Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О плате за негативное воздействие
на окружающую среду"
Концепция данного законопроекта основывается на принципах платности пользования окружающей средой, установленных Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Реализация этих конституционных норм невозможна без соответствующего экономического механизма, направленного на создание ограничений для деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и стимулов для снижения такого воздействия.
Данный законопроект определяет правовые основы для компенсации со стороны хозяйствующих субъектов причиненного окружающей среде ущерба в результате их деятельности. Компенсация представляется в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая относится к неналоговым доходам бюджета. В качестве объектов платы за негативные воздействия на окружающую среду признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязненных вод, размещение отходов, электромагнитные, тепловые, шумовые, вибрационные и радиационные воздействия.
Размеры платы устанавливаются в зависимости от величины производимых загрязнений или уровней иных видов вредного воздействия на окружающую среду.
При определении размеров платы учитываются нормативы предельно допустимых значений негативного воздействия на окружающую среду. Если природопользователем эти нормативы превышаются, то плата увеличивается в кратном размере от 5-ти до 25 раз для случаев, оговоренных в законопроекте.
В настоящем законопроекте устанавливается и законодательно закрепляется система взимания платы, которая действовала в течение десяти лет на основании подзаконных актов Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В федеральном бюджете 2002 г. запланировано поступление 1,6 млрд.руб. от взимания этой платы.
Соответствующие поступления этой платы в бюджеты субъектов Российской Федерации должны составить 8,5 млрд.руб.
Задержка с принятием данного законопроекта ставит под угрозу исполнение консолидированного бюджета 2002 года.
Учитывая изложенное, становится очевидной необходимость безотлагательного принятия данного законопроекта.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона
В случае принятия проекта федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" подлежат изменению:
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год";
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая (в части исключения понятия "экологический налог");
Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в части включения платы в неналоговые доходы бюджета).
Финансово-экономическое обоснование
Принятие и введение в действие проекта федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета на покрытие издержек от реализации соответствующих организационно-технологических процедур.
Принятие законопроекта позволит обеспечить плановые поступления в федеральный бюджет 2002 года в объеме 1,7 млрд.руб., в бюджеты субъектов Российской Федерации - в объеме 8,5 млрд.рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.