Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О высвобождаемом военном имуществе"
Проект федерального закона "О высвобождаемом и выведенном из эксплуатации военном имуществе" разработан в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в их развитие.
Законопроект устанавливает общие правовые и экономические принципы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов власти местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, а также юридических и физических лиц, участвующих в работах по реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества.
Кроме того, в законопроекте, в целях обеспечения единого понимания и подхода к вопросам высвобождения, реализации, утилизации и ликвидации военного имущества, в соответствии с законодательством Российской Федерации и энциклопедическими военными словарями, даны определения и краткие объяснения словам, понятиям, терминам и терминологическим сочетаниям.
В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в силу ряда причин образовалось значительное количество военного имущества, в частности:
- вооружения, подлежащие ликвидации в соответствии международными договорами и принятыми Россией обязательствами;
- излишествующее, морально или физически устаревшее, неиспользуемое или не нашедшее применения военное имущество;
- вооружение и военная техника, исчерпавшая свой ресурс.
Ориентировочно на балансе федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, находятся следующие виды и количество движимого военного имущества, подпадающего под действие предлагаемого к рассмотрению проекта федерального закона:
- средства доставки ядерного оружия
(межконтинентальные баллистические ракеты
наземного базирования) - около 450 ед.;
- оперативно-тактические ракеты и крылатые
ракеты - около 5000 ед.;
- подводные лодки различных проектов,
надводные корабли и суда всех классов - более 800 ед.;
- бронетанковой техники - около 4000 ед.;
- боеприпасы всех видов - около 250 млн. шт.;
- артиллерийских систем всех типов - около 15000 ед.;
- самолеты и вертолеты - более 2000 ед.
Часть из этого военное имущество возможно реализовать как на внутреннем, так и на внешнем рынках, утилизировать с получением после соответствующей переработки узлов и агрегатов для вторичного использования в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также реализации за рубеж. Кроме этого, после соответствующей переработки возможно получение лома черных и цветных металлов, а также драгоценных и редкоземельных металлов.
Только в результате утилизации выведенного из эксплуатации движимого военного имущества общий объем лома металлов за 2000 - 2005 годы может составить:
- черных металлов - около 1,8 млн. тонн
- цветных металлов - около 0,27 млн. тонн
- титановых сплавов - около 3,9 млн. тонн
- драгоценных металлов - около 1,2 тыс. тонн,
из них около 20 тонн
золота, платины и палладия.
Реализация продуктов утилизации выведенного из эксплуатации военного имущества за период 2002 - 2005 гг. позволит получить доход в объеме от 13 до 21 млрд. рублей, а общие затраты за этот же период может составлять до 30 млрд.рублей.
Разработчики законопроекта считают, что данный закон обеспечит выполнение пункта 3, статьи 212 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, где определено: "Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности граждан или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом".
Данный закон призван регламентировать реализацию, промышленную утилизацию и ликвидацию движимого военного имущества, реализацию (аренду) недвижимого военного имущества и военных объектов инфраструктуры с учетом экономических, социальных и экологических аспектов.
Принятие законодательного акта будет способствовать получению дополнительных средств, которые можно будет направить на решение следующих вопросов:
- проведение военной реформы;
- решение вопросов социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих";
- покрытие расходов, связанных с выполнением работ по утилизации (ликвидации) вооружения и военной техники и являющихся затратными;
- создание и совершенствование новых технологий в области утилизации (ликвидации) военного имущества и научных разработок в этой области.
Кроме того, реализация данного законопроекта позволит:
- сократить численность личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемого на решение задач по ликвидации и утилизации высвобождаемого военного имущества;
- сохранить до 100 000 рабочих мест на предприятиях оборонной промышленности России;
- создать до 50 тысяч рабочих мест на предприятиях местной промышленности регионов Российской Федерации;
- улучшить экологическую обстановку в районах хранения и снизить уровень взрыво- и пожароопасности, а также опасности радиоактивного и химического заражения окружающей среды в местах хранения (складирования) военного имущества.
Дополнительных затрат из федерального бюджета на организацию соответствующих органов по реализации, промышленной утилизации и ликвидации высвобождаемого военного имущества в соответствии с настоящим Законом не потребуется, так как органы управления этим процессом уже созданы или находятся в процессе создания в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а непосредственные работы по утилизации (ликвидации) будут осуществляться в рамках государственного оборонного заказа на существующих предприятиях, что позволит загрузить производственные мощности, увеличить количество рабочих мест, несколько снизить социальную напряженность на местах.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О высвобождаемом военном имуществе"
Финансово-экономическое обоснование реализации данного проекта федерального закона осуществлялось на основе:
- оценки объемов движимого и недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению из Вооруженных Сил и других войск до 2005 года включительно и прогнозных оценок по высвобождению этого имущества в последующий период;
- анализа потребности Вооруженных Сил и других войск в бюджетных средствах на финансирование расходов по утилизации или ликвидации вооружения и военной техники, а также на содержание высвободившегося недвижимого военного имущества и обеспечение его охраны;
- ожидаемых поступлений от реализации движимого и недвижимого военного имущества, а также от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники;
- планируемых сроков высвобождения военного имущества;
- предусматриваемого законопроектом порядка использования денежных средств, получаемых от реализации военного имущества, и механизма самофинансирования процесса утилизации вооружения и военной техники.
Количество военного имущества по основной номенклатуре вооружения и военной техники, подпадающего под действие законопроекта, только в период с 2002 по 2005 год включительно, характеризуется следующими данными:
- межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования - около 450 шт.
- средства ракетно-космической обороны (РЛС, ЭВМ, вычислительные и стрельбовые комплексы и т.п.) - более 50 ед.
- космические средства (КА, ракеты-носители, стартовые комплексы, отделяющиеся части РН, наземная аппаратура и т.п.) - около 650 ед.
- атомные подводные лодки - около 150 шт.
- дизельные подводные лодки - около 90 шт.
- надводные корабли и суда обеспечения - около 600 шт.
- баллистические ракеты атомных подводных лодок - более 650 шт.
- морские крылатые и противолодочные ракеты - около 5000 шт.
- средства противолодочного вооружения (реактивные глубинные бомбы, мины, торпеды и т.п.) - около 250 тыс.шт.
- самолеты и вертолеты - более 2000 шт.
- авиационные ракеты - более 75 тыс.шт.
- авиационные бомбы - более 320 тыс.шт.
- зенитные ракетные комплексы - более 200 ед.
- зенитные ракеты - около 30 тыс.шт.
- радиолокационные станции и автоматизированные системы управления - более 1500 ед.
- танки - более 4000 шт.
- боевые машины и бронетранспортеры - около 4000 шт.
- противопехотные и противотанковые мины - около 10 млн.шт.
- кассетные боеприпасы - около 300 тыс.шт.
- артиллерийские орудия (полевые, противотанковые, зенитные комбинированные, морские) - около 15000 шт.
- артиллерийские боеприпасы различных типов - около 400 млн.шт.
- инженерные боеприпасы - свыше 15 млн.шт.
- управляемые и неуправляемые ракеты Сухопутных войск - около 44 тыс.шт.
- стрелковое оружие - более 1100 тыс.шт.
- жидкое ракетное топливо - более 97 тыс.т.
и т.д.
Значительные объемы высвобождения вооружения и военной техники в указанный период связаны с планируемым сокращением и реформированием Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также с ликвидацией вооружений в соответствии с международными договорами.
В дальнейшем, со стабилизацией численного состава Вооруженных Сил на запланированном уровне и выполнением обязательств России по сокращению вооружений, высвобождение вооружения и военной техники будет зависеть только от их планового списания и планов перевооружения армии и флота.
Содержание и утилизация указанного выше военного имущества требует значительных финансовых затрат из федерального бюджета. При этом, многие образцы вооружения и военной техники представляют собой потенциальную опасность для окружающей среды и населения, что предопределяет необходимость проведения процесса их утилизации в возможно короткий срок.
Ресурсный потенциал вооружения и военной техники, подлежащих утилизации до 2005 года включительно, оценивается следующими данными:
черный металл - около 1500 тыс. тонн;
цветной металл - 220 - 230 тыс. тонн;
титановые сплавы - около 3,3 тыс. тонн;
драгоценные металлы - около 1,0 тыс. тонн, из них до 21,0 тонны золото, платина, палладий и МПГ.
Стоимость указанных вторичных ресурсов оценивается около 8,0 млрд. рублей, в ценах на 1 января 2002 г.
Наряду со вторичными ресурсами в процессе утилизации вооружения и военной техники возможно реализовать на сумму до 6,0 млрд.
рублей отдельные агрегаты, комплектующие изделия и оборудование, входящие в утилизируемые объекты.
Суммарные затраты на производство работ по утилизации всего количества вооружения и военной техники оцениваются в объеме до 35.0 млрд. рублей.
Таким образом, путем самофинансирования возможно покрытие до 40% требуемых расходов на утилизацию. С учетом финансовой и технической помощи, выделяемой на ликвидацию стратегических вооружений по программе Совместного уменьшения угрозы (Программа "Нанна-Луггара") в объеме около 16,0 млрд. рублей, покрытие расходов на 87% будет производится без привлечения бюджетных средств. Затраты бюджета при этом составят около 5,0 млрд. рублей (в 2001 году на ликвидацию и утилизацию ВВТ из федерального бюджета запланировано выделить 6036,4 млн. рублей).
Кроме перечисленного военного имущества из Вооруженных Сил и других воинских формирований в указанный период высвобождаются объекты недвижимости, жестко связанные с земельными участками, на которых они находятся. В первую очередь это военные городки и отдельные объекты военной инфраструктуры.
В настоящее время только на балансе Минобороны России состоит 690 высвобожденных и неиспользуемых военных городков и отдельных объектов. В дальнейшем, до окончания процесса оптимизации состава численности Вооруженных Сил, планируется к высвобождению еще более 700 военных городков.
Из высвобожденных к настоящему времени объектов недвижимого военного имущества реализовано не более 13% от общего их числа. При этом на содержание и охрану этих объектов Министерство обороны тратит ежегодно до 150 млн. рублей из средств, выделяемых на национальную оборону.
В 2001 году реализовано 160 объектов недвижимости на сумму 130,5 млн. рублей, в среднем по 815 тыс. рублей за объект.
Низкий уровень продажи недвижимого военного имущества вызван в основном, отсутствием покупательского спроса, так как военные городки, подлежащие реализации, как правило, со слабой инфраструктурой, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и расположены вне экономически развитых районов.
Таких объектов более 80%, в связи с чем ожидаемый экономический эффект от их реализации не достигается, а сами городки приходят в негодность.
При этом объекты, являющиеся неликвидными, но востребованные местными органами власти для реализации социально-экономических программ, не могут быть переданы им в силу несовершенства существующей нормативной правовой базы.
В случае сохранения затрат на содержание и охрану этих объектов на уровне 2001 года в период 2002 - 2005 годы потребуется до 600,0 млн. рублей из бюджета. Возможный возврат этих средств, при объеме продаж на уровне 2001 года составит 522,0 млн. рублей, или 87%.
Для снижения уровня бюджетных затрат на содержание и охрану городков в законопроекте необходимо предусмотреть возможность передачи местным органам власти объектов недвижимости, при условии их задействования в социально-экономических программах соответствующих органов власти.
Таким образом, реализация законопроекта потребует до 21 млрд. рублей бюджетных средств (без учета иностранной финансовой и технической помощи), что соответствует финансовым возможностям Российской Федерации, при ежегодном уровне бюджетного финансирования на уровне 2001 года.
Принятие закона позволит:
решить остро стоящую проблему утилизации и ликвидации вооружения и военной техники, высвобождаемых из Вооруженных Сил и других войск, при минимальном бюджетном финансировании;
снизить уровень взрыво, -пожаро, -радиационной опасности в местах хранения высвобожденных вооружения и военной техники, а также улучшить экологическую обстановку в этих местах;
отработать нормативную правовую базу, регулирующую процессы утилизации и реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного имущества, позволяющую осуществлять его рациональное использование;
создать дополнительные рабочие места, в том числе для увольняемых военнослужащих, в социально неблагополучных районах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.