной границы субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- законности;
- обеспечения территориальной целостности Российской Федерации;
- равноправия субъектов Российской Федерации;
- взаимного согласия между субъектами Российской Федерации;
- уважения интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населения;
- укрепления добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между субъектами Российской Федерации;
- гласности, открытости и согласованности деятельности;
- прогнозирования социально-экономических последствий изменения административных границ субъектов Российской Федерации для каждого из сопредельных субъектов Российской Федерации;
- использования согласительных процедур для урегулирования спорных вопросов.
Глава II. Изменение прохождения административной границы субъектов
Российской Федерации и ее обозначение
Статья 5. Изменение административной границы субъектов Российской Федерации
1. Изменение общих участков административной границы субъектов Российской Федерации осуществляется по взаимному согласию сопредельных субъектов Российской Федерации, определяемому итогами проведенных в них референдумов по данному вопросу.
2. Изменение административной границы края, области, в состав которого входит автономный округ, осуществляется по взаимному согласию края, области, сопредельного субъекта Российской Федерации и автономного округа, определяемому итогами проведенных в них референдумов по данному вопросу.
3. Изменение административной границы автономного округа, входящего в состав края, области, осуществляется по взаимному согласию автономного округа, сопредельного субъекта Российской Федерации и края, области, определяемому итогами проведенных в них референдумов по данному вопросу.
4. Изменение административной границы субъекта Российской Федерации по береговой линии территориального моря и внутренних морских вод осуществляется по взаимному согласию субъекта Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
5. Изменение административной границы субъектов Российской Федерации оформляется соответствующим Соглашением об изменении административной границы субъектов Российской Федерации, заключаемым высшими должностными лицами сопредельных субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации).
6. Соглашение об изменении административной границы субъектов Российской Федерации утверждается законодательными (представительными) органами сопредельных субъектов Российской Федерации.
7. В случае, если общий участок административной границы субъектов Российской Федерации проходит по землям и водным объектам, находящимся в федеральной собственности, данная административная граница субъектов Российской Федерации изменяется соответствующим Соглашением об изменении административной границы, заключаемым органами исполнительной власти сопредельных субъектов Российской Федерации с участием специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
8. В случае если общий участок административной границы субъектов Российской Федерации проходит по землям и водным объектам, находящимся в федеральной собственности, Соглашение об изменении административной границы между сопредельными субъектами Российской Федерации утверждается соответствующими законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
9. Положение узловых точек на стыках административных границ трех и более субъектов Российской Федерации определяется Соглашениями об изменении административной границы между субъектами Российской Федерации, заключаемыми всеми заинтересованными субъектами Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Субъекты инициирования вопроса об изменении административной границы субъектов Российской Федерации
Инициировать вопрос об изменении административной границы субъектов Российской Федерации вправе:
- законодательные (представительные) органы заинтересованных субъектов Российской Федерации,
- высшие должностные лица сопредельных субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации),
- Правительство Российской Федерации, если административная граница субъектов Российской Федерации проходит по землям и водным объектам, находящимся в федеральной собственности.
Статья 7. Основания для осуществления деятельности по изменению административных границ субъектов Российской Федерации
Основанием для осуществления деятельности по изменению административных границ субъектов Российской Федерации является Договор об осуществлении деятельности по изменению административной границы, подписанный заинтересованными сторонами, в связи с:
- образованием нового субъекта Российской Федерации;
- согласованным предложением сопредельных субъектов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об изменении общего участка административной границы или его части;
- совместным решением сопредельных субъектов Российской Федерации об изменении части общего участка административной границы, не проходящей по землям или водным объектам, находящимся в федеральной собственности.
Глава III. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации
и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
по изменению административной границы субъектов Российской Федерации
Статья 8. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области осуществления деятельности по изменению административных границ субъектов Российской Федерации
1. К полномочиям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по изменению административных границ субъектов Российской Федерации относится утверждение Соглашения об изменении административной границы субъекта Российской Федерации, Описания административной границы субъекта Российской Федерации и Альбома карт.
2. К полномочиям Правительства Российской Федерации по изменению административной границы субъектов Российской Федерации относятся: инициирование вопроса об изменении административной границы субъектов Российской Федерации, если общий участок административной границы субъектов Российской Федерации проходит по землям и водным объектам, находящимся в федеральной собственности; образование согласительных комиссий для решения спорных вопросов, возникающих при осуществлении деятельности по правовому оформлению измененного общего участка административной границы субъектов Российской Федерации; утверждение Соглашения об изменении административной границы субъектов Российской Федерации, если общий участок административной границы субъектов Российской Федерации проходит по землям и водным объектам, находящимся в федеральной собственности.
3. Государственное управление в области осуществления деятельности по изменению административных границ субъектов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение государственного земельного кадастра, непосредственно или через свои территориальные органы.
Статья 9. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления деятельности по изменению административных границ субъектов Российской Федерации
1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления деятельности по изменению административных границ субъектов Российской Федерации определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по изменению административной границы субъектов Российской Федерации относятся:
- обеспечение правового оформления общего участка административной границы субъектов Российской Федерации,
- обозначение общего участка административной границы субъекта Российской Федерации межевыми знаками установленного образца на местности;
- содержание общего участка административной границы субъектов Российской Федерации;
- проверка прохождения административной границы субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по изменению административных границ субъектов Российской Федерации
1. Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут наделяться законами Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями в области осуществления деятельности по изменению административных границ субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
2. Органы местного самоуправления участвуют в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в деятельности субъектов Российской Федерации по содержанию административной границы субъектов Российской Федерации, сохранению и поддержанию ее в надлежащем состоянии.
Статья 11. Правовое оформление административной границы субъектов Российской Федерации
1. В целях упорядочения измененных участков административной границы субъектов Российской Федерации органы государственной власти сопредельных субъектов Российской Федерации обеспечивают их правовое оформление.
2. Для решения спорных вопросов, возникающих при осуществлении деятельности по правовому оформлению измененного общего участка административной границы субъектов Российской Федерации, могут образовываться согласительные комиссии, в состав которых входят представители специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
3. Согласительные комиссии образуются Правительством Российской Федерации.
4. На согласительную комиссию возлагаются полномочия по организации и практическому выполнению необходимых мероприятий по правовому оформлению административной границы субъектов Российской Федерации, подготовке, согласованию и представлению в установленном порядке проекта Соглашения об изменении административной границы.
Статья 12. Состав документов по правовому оформлению административной границы субъектов Российской Федерации
1. Документы по правовому оформлению административной границы субъектов Российской Федерации подразделяются на основные и вспомогательные.
2. К основным документам по правовому оформлению изменения административной границы субъектов Российской Федерации относятся: Соглашение об изменении административной границы сопредельных субъектов Российской Федерации:
- соглашение об изменении точки стыка границ трех и более смежных субъектов Российской Федерации;
- итоги референдумов, проведенных по данному вопросу как в целом в сопредельных субъектах Российской Федерации, так и на передаваемой (ых) территории (ях);
- пояснительная записка инициатора предложения, содержащая обоснование целесообразности изменения административной границы субъектов Российской Федерации, сведения о передаваемой территории, перечень расположенных на ней населенных пунктов и численности проживающего в каждом из них населения, прогноз социально-экономических последствий изменения административных границ субъектов Российской Федерации для каждого из сопредельных субъектов Российской Федерации;
- Описание измененного участка административной границы субъектов Российской Федерации;
- Альбом карт;
- землеустроительное дело, включающее в себя описание измененного участка административной границы и схематическую карту с обозначением на ней участка административной границы субъектов Российской Федерации до и после ее изменения, передаваемой территории и всех, расположенных на ней, населенных пунктов, подписанное высшими должностными лицами сопредельных субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации);
- смета расходов денежных средств, необходимых для осуществления вносимого предложения, с указанием источников их покрытия.
3. К вспомогательным документам по правовому оформлению изменения административной границы субъектов Российской Федерации относятся: историко-архивные материалы, топографические планы и карты, сведения государственного земельного кадастра, землеустроительная, лесоустроительная и градостроительная документация, аэрофотосъемочные, геодезические, картографические и гидрографические материалы, справочные и аналитические документы, необходимые для правового оформления административной границы субъектов Российской Федерации.
4. Формирование банка данных об административных границах субъектов Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение государственного земельного кадастра.
Статья 13. Порядок составления Описания прохождения административной границы субъектов Российской Федерации
1. На всей территории Российской Федерации составление Описания прохождения административной границы субъектов Российской Федерации осуществляется одновременно с разработкой проекта прохождения административной границы субъекта Российской Федерации по единым методикам (утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного земельного кадастра) с использованием вспомогательных документов по правовому оформлению изменения административной границы субъектов Российской Федерации.
2. В качестве ориентиров для описания прохождения линии административной границы субъектов Российской Федерации выбираются земельные участки и тесно связанные с ними объекты недвижимости, элементы местности (рельефа, гидрографии, дорожной сети, растительного покрова и т.д.), отличающиеся долговременной сохранностью и расположенные в непосредственной близости от линии этой границы.
Описание прохождения административной границы субъектов Российской Федерации составляется последовательно, в пределах описываемой полосы местности шириной не более одного километра, от одной поворотной точки линии границы к другой.
3. Положение административной границы субъектов Российской Федерации между поворотными точками описывается с указанием общего направления прохождения границы относительно сторон света и расстояния от предыдущей поворотной точки, определенного по наиболее современным картографическим материалам, выбранным для проектирования изменения административной границы субъектов Российской Федерации.
4. Административные границы субъектов Российской Федерации проектируются в соответствии с градостроительной, землеустроительной и лесоустроительной документацией и устанавливаются по линиям, совпадающим с границами земельных участков, чертой поселений и границами муниципальных образований, а также линиям, совпадающим с береговой линией внутренних морских вод и территориального моря, изображенным на используемых гидрографических, топографических и иных картографических материалах.
На территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации административные границы субъектов Российской Федерации не устанавливаются.
5. При описании прохождения административной границы субъектов Российской Федерации по водотокам дается ссылка на соответствующее направление течения реки, ручья, канала - вниз или вверх по течению. Описание и проектирование прохождения административной границы субъектов Российской Федерации по судоходным рекам дается по середине главного фарватера, по несудоходным рекам - по их середине или середине главного рукава реки.
6. Прохождение административной границы субъектов Российской Федерации по водохранилищам и иным искусственным водным объектам приводится в Описании административной границы субъектов Российской Федерации и проектируется по линии границы, существовавшей до заполнения водохранилища или в соответствии с достигнутыми договоренностями.
7. Описание прохождения административной границы субъектов Российской Федерации по озерам дается, как правило, по прямой линии, соединяющей ее выходы на берега озер или в соответствии с достигнутыми договоренностями.
Граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при смещении или изменении русла реки, ручья, если иное не предусмотрено в Соглашении об изменении административных границ субъектов Российской Федерации.
8. В Описании административной границы субъектов Российской Федерации указывается территориальная принадлежность земельных участков, населенных пунктов, водоемов, островов на протоках и т.п. в зависимости от их положения по отношению к линии, описываемой или проектируемой административной границы субъектов Российской Федерации.
9. В случае прохождения административной границы субъектов Российской Федерации по объектам недвижимости (мостам, плотинам, дамбам, насыпям и другим искусственным сооружениям) в Описании и проекте прохождения административной границы субъектов Российской Федерации фиксируется положение административной границы субъектов Российской Федерации, как правило, по середине этих сооружений (по их технологической оси) или в соответствии с достигнутыми договоренностями.
10. Любые естественные изменения, которые могут происходить на местности, не меняют местоположение административных границ субъектов Российской Федерации после их установления, если иное не предусмотрено Соглашением об изменении административных границ субъектов Российской Федерации.
11. В Описании административной границы субъектов Российской Федерации применяются географические наименования объектов местности в соответствии с используемыми топографическими картами. В случае переименования населенных пунктов в Описании приводятся как их новые, так и старые названия.
Глава IV. Порядок утверждения изменения административной границы
субъектов Российской Федерации
Статья 14. Утверждение изменения административной границы субъектов Российской Федерации
1. В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации изменение административной границы субъектов Российской Федерации утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федераций.
2. На утверждение Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации вносятся следующие документы: Соглашение об изменении административной границы, Описание административной границы субъекта Российской Федерации и Альбом карт.
Статья 15. Порядок утверждения изменения административной границы субъектов Российской Федерации
1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос об утверждении изменения административной границы субъектов Российской Федерации с участием полномочных представителей законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить, и представителей Правительства Российской Федерации.
2. Решение об утверждении изменения административной границы субъектов Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.
3. Если решение об утверждении изменения административной границы субъектов Российской Федерации не набрало большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, Совет Федерации вправе принять одно из следующих решений:
- ходатайство об изменении административной границы субъектов Российской Федерации отклонить (оформляется соответствующим постановлением Совета Федерации);
- для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и заинтересованными субъектами Российской Федерации образовать согласительную комиссию.
Статья 16. Порядок преодоления возникшие разногласий между Советом Федерации и заинтересованными субъектами Российской Федерации при утверждении изменения административной границы субъектов Российской Федерации
1. Согласительная комиссия образуется на паритетных началах из членов Совета Федерации и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.
2. По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению разногласий или обосновывается невозможность преодоления возникших разногласий.
3. Протокол согласительной комиссии передается на рассмотрение Совета Федерации.
4. При рассмотрении протокола согласительной комиссии Совет Федерации вправе принять одно из следующих решений:
- утвердить ходатайство об изменении административной границы субъектов Российской Федерации с учетом предложений, изложенных в протоколе согласительной комиссии;
- отклонить ходатайство об изменении административной границы субъектов Российской Федерации.
5. Решение Совета Федерации оформляется соответствующим постановлением.
Глава V. Обозначение административной границы субъектов Российской
Федерации
Статья 17. Обозначение административной границы субъекта Российской Федерации
1. Административная граница субъекта Российской Федерации на местности обозначается межевыми знаками.
2. Образец межевых знаков и порядок их установки на всей территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
3. По взаимному согласованию органов государственной власти сопредельных субъектов Российской Федерации административная граница субъекта Российской Федерации может не обозначаться на местности межевыми знаками.
Глава VI. Содержание и проверка административной границы субъектов
Российской Федерации
Статья 18. Содержание административной границы субъектов Российской Федерации
1. Содержание административной границы субъектов Российской Федерации, сохранение и поддержание в исправном состоянии межевых знаков, опорной межевой сети, их контрольный осмотр, оборудование и содержание пограничных просек возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
2. Содержание общего участка административных границ субъектов Российской Федерации оформляется дополнительным Соглашением субъектов Российской Федерации.
3. Если административная граница субъекта Российской Федерации проходит по лесным землям, предназначенным для обеспечения нужд обороны, содержание таких просек возлагается на органы Министерства Обороны Российской Федерации.
Статья 19. Проверка прохождения административной границы субъектов Российской Федерации
Совместная проверка прохождения административной границы субъектов Российской Федерации проводится по договоренности компетентных органов государственной власти сопредельных субъектов Российской Федерации.
Документы совместных проверок прохождения административной границы субъектов Российской Федерации утверждаются компетентными органами государственной власти сопредельных субъектов Российской Федерации.
Глава VII. Финансирование деятельности по изменению административной
границы субъектов Российской Федерации
Статья 20. Финансирование деятельности по изменению административной границы субъектов Российской Федерации
Финансирование деятельности по изменению административной границы субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах полномочий федеральных органов государственной власти и бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 21. Введение в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вводится в действие через шесть месяцев после его официального опубликования.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.