Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Португальской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы"
Целью вышеуказанной Конвенции является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.
При подготовке указанной Конвенции Российская Сторона основывалась на типовом соглашении об избежании двойного налогообложения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основными положениями Конвенции являются следующие:
Сфера применения Конвенции
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Налогообложение доходов от имущества и самого имущества
Налогообложение дивидендов
Налогообложение процентов
Налогообложение роялти
Налогообложение доходов физических лиц
Сфера применения Конвенции
Конвенция распространяется на налоги на доходы и капитал юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в России или Португалии.
Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности
Конвенция предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 12 месяцев.
Налогообложение доходов от имущества и самого имущества
Доходы от использования имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении морских и воздушных судов, эксплуатируемых в международных перевозках.
Доходы от отчуждения таких транспортных средств, полученные предприятием договаривающегося государства, подлежат налогообложению в этом государстве.
Налогообложение дивидендов
Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране - источнике, однако в этом случае налог не может превышать 15% от общей суммы дивидендов.
Ставка налога в размере 10% предусмотрена, если получателем дивидендов является компания, владеющая непрерывно в течение двухлетнего предшествующего выплате дивидендов периода по крайней мере 25% капитала компании-источника выплат.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране - источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы процентов. Вместе с тем проценты освобождаются от налогообложения в стране - источнике, если они выплачиваются другому договаривающемуся государству, его политическому, административному подразделению или местному органу власти, либо иному институту, определенному и согласованному путем обмена нотами, в связи с любым кредитом предоставленным или гарантированным на основе договоренности между Правительствами договаривающихся государств.
Налогообложение роялти
Право взимать налоги с роялти предоставлено государству, резидентом которого является получатель роялти. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране - источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы роялти.
Налогообложение доходов физических лиц
Конвенция предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, стажеров.
Конвенция гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении необходимых в связи с этим процедур. Положения Конвенции применяются до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не прекратит ее действия, направив по дипломатическим каналам уведомление по крайней мере за шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с даты вступления Конвенции в силу.
Конвенция способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Португалией, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база бюджетов разных уровней не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для португальских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Португалии. Вместе с тем, наличие такой Конвенции позволит российским налоговым органам контролировать своевременность и полноту налоговых поступлений с доходов, полученных российскими юридическими и физическими лицами от деятельности на территории Португалии. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции между
Правительством Российской Федерации и Правительством Португальской
Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты в отношении налогов на доходы"
Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы направлена на активизацию предпринимательской деятельности как юридических и физических лиц Португалии в Российской Федерации, так и российских юридических и физических лиц в этой стране. Соглашение способствует расширению налоговой базы бюджетных систем договаривающихся государств и не требует дополнительных расходов федерального бюджета.
Целью является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода, а также уклоняться от уплаты налогов.
Льготные ставки тех или иных видов налогов являются не односторонними, предоставляемыми Россией своим зарубежным партнерам, а обоюдными, в результате чего российские компании и банки имеют аналогичные льготы в отношении доходов, получаемых из-за рубежа. Во многих случаях, когда речь идет о соглашениях со странами, импортирующими российские товары и технологии и получающими для этих целей кредиты от российских банков и компаний, пониженные ставки налогообложения дивидендов, роялти, процентов особенно выгодны нашим налогоплательщикам, так как национальные ставки налогов на эти доходы в таких странах часто превышают 40 процентов.
Снижение зарубежных налоговых обязательств российских юридических и физических лиц, в свою очередь, ведет (при наличии соглашений об избежании двойного налогообложения) к увеличению доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.