Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Государством Кувейт об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"
Целью вышеуказанного Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или капитала в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.
При подготовке указанного Соглашения Российская Сторона основывалась на типовом соглашении об избежании двойного налогообложения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основными положениями Соглашения являются следующие:
Сфера применения Соглашения
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от имущества и самого имущества
Налогообложение дивидендов
Налогообложение процентов
Налогообложение роялти
Налогообложение доходов физических лиц
Сфера применения Соглашения
Соглашение распространяется на налоги на доходы и капитал юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или Государстве Кувейт.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Соглашение предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 6 месяцев. Кроме того, установлено, что оказание услуг предприятием одного государства через собственный или нанятый персонал в другом государстве образует постоянное представительство, если такая деятельность осуществляется в течение периода или периодов, превышающих в совокупности более трех месяцев в течение любого двенадцатимесячного периода.
Налогообложение доходов от имущества и самого имущества
Доходы от использования имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении морских и воздушных судов, эксплуатируемых в международных перевозках. Доходы от отчуждения таких транспортных средств, полученные предприятием договаривающегося государства, подлежат налогообложению в этом государстве.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 5% от общей суммы дивидендов.
Кроме того, дивиденды не подлежат налогообложению в стране - источнике выплаты, если получателем таких дивидендов является правительство, политическое подразделение или местные органы власти другого государства, центральный банк этого другого государства или другие правительственные учреждения или финансовые институты другого государства.
Налогообложение процентов
Исключительное право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода.
Налогообложение роялти
Право взимать налоги с роялти предоставлено государству, резидентом которого является получатель роялти. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы роялти.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов, преподавателей и научных работников.
Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу через 30 дней после даты получения последнего из уведомлений о выполнении необходимых в связи с этим процедур. Соглашение остается в силе в течение пяти лет и продолжает применяться после этого до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не прекратит его действия, направив по дипломатическим каналам уведомление по крайней мере за шесть месяцев до окончания первоначального или любого последующего периода действия Соглашения.
Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Кувейтом, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база бюджетов разных уровней не сузится, так как некоторое уменьшение налогового бремени для кувейтских юридических и физических лиц в России будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Кувейта. Вместе с тем наличие такого Соглашения позволит российским налоговым органам контролировать своевременность и полноту налоговых поступлений с доходов, полученных российскими юридическими и физическими лицами от деятельности на территории Кувейта. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Государством Кувейт об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения
в отношении налогов на доходы и капитал"
Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал направлено на активизацию предпринимательской деятельности как юридических и физических лиц Кувейта в Российской Федерации, так и российских юридических и физических лиц в этой стране. Соглашение способствует расширению налоговой базы бюджетных систем договаривающихся государств и не требует дополнительных расходов федерального бюджета.
Целью является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или капитала, а также уклоняться от уплаты налогов.
Льготные ставки тех или иных видов налогов являются не односторонними, предоставляемыми Россией своим зарубежным партнерам, а обоюдными, в результате чего российские компании и банки имеют аналогичные льготы в отношении доходов, получаемых из-за рубежа. Во многих случаях, когда речь идет о соглашениях со странами, импортирующими российские товары и технологии и получающими для этих целей кредиты от российских банков и компаний, пониженные ставки налогообложения дивидендов, роялти, процентов особенно выгодны нашим налогоплательщикам, так как национальные ставки налогов на эти доходы в таких странах часто превышают 40 процентов.
Снижение зарубежных налоговых обязательств российских юридических и физических лиц, в свою очередь, ведет (при наличии соглашений об избежании двойного налогообложения) к увеличению доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.