Проект федерального закона N 216152-3
"О плате за негативное воздействие на окружающую среду"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
финансово-экономическое обоснование
Статья 1. Понятие платы за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным сбором, взимаемым с организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в том числе иностранных юридических и физических лиц, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность на территории, относящейся к юрисдикции Российской Федерации, и устанавливаемым с учетом материальных затрат на компенсацию ущерба, причиненного окружающей среде в результате этого негативного воздействия, в целях финансового обеспечения деятельности в области охраны окружающей среды, направленной на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Статья 2. Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду признаются российские и иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны негативное воздействие на окружающую среду, на которое необходимо получить разрешение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду далее в настоящем законе именуются плательщиками.
Не признаются плательщиками: органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 3. Постановка на учет в качестве плательщика
Плательщики подлежат постановке на учет в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды по месту соответствующего вредного воздействия.
Статья 4. Объект взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
1. Объектами взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду признаются:
а) выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных или передвижных источников;
б) сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты, внутренние морские воды, а также территориальные морские воды Российской Федерации;
в) размещение отходов (токсичных и нетоксичных);
г) производимые электромагнитные, шумовые, вибрационные, тепловые, радиационные и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
2. Перечни загрязняющих веществ и отходов разных классов токсичности, а также других видов вредного воздействия на окружающую среду определяются специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды и утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. При реорганизации организации права и обязанности по выплатам платы за негативное воздействие на окружающую среду переходят к ее правопреемнику.
Статья 5. Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плата по виду вредного воздействия на окружающую среду определяется в зависимости от массы (объема) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, массы (объема) размещаемых отходов, либо уровня других видов вредного воздействия на окружающую среду.
2. Плата определяется плательщиком по результатам каждого отчетного периода отдельно по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (виду вредного воздействия), исходя из массы (объема) фактических выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объемов размещенных отходов, либо фактических уровней или интенсивности видов вредного воздействия и согласовывается с соответствующим государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды по месту осуществления вредного воздействия на окружающую среду.
3. Итоговая плата определяется соотношением массы загрязняющих веществ с количеством условных тонн, учитывающим относительную опасность загрязняющих веществ и отходов. Порядок установления соотношения конкретных масс (объемов) загрязняющих веществ к количеству условных тонн определяется специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды и утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Итоговая плата при электромагнитном, шумовом, тепловом, вибрационном и радиационном воздействии на окружающую среду определяется умножением минимальной ставки платы за условную единицу суммарной интенсивности вредного воздействия, по которому установлен органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора соответствующий количественно измеряемый нормируемый параметр, на длительность воздействия, среднюю площадь экологически опасной зоны, на которую распространяется вредное воздействие и которая определяется территориальными органами исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора, плотность населения, проживающего в экологически опасной зоне, которая определяется в соответствии с данными государственной статистики, и величину удельного экономического ущерба от вредного воздействия, устанавливаемого для каждого вида вредного воздействия государственными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статья 6. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду
1. Минимальные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении каждого ингредиента загрязняющего вещества (отхода) и вида вредного воздействия на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные минимальные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду могут ежегодно индексироваться Правительством Российской Федерации в зависимости от уровня инфляции и изменения экологической ситуации по представлению специально уполномоченного государственного органа исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
2. Конкретные размеры ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, учитывающие местные условия и сложившуюся экологическую обстановку, устанавливаются государственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с участием специально уполномоченных территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
3. Для отдельных регионов и бассейнов рек в зависимости от экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду могут применяться с повышающими коэффициентами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
4. При превышении негативных воздействий значения предельно допустимых нормативов в границах временно согласованных нормативов (лимитов) ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, увеличиваются в кратном размере, но не менее чем в 5 раз.
5. При превышении негативных воздействий значения временно согласованных нормативов (лимитов) ставки платы за негативные воздействия на окружающую среду, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, увеличиваются в кратном размере, но не менее чем в 25 раз.
6. При негативном воздействии на окружающую среду без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы за негативные воздействия на окружающую среду, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, увеличиваются в кратном размере, но не менее чем в 25 раз.
7. При введении в действие ставок платы, устанавливаемых за количество условных тонн, расчет сумм платы за объемы загрязнения сверх установленных лимитов и нормативов, а также в случаях негативного воздействия на окружающую среду без соответствующей лицензии (разрешения) производится применительно к порядку, установленному пунктами 4, 5 и 6 настоящей статьи.
Порядок установления соотношения конкретных масс (объемов) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов и нормативов к количеству условных тонн, в том числе в случаях негативного воздействия на окружающую среду без соответствующей лицензии (разрешения), определяется специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды и утверждается Правительством Российской Федерации.
8. Сумма платы, исчисленная плательщиком (включая авансовые платежи) в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, зачисляется:
в федеральный бюджет по нормативу отчислений 19%;
в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации по нормативу 81%.
Статья 7. Льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду
1. От взимания платы за негативные воздействия на окружающую среду при соблюдении природоохранных требований и установленных нормативных показателей негативного воздействия на окружающую среду освобождаются организации в сфере образования, здравоохранения и культуры, не имеющие на балансе стационарных источников загрязнения (за исключением зданий, сооружений и оборудования, обеспечивающих отопление и иные собственные нужды, необходимые для функционирования этих организаций), а также воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме хозрасчетных) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также Прокуратуры Российской Федерации.
При нарушении указанными организациями установленных нормативных показателей негативного воздействия на окружающую среду, налог уплачивается в порядке, применяемом при сверхлимитном или безлицензионном вредном воздействии.
2. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченными территориальными органами исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды вправе устанавливать льготы по плате за негативные воздействия на окружающую среду для отдельных категорий плательщиков в пределах сумм платежей, поступающих в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.
Статья 8. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плательщик определяет сумму платы за негативные воздействия на окружающую среду самостоятельно.
2. Сумма платы за негативные воздействия на окружающую среду по итогам каждого отчетного периода по каждому ингредиенту загрязняющего вещества и виду вредного воздействия на окружающую среду определяется исходя из соответствующих ставок платы за негативные воздействия на окружающую среду и итоговых значений вредного воздействия на окружающую среду, определяемых в соответствии со статьями 5 и 6 данной главы настоящего закона, с учетом льгот по плате за негативные воздействия на окружающую среду, предусмотренных статьей 7 данной главы настоящего Закона.
Статья 9. Период взимания платы за негативные воздействия на окружающую среду
Период взимания платы за негативные воздействия на окружающую среду признается календарный год.
Статья 10. Сроки взимания платы за негативные воздействия на окружающую среду и авансовых платежей
Сумма платы, подлежащая взиманию по итогу установленного периода, уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим периодом.
В течение установленного периода платятся авансовые платежи, рассчитываемые исходя из расчетного объема сброшенных (выброшенных) за отчетный период загрязняющих веществ или размещенных отходов, либо из расчетных уровней других видов вредного воздействия на окружающую среду.
Отчетным периодом устанавливается квартал.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 12. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.