Проект федерального закона N 183703-3
"Об альтернативной гражданской службе"
Досье на проект федерального закона
ко второму чтению
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 9)
Глава 2. Организация направления граждан (ст.ст. 10 - 14)
на альтернативную гражданскую службу
Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской (ст.ст. 15 - 16)
службы
Глава 4. Права, обязанности и ответственность (ст.ст. 17 - 21)
граждан, проходящих альтернативную
гражданскую службу
Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской (ст.ст. 22 - 24)
службы
Глава 6. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 25 - 26)
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Альтернативная гражданская служба
1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
он принадлежит к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, подлежащие в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу, не пребывающие в запасе, имеющие право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение.
Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы
1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу в:
организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
Организация, в которую гражданин направляется для прохождения альтернативной гражданской службы, может быть расположена как по месту жительства гражданина, так и за его пределами.
Граждане могут проходить альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований.
2. Граждане направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в качестве гражданского персонала в организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только с их согласия.
3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
4. Перечни видов работ, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, их должностей (профессий), а также организаций, где предусмотрено прохождение гражданами альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. При определении вида работы, на которой может быть занят гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, его должности (профессии) и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются его образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должно препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.
Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы
1. Срок альтернативной гражданской службы:
для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, расположенных по месту их жительства, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев;
для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, расположенных за пределами места их жительства, в 1,25 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 30 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 15 месяцев.
2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, расположенных по месту их жительства, в 1,25 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 30 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 15 месяцев.
Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, расположенных за пределами места их жительства, равен установленному Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" сроку военной службы по призыву и составляет 24 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 12 месяцев.
3. В случае направления гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы в организацию, расположенную за пределами места его жительства, началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.
4. Окончанием альтернативной гражданской службы считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.
5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:
прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;
время отбывания уголовного наказания в виде ограничения свободы, ареста или время отбывания административного взыскания в виде ареста;
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы
1. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по труду и социальному развитию (далее - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагает на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.
2. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.
3. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение гражданами альтернативной гражданской службы, а также эти организации.
Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями и настоящим Федеральным законом.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
представляют в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения по перечням видов работ, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, их должностей (профессий), а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение гражданами альтернативной гражданской службы;
ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение гражданами альтернативной гражданской службы;
направляют в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных организациях;
ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;
контролируют исполнение законодательства Российской Федерации о труде в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;
обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.
5. Организации, где предусмотрено прохождение гражданами альтернативной гражданской службы:
представляют в соответствующий федеральный орган исполнительный власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ и должностей (профессий), на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;
принимают на работу по срочному трудовому договору граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы, и расторгают с ними срочный трудовой договор;
организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;
контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей, в случае уклонения гражданина от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.
Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы
Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время
Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Глава 2. Организация направления граждан на альтернативную
гражданскую службу
Статья 10. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу
1. До направления на альтернативную гражданскую службу граждане исполняют обязанности по воинскому учету и проходят медицинское освидетельствование в порядке, установленном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
2. Мероприятия, связанные с направлением гражданина на альтернативную гражданскую службу, могут проводиться только после достижения им возраста 18 лет.
3. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.
4. Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:
подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в призывную комиссию по месту жительства;
явку на заседание призывной комиссии;
явку в территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
5. На мероприятия, связанные с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками призывной комиссии.
6. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 11. Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой должно содержать указание на причины такой замены.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.
В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
2. Призывная комиссия выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.
Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:
выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность доводов гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
анализа документов, представленных гражданином;
анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия принимает решение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо мотивированное решение об отказе в такой замене.
При необходимости запроса дополнительных материалов срок вынесения решения может быть продлен председателем призывной комиссии.
Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и выдает ему копию решения.
4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
характеризующие гражданина документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы;
в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
гражданин дважды вызывался на заседание призывной комиссии и не явился без уважительной причины;
ранее гражданину была предоставлена возможность прохождения альтернативной гражданской службы, и он от нее уклонился.
5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:
заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
6. Неявка гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 настоящей статьи, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Направление граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы
1. Место прохождения гражданином альтернативной гражданской службы определяет территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с решением призывной комиссии.
2. Гражданин, направляемый для прохождения альтернативной гражданской службы, является в территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в срок, указанный в решении призывной комиссии, и получает под расписку предписание с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.
Статья 14. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу
1. Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае обжалования гражданином решения призывной комиссии выполнение решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
2. Решение о направлении гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы без учета его образования, специальности, квалификации, опыта предыдущей работы, состояния здоровья или семейного положения, а также для прохождения альтернативной гражданской службы в качестве гражданского персонала в организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов без его согласия может быть обжаловано им в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы
Статья 15. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы
1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Работодатель, к которому гражданин направлен для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в течение трех дней уведомить об этом соответствующий территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым подведомственна организация.
3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
4. По решению федеральных органов исполнительной власти либо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных - чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
Статья 16. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу
1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
2. В случае, если организация, в которой гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, расположена за пределами места его жительства, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих
альтернативную гражданскую службу
Статья 17. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Граждане приобретают статус проходящих альтернативную гражданскую службу с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.
3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.
Статья 18. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации
1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и федеральными законами.
Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.
2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. Он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственных и муниципальных организациях, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.
5. За гражданином, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.
6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.
Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).
7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.
8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, расположенных за пределами места их жительства, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.
Расходы, связанные с реализацией права граждан на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исполнение гражданином трудовых обязанностей при выполнении работ, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в выполнении указанных работ, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в ней системой оплаты труда.
3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием либо служебным жилым помещением граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу за пределами места их жительства.
Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.
4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляется организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.
5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод
1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:
соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;
соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.
2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:
отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;
занимать руководящие должности;
участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;
в случае, если организация, в которой гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, расположена за пределами места его жительства, покидать место ее расположения без уведомления об этом представителя работодателя;
расторгать срочный трудовой договор по своей инициативе;
оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.
Статья 21. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.
2. В случае уклонения от альтернативной гражданской службы гражданин несет ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
Под уклонением от прохождения альтернативной гражданской службы понимается неявка гражданина без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанный в предписании срок, злостное неисполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязанностей, установленных статьей 20 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы
Статья 22. Основание и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы
1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:
по истечении срока альтернативной гражданской службы;
по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;
в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
в связи с осуждением его к наказанию, исключающему продолжение работы по месту прохождения альтернативной гражданской службы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.
2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.
3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.
Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.
При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.
5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.
Статья 23. Зачисление гражданина, прошедшего альтернативную гражданскую службу, в запас
1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, состоят на учете в военном комиссариате до достижения ими возраста 50 лет.
2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.
Глава 6. Заключительные и переходные положения
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года.
2. Гражданам, направленным на альтернативную гражданскую службу по решению призывной комиссии либо по вступившему в законную силу решению суда до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, время прохождения альтернативной гражданской службы засчитывается в срок альтернативной гражданской службы, установленный статьей 5 настоящего Федерального закона.
Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст.1475; N 30, ст.3613) следующие дополнения:
пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:
"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов альтернативной гражданской службы)";
пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:
"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов альтернативной гражданской службы)";
пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:
"п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу."
2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.