Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 171 и дополнения в статью 172 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Одной из острых проблем, стоящих перед государством, является неполная собираемость налогов. Юридические и физические лица различными путями уклоняются от уплаты налогов, используя несовершенство действующего законодательства в этой сфере. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения преступлений экономической направленности. Число выявленных преступлений в Российской Федерации в данной сфере в 2001 году достигло 382,4 тысячи.
С целью уклонения от уплаты налогов значительное число граждан осуществляет различные виды предпринимательской деятельности нелегально, без регистрации и постановки на налоговый учет. Доходы от незаконной предпринимательской деятельности находятся в теневом обороте, нигде не фиксируются, не облагаются налогами, чем причиняется ущерб бюджетам всех уровней и экономике страны в целом. Законопослушным гражданам сложно конкурировать с теми, кто занимается незаконной предпринимательской деятельностью и не несет налоговых издержек. Более того, правонарушители зачастую занимаются незаконной предпринимательской деятельностью открыто и не опасаясь наказания, что разрушительно влияет на устои общества и платежную дисциплину всех налогоплательщиков.
За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации предусмотрена уголовная ответственность по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации. Правоохранительными органами Краснодарского края только за 2001 год расследовано 295 уголовных дел, возбужденных в соответствии с частью второй вышеназванной статьи, из которых всего 151 дело направлено в суд. Прекращено за отсутствием события преступления либо за отсутствием в деянии состава преступления 86 уголовных дел.
Расследование уголовных дел, связанных с осуществлением гражданами незаконной предпринимательской деятельности, представляет определенную сложность, так как одним из квалифицирующих признаков по статье 171 "Незаконное предпринимательство" Уголовного кодекса Российской Федерации является сумма дохода, которая должна быть не менее 200 минимальных размеров оплаты труда. Однако Уголовным кодексом Российской Федерации не конкретизировано понятие "доход".
Существует две точки зрения по вопросу исчисления суммы дохода. Согласно первой точке зрения доходом следует признавать все, полученное лицом от осуществления незаконной предпринимательской деятельности, при этом расходы правонарушителя при исчислении дохода учитываться не должны. По второй точке зрения при исчислении дохода следует учитывать правила, определяющие порядок установления объекта налогообложения, то есть учитывать расходы, понесенные в процессе незаконной предпринимательской деятельности. При рассмотрении данных уголовных дел суды, как правило, придерживаются именно второго подхода, поскольку то, что следует понимать под термином "доход", Уголовным кодексом Российской Федерации не определено. Следственные органы помимо установления и доказательства размеров доходов правонарушителей вынуждены также доказывать и суммы их расходов, что сопряжено со значительными сложностями, так как расходы зачастую документированы фиктивными документами несуществующих организаций либо "фирм-однодневок". Считаем, что правонарушители должны нести уголовную ответственность не за получение чистого дохода от незаконной предпринимательской деятельности, а за сам факт осуществления незаконной предпринимательской деятельности при достижении объема деятельности (выручки) определенной величины, что и установлено статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С этой целью законопроектом предусматривается неоднозначно толкуемый термин "доходы" заменить более определенным термином "выручка". Считаем необходимым восполнить имеющийся пробел в уголовном праве.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, изменения действующего законодательства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 171
и дополнения в статью 172 Уголовного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 171 и дополнения в статью 172 Уголовного кодекса Российской Федерации" признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие других актов федерального законодательства не потребуются.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 171
и дополнения в статью 172 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 171 и дополнения в статью 172 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Председатель Законодательного |
В.А.Бекетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.