Проект федерального закона N 115008-3
"О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
Глава II. Полномочия органов государственной власти (ст.ст. 5 - 9)
РФ и субъектов РФ, федерального органа
исполнительной власти, специально
уполномоченного в области охраны
окружающей среды и предметы ведения
органов местного самоуправления в зоне
экологического бедствия
Глава III. Порядок объявления территории зоной (ст.ст. 10 - 13)
экологического бедствия
Глава IV. Федеральные целевые программы по выводу (ст.ст. 14 - 18)
территорий из состояния экологического
бедствия
Глава V. Осуществление хозяйственной и иной (ст.ст. 19 - 24)
деятельности на территории зоны
экологического бедствия
Глава VI. Налогообложение на территории зон (ст.ст. 25 - 27)
экологического бедствия
Глава VII. Порядок снятия с территории статуса зоны (ст.ст. 28 - 29)
экологического бедствия
Глава VIII. Ответственность за нарушение (ст.ст. 30 - 31)
законодательства РФ о зонах
экологического бедствия
Глава IX. Заключительные положения (ст. 32)
Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовой базы придания территориям Российской Федерации или их участкам статуса зон экологического бедствия федерального уровня, вывода их из состояния экологического бедствия и обеспечения конституционных прав граждан, проживающих на них, на благоприятную окружающую среду.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
зона экологического бедствия - территория с неблагоприятным состоянием естественных экосистем (деградацией экосистем), которая характеризуется стойким ухудшением показателей качества окружающей среды и здоровья населения в результате длительного и интенсивного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, и которой в установленном порядке присвоен статус зоны экологического бедствия;
критерии экологического бедствия - показатели качества окружающей среды и здоровья населения, являющиеся основанием для отнесения территорий к зонам экологического бедствия;
риск для здоровья человека - вероятность развития вредных для здоровья человека последствий в конкретных условиях воздействия неблагоприятного фактора окружающей среды на здоровье определенного человека или группы людей;
государственный экологический контроль в зонах экологического бедствия - система административных и организационных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о зонах экологического бедствия, осуществляемых на территории зон экологического бедствия органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
государственный социально-гигиенический мониторинг в зонах экологического бедствия - система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека в зонах экологического бедствия.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о зонах экологического бедствия
1. Законодательство Российской Федерации о зонах экологического бедствия основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, федеральных законов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений в зоне экологического бедствия не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям настоящего Федерального закона действует настоящий Федеральный закон.
Статья 3. Предмет регулирования закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правовые отношения, возникающие на территориях Российской Федерации или их участках в связи с приданием им статуса зоны экологического бедствия, охраны и восстановления окружающей среды и здоровья населения на этих территориях, а также снятием статуса зоны экологического бедствия.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в процессе ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, устраняемых при проведении оперативных мероприятий, и которые регулируются Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по выводу территорий из состояния экологического бедствия регулируются гражданским законодательством.
Статья 4. Принципы деятельности на территории зон экологического бедствия
Хозяйственная и иная деятельность на территории зон экологического бедствия основывается на принципах:
- приоритета охраны здоровья человека, обеспечения благоприятных условий жизни, труда и отдыха населения;
- обеспечения соблюдения природоохранных требований с целью уменьшения антропогенной нагрузки на окружающую среду и восстановления нарушенного природного равновесия;
- обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности при разработке предпроектной, проектной и иной документации, а также при принятии решения о ее реализации;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы всех видов документации, обосновывающей принятие решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, а также хозяйственную и иную деятельность, намечаемую к реализации на территории зон экологического бедствия;
- комплексности мероприятий по нормализации экологической обстановки и обязательности их выполнения;
- осуществления государственного экологического и социально-гигиенического мониторинга, государственного экологического контроля, а также государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории зоны экологического бедствия, в первую очередь, за состоянием компонентов природной среды и здоровья населения, показатели которых соответствуют критериям экологического бедствия;
- обязательности своевременного и полного финансирования, прежде всего "загрязнителем" окружающей среды, всех мероприятий федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
- гласности при придании территориям статуса зон экологического бедствия, при разработке федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия и осуществлении предусмотренных в ней мероприятий;
- участия общественности в разработке и осуществлении мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
- неотвратимости ответственности для лиц, виновных в несоблюдении требований настоящего Федерального закона.
Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, федерального органа
исполнительной власти, специально уполномоченного в области охраны
окружающей среды и предметы ведения органов местного самоуправления
в зоне экологического бедствия
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений в зонах экологического бедствия
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений в зонах экологического бедствия относятся:
инициирование придания статуса и принятие решения о придании статуса зон экологического бедствия территориям, установление их правового статуса;
инициирование снятия и снятие с территории статуса зоны экологического бедствия;
определение основных направлений политики государства в области регулирования отношений при придании территориям статуса зон экологического бедствия, осуществлении деятельности на их территории и снятии статуса зон экологического бедствия, а также ее реализация;
разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о зонах экологического бедствия;
координация деятельности органов государственной власти на территории Российской Федерации при объявлении зоны экологического бедствия, проведении мероприятий по нормализации экологической обстановки и здоровья населения на ее территории, снятии с территории статуса зоны экологического бедствия;
утверждение нормативов и государственных стандартов в области охраны окружающей среды;
утверждение критериев экологического бедствия;
утверждение федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия и контроль за их реализацией;
утверждение нормативных документов, регламентирующих вынужденное переселение лиц, проживающих на территории зоны экологического бедствия;
организация проведения и координация научных исследований и работ по выявлению причин возникновения экологического бедствия, обоснованию придания территориям статуса зон экологического бедствия и нормализации экологической обстановки на их территории;
установление порядка осуществления и осуществление государственного экологического контроля на территориях зон экологического бедствия, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности;
установление порядка проведения государственного мониторинга на территориях зон экологического бедствия, формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды, в первую очередь за компонентами, показатели состояния которых соответствуют критериям экологического бедствия, и обеспечение функционирования этой системы;
осуществление государственного мониторинга за состоянием окружающей среды;
осуществление государственного социально-гигиенического мониторинга и государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
утверждение лимитов использования природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации, и лимитов выбросов, сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, размещение отходов, а также других видов негативного воздействия;
организация и проведение государственной экологической экспертизы проектов федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия, а также иных объектов, перечисленных в статье 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и контроль за их реализацией;
приостановление - и (или) прекращение хозяйственной и иной деятельности на территории зон экологического бедствия в целях выведения территории из состояния экологического бедствия и их отмена в соответствии с законодательством Российской Федерации;
утверждение порядка финансирования мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на нее в зонах экологического бедствия в соответствии с природоохранными требованиями;
введение специального налогового режима, порядка льготного кредитования деятельности, обеспечивающей снижение негативного воздействия на окружающую среду и ее восстановление на территориях зон экологического бедствия;
осуществление международного и межрегионального сотрудничества по вопросам охраны и восстановления окружающей среды и здоровья населения в зонах экологического бедствия;
иные установленные законодательством полномочия по обеспечению эффективной охраны и восстановления окружающей среды на территории зон экологического бедствия.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений в зоне экологического бедствия
К полномочиям субъектов Российской Федерации в зоне экологического бедствия, в том числе в области регулирования отношений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на их территории, относятся:
инициирование придания территории статуса зоны экологического бедствия;
инициирование снятия с территории статуса зоны экологического бедствия;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о зонах экологического бедствия, а также регулирования отношений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на их территории;
координация на территории субъекта Российской Федерации природоохранной деятельности в зоне экологического бедствия, проводимой государственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также юридическими и физическими лицами;
организация проведения и координация научных исследований и работ по выявлению причин возникновения экологического бедствия, по обоснованию придания статуса зоны экологического бедствия и нормализации экологической обстановки на их территории;
участие в разработке, финансировании и реализации федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
организация проведения оценки состояния окружающей среды и здоровья населения на территории зон экологического бедствия в случае инициирования вопроса о предоставлении территории статуса зоны экологического бедствия субъектом Российской Федерации;
участие в организации и осуществлении государственного мониторинга за состоянием окружающей среды;
участие в проведении социально-гигиенического мониторинга на территории зон экологического бедствия;
участие в осуществлении контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории зон экологического бедствия;
осуществление государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории зон экологического бедствия, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
ограничение, приостановление или прекращение хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц в целях вывода территории из состояния экологического бедствия за исключением объектов федерального подчинения;
снятие ограничения и разрешение на продолжение приостановленной или прекращенной хозяйственной и иной деятельности на территории зоны экологического бедствия до отмены режима зоны экологического бедствия;
введение специального налогового режима в части налогов, устанавливаемых субъектом Российской Федерации, а также разработка и применение иных механизмов финансирования реабилитации зон экологического бедствия за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством;
обеспечение населения зон экологического бедствия достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды и здоровья населения, планируемых и осуществляемых мероприятиях по выводу территории из состояния экологического бедствия;
осуществление иных полномочий в зонах экологического бедствия, а также регулирование отношений при осуществлении хозяйственной деятельности на их территории, не относящейся к ведению Российской Федерации.
Статья 7. Компетенция федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области охраны окружающей среды в зоне экологического бедствия
К компетенции федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации в части осуществления полномочий по выводу территорий из состояния экологического бедствия относится:
инициирование придания территории и снятия с нее статуса зоны экологического бедствия;
комплексное управление деятельностью по выводу территорий из состояния экологического бедствия, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на их территориях;
разработка критериев экологического бедствия;
определение видов деятельности, запрещенных к осуществлению на территории зон экологического бедствия;
координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на территории зон экологического бедствия;
формирование нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, утверждение или согласование норм и правил использования природных ресурсов, а также правил ведения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду на территориях зон экологического бедствия;
организация и проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих придание территориям статуса зон экологического бедствия, программ реабилитации этих территорий и проектов федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия, а также иных проектов, намечаемых к реализации на территории указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их реализацией;
установление порядка осуществления и осуществление государственного экологического контроля за охраной компонентов природной среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности на территориях зон экологического бедствия, в первую очередь показатели которых соответствуют критериям экологического бедствия;
установление порядка осуществления и осуществление государственного экологического мониторинга за состоянием природной среды и природных ресурсов;
ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения в целях выведения территории из состояния экологического бедствия;
согласование снятия ограничений и разрешений на возобновление приостановленной или прекращенной деятельности предприятий и других объектов до снятия статуса зоны экологического бедствия;
обеспечение населения зон экологического бедствия достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды;
осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в части проведения экологической сертификации, лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
иные установленные законодательством функции по обеспечению эффективной охраны и восстановления компонентов природной среды на территории зон экологического бедствия.
Статья 8. Предметы ведения органов местного самоуправления в зоне экологического бедствия
Органы местного самоуправления в рамках законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении решают вопросы:
организации (или участия в организации) проведения оценки состояния окружающей среды и здоровья населения в случае инициирования вопроса о предоставлении территории статуса зоны экологического бедствия;
подготовки (или участия в подготовке) материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям статуса зон экологического бедствия для направления их на государственную экологическую экспертизу;
организации обсуждения подготовленных материалов с общественностью;
инициирования объявления территории зоной экологического бедствия;
инициирования снятия с территории статуса зоны экологического бедствия;
обеспечения населения зон экологического бедствия информацией о состоянии природной среды, планируемых и осуществляемых мероприятиях по оздоровлению природной среды;
участия в разработке проекта федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия;
финансирования в соответствии с утвержденной федеральной целевой программой по выводу территорий из состояния экологического бедствия соответствующих мероприятий по нормализации экологической обстановки на территории зоны из местных источников финансирования;
предоставления льготного налогообложения субъектам хозяйствования на территории зоны экологического бедствия в пределах своей компетенции (местных налогов);
координации и контроля природоохранной деятельности юридических и физических лиц на территории муниципального образования в установленных законодательством пределах ведения органов местного самоуправления;
подготовки материалов по обоснованию ограничения, приостановления или прекращения в установленном порядке хозяйственной деятельности, не запрещенной законодательством в зонах экологического бедствия;
подготовки материалов по обоснованию возобновления хозяйственной деятельности до снятия статуса зоны экологического бедствия.
Статья 9. Участие граждан, общественных объединений, организаций и политических партий в принятии решений по приданию статуса зоны экологического бедствия, осуществлению хозяйственной и иной деятельности на ее территории и снятие статуса зоны экологического бедствия
1. Граждане, общественные объединения, организации и политические партии имеют право:
- запрашивать и получать в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления информацию о состоянии окружающей среды и здоровья населения на территории зоны экологического бедствия;
- принимать участие в обсуждении проекта федеральной целевой программы мероприятий по выводу территорий из состояния экологического бедствия и реализации этих мероприятий;
- выступать инициаторами введения ограничений и прекращения хозяйственной и иной деятельности, запрета на использование природных ресурсов на территории зоны экологического бедствия;
- принимать участие в обсуждении вопросов установления ограничений, прекращения хозяйственной и иной деятельности, запрета на использование природных ресурсов и переселения граждан с территории зоны экологического бедствия;
- оказывать содействие проведению работ по выводу территории из состояния экологического бедствия.
2. Граждане, общественные объединения, организации и политические партии обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о зонах экологического бедствия, устанавливающие статус зоны экологического бедствия и регламентирующие хозяйственную и иную деятельность на ее территории.
Глава III. Порядок объявления территории зоной экологического бедствия
Статья 10. Основания для инициирования объявления территории зоной экологического бедствия
1. Основанием для инициирования объявления территории зоной экологического бедствия является неблагоприятное состояние окружающей среды, вызвавшее возникновение реальной угрозы здоровью людей, проявившееся в увеличении уровня заболеваемости населения и деградации экологических систем и соответствующее критериям экологического бедствия.
2. Инициирование объявления территории зоной экологического бедствия производится при невозможности устранения негативных изменений без помощи со стороны государства.
Статья 11. Критерии экологического бедствия
Критерии экологического бедствия разрабатываются и устанавливаются в целях принятия обоснованного решения о придании территории статуса зоны экологического бедствия.
Критерии экологического бедствия разрабатываются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды на основании комплексной оценки состояния окружающей среды и здоровья населения совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Границы зоны экологического бедствия
1. Границы зоны экологического бедствия устанавливаются по границе наименьшей административно-территориальной единицы или установленных границ хозяйственных объектов и комплексов, в пределах которых характеристики состояния окружающей среды и здоровья населения соответствуют критериям экологического бедствия территорий.
2. Границы зоны экологического бедствия устанавливается с целью организации и координации работ по выводу территории из состояния экологического бедствия и управления реализацией мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой по восстановлению окружающей среды на территории зоны экологического бедствия.
Статья 13. Порядок придания территории статуса зоны экологического бедствия
1. Инициаторами постановки вопроса о придании территории статуса зоны экологического бедствия могут быть:
- органы местного самоуправления;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органы государственной власти Российской Федерации;
- федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды и его территориальные подразделения;
- общественные организации.
2. Инициатор постановки вопроса о придании территории статуса зоны экологического бедствия обращается в орган местного самоуправления и (или) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с заявлением о необходимости придания территории статуса зоны экологического бедствия и представляет материалы о состоянии окружающей среды и здоровья населения, подтверждающие необходимость придания территории статуса зоны экологического бедствия.
3. Орган местного самоуправления и (или) орган государственной власти субъекта Российской Федерации при установлении обоснованности придания территории статуса зоны экологического бедствия подготавливает и представляет на государственную экологическую экспертизу следующие материалы:
- материалы, обосновывающие необходимость придания территории статуса зоны экологического бедствия, включая материалы комплексной оценки состояния окружающей среды и здоровья населения;
- проект федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия;
материалы обсуждения с населением и общественными организациями разработанных документов.
Состав, содержание и порядок подготовки материалов, обосновывающих придание территории статуса зоны экологического бедствия определяются Правительством Российской Федерации.
4. Материалы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, направляются федеральным органом исполнительной власти специально уполномоченным в области экологической экспертизы в федеральный орган исполнительной власти специально уполномоченный в области разработки и реализации государственной социально-экономической политики для рассмотрения их в установленном порядке и внесения в Правительство Российской Федерации.
5. Правительство Российской Федерации на основании представленных материалов, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы в срок не более трех месяцев придает указанной территории статус зоны экологического бедствия и утверждает федеральную целевую программу по выводу территории из состояния экологического бедствия или принимает решение об отказе в придании территории статуса зоны экологического бедствия.
6. Решение об отказе в придании территории статуса зоны экологического бедствия должно быть аргументировано и доведено до инициатора объявления территории зоной экологического бедствия, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления и может быть обжаловано в судебном порядке.
Глава IV. Федеральные целевые программы по выводу территорий
из состояния экологического бедствия
Статья 14. Цели и задачи федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия
1. Федеральная целевая программа по выводу территории из состояния экологического бедствия является основным документом, регулирующим деятельность организаций и физических лиц по выводу территории из состояния экологического бедствия и выполнению мероприятий, обеспечивающих снятие статуса зоны экологического бедствия.
2. Основной целью федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия является улучшение состояния окружающей среды, обеспечивающее снятие статуса зоны экологического бедствия.
3. Задачи, решаемые программой, должны определять основные направления деятельности, обеспечивающие достижение целей программы.
Статья 15. Разработка федеральных целевых программ по выводу территорий из состояния экологического бедствия
1. Разработку проекта федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия организуют орган местного самоуправления и (или) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Государственным заказчиком программы является федеральный орган исполнительной власти специально уполномоченный в области охраны окружающей среды, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Система мероприятий федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия
Федеральная целевая программа должна содержать систему мероприятий, обеспечивающих выполнение ее основных задач:
- обеспечение соблюдения природоохранных требований с целью уменьшения антропогенной нагрузки на окружающую среду и восстановления нарушенного природного равновесия;
- улучшение состояния (восстановление, рекультивация) водных объектов, атмосферного воздуха, почв, растительного и животного мира, природных ландшафтов;
- охрану и восстановление здоровья населения.
В составе мероприятий должны быть предусмотрены меры производственно-технического, социального, организационного, правового и административного характера.
Статья 17. Механизм управления федеральной целевой программой
1. В целях реализации федеральной целевой программы создается Дирекция, положение о которой утверждается Государственным заказчиком.
2. Управление реализацией федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия осуществляется Дирекцией программы.
3. Государственный заказчик совместно с Дирекцией программы осуществляет контроль за ходом ее выполнения.
Статья 18. Финансирование реализации федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия
1. Финансирование реализации мероприятий федеральной целевой программы осуществляется за счет средств организаций - "загрязнителей" окружающей среды, а также средств местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета, а также других источников, предусмотренных программой, в объемах, определенных для финансирования соответствующих мероприятий.
2. Для консолидации финансовых ресурсов Дирекция программы по согласованию с Государственным заказчиком создает Фонд реализации программы.
Глава V. Осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории
зоны экологического бедствия
Статья 19. Особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны экологического бедствия
1. На территории зон экологического бедствия ограничивается, приостанавливается или запрещается хозяйственная и иная деятельность, ухудшающая состояние здоровья населения и окружающей среды, а также использование природных ресурсов.
Основанием для ограничения, приостановления или запрещения хозяйственной и иной деятельности является систематическое нарушение природоохранного законодательства, подтвержденное результатами государственного экологического контроля и экологического аудита.
2. На территории зоны экологического бедствия разрешается строительство новых объектов, деятельность которых обеспечит снижение загрязнения окружающей среды, а также объектов, обеспечивающих социальные потребности населения, проживающего на территории зоны.
3. Приватизация государственной и муниципальной собственности в зонах экологического бедствия осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации в Российской Федерации.
При приватизации государственной и муниципальной собственности в зонах экологического бедствия предусматриваются условия, обеспечивающие переход к новому собственнику обязанностей по восстановлению нарушенных объектов окружающей среды и выполнение мероприятий федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия.
Статья 20. Обеспечение охраны и восстановления здоровья населения на территории зоны экологического бедствия
На территории зоны экологического бедствия реализуется комплекс мероприятий, направленных на снижение воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения, в том числе:
- организация снабжения населения качественной питьевой водой;
- обеспечение систематического снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- проведение мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию здоровья населения, отнесенных к группе риска (обеспечение качественными продуктами питания, пищевыми добавками, витаминами, специальными препаратами, организация оздоровительных мероприятий для детского населения и др.);
- осуществление мероприятий, направленных на снижение загрязнения сельскохозяйственной продукции местного производства;
- организация специального медицинского наблюдения, лечения и оздоровления населения;
- решение социальных проблем территории (обеспечение занятости населения, обеспечения жильем и другие мероприятия);
- организация вынужденного переселения населения из зон экологического бедствия при наличии решения федерального специально уполномоченного органа исполнительной власти в области охраны здоровья населения.
Статья 21. Обязательное страхование экологических рисков
1. На территории зон экологического бедствия обязательное страхование экологических рисков вводится для:
организаций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
видов деятельности, связанных с риском возникновения аварий и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
2. Перечни организаций, расположенных на территории зоны экологического бедствия и видов деятельности на территории зоны экологического бедствия, подлежащих обязательному страхованию экологических рисков, утверждаются в составе федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия.
3. Типовое Положение об обязательном страховании экологических рисков в зонах экологического бедствия разрабатывается государственными органами исполнительной власти и утверждается Правительством Российской Федерации.
Страховые компании, действующие на территории зон экологического бедствия на основании типового Положения по согласованию с органами местного самоуправления разрабатывают положения для соответствующих зон.
4. Страховым компаниям, осуществляющим страхование экологических рисков на территории зон экологического бедствия, предоставляются налоговые и иные льготы в соответствие с законодательством Российской Федерации.
5. Федеральные органы исполнительной власти проводят государственный контроль за обязательным страхованием экологических рисков, осуществляемых страховыми компаниями.
Статья 22. Экологический аудит
На территориях зон экологического бедствия на период реализации федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия в организациях, участвующих в реализации программных мероприятий, проводится экологический аудит за счет средств, предусмотренных в Программе на проведение организационно-распорядительных и контрольных мероприятий.
Периодичность проведения экологического аудита и состав аудиторов утверждаются Дирекцией Программы.
Статья 23. Экологическая сертификация
Местные органы власти территории, на которой расположена зона экологического бедствия, обязаны оказывать содействие развитию экологической сертификации организаций, производств и систем управления охраной окружающей среды организаций, расположенных на территории зон экологического бедствия.
Продукция, ввозимая на территорию зоны экологического бедствия или производимая на ней, подлежит экологической сертификации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 24. Лизинговая деятельность
Для организаций, расположенных на территории зон экологического бедствия, а также иных организаций, участвующих в реализации мероприятий федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия, предусматривается использование лизинговых операций для оснащения техническими средствами и оборудованием.
Гарантами при проведении финансовых операций на лизинговой основе могут выступать государственные и муниципальные органы и (или) Дирекция федеральной целевой программы по выводу территорий из состояния экологического бедствия.
Глава VI. Налогообложение на территории зон экологического бедствия
Статья 25. Особенности налогообложения на территории зон экологического бедствия
1. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие порядок налогообложения в зонах экологического бедствия действуют в отношении таких зон с учетом особенностей, устанавливаемых Налоговым кодексом Российской Федерации для специальных налоговых режимов, законом о федеральном бюджете на соответствующий год и настоящим Федеральным законом.
2. Виды налоговых льгот определяются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 26. Порядок предоставления налоговых льгот на территории зон экологического бедствия
1. Порядок предоставления льгот по федеральным налогам и сборам, налогам и сборам субъектов Российской Федерации, местным налогам и сборам осуществляется в порядке, определяемым Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами, изданными на его основании, а также другими законодательными и нормативными актами по налогам и сборам.
Статья 27. Распределение налога по видам бюджетов в зонах экологического бедствия
Предложения по отдельным видам федеральных налогов, поступления от которых полностью зачисляются в бюджеты соответствующих зон экологического бедствия, а также предложения о пропорциях зачисления и распределения между бюджетами разного уровня федеральных налогов в части, касающихся зон экологического бедствия, вносятся Правительством Российской Федерации при разработке и принятии закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Глава VII. Порядок снятия с территории статуса зоны экологического
бедствия
Статья 28. Основание для снятия с территории статуса зоны экологического бедствия
Основанием для снятия статуса зоны экологического бедствия снимается с территории является выполнение мероприятий федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия, когда показатели качества окружающей среды и здоровья населения ниже критериев экологического бедствия.
Статья 29. Порядок снятия с территории статуса зоны экологического бедствия
1. Инициаторами снятия с территории статуса зоны экологического бедствия могут являться юридические лица, указанные в статье 13 настоящего Федерального закона.
2. Инициаторы снятия с территории статуса зоны экологического бедствия подготавливают материалы, подтверждающие выполнение федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия, базирующиеся на данных государственного экологического и социально-гигиенического мониторингов, а также экологического аудита, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Подготовленные материалы направляются федеральному органу исполнительной власти специально уполномоченному в области охраны окружающей среды - органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Состав, содержание и порядок подготовки материалов определяются Правительством Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти специально уполномоченный в области охраны окружающей среды направляет представление о снятии с территории статуса зоны экологического бедствия в Правительство Российской Федерации.
5. Решение о снятии с территории статуса зоны экологического бедствия принимает Правительство Российской Федерации.
Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации о зонах экологического бедствия
Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о зонах экологического бедствия, несут административную, гражданско-правовую, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 31. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности в зонах экологического бедствия
1. Вред, причиненный окружающей среде и здоровью граждан в зоне экологического бедствия в результате умышленного, неосторожного действия или бездействия физических и юридических лиц, а также органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. В случае технологической невозможности восстановления нарушенного состояния окружающей среды и объектов в полном объеме, причинитель вреда обязан компенсировать в денежном выражении вред, причиненный окружающей среде, владельцу земельного участка или владельцу соответствующего природного ресурса в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда.
3. Возмещение вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда на основании исков владельцев земельных участков, соответствующих природных ресурсов или иного имущества, органов, осуществляющих государственный экологический контроль, а также иных заинтересованных лиц.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 32 (35). О введении в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.