Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (по вопросу восстановления (компенсации) и возврата вкладов граждан Российской Федерации, находившихся в Государственных трудовых сберегательных кассах СССР, действовавших на территории РСФСР, Российском республиканском банке Сбербанка СССР или в Сбербанке РСФСР)
Настоящий законопроект разработан депутатами Государственной Думы с целью установления правового механизма возврата денежных средств, переданных гражданами Российской Федерации в распоряжение Государственных трудовых сберегательных касс СССР, действовавших на территории РСФСР, Российского республиканского банка Сбербанка СССР, Сбербанка РСФСР (далее - Сбербанк Российской Федерации).
Более 40 млн. граждан Российской Федерации понесли материальный и моральный ущерб в связи с инфляционным обесцениванием денежных средств, переданных в распоряжение государства в дореформенный период.
По данным Правительства Российской Федерации (письмо от 24 апреля 2002 года N 2412п-П13) сбережения граждан, помещенные в Сбербанк России до 20 июня 1991 года, в организации государственного страхования Российской Федерации до 1 января 1992 года и ценные бумаги СССР, размещение которых производилось на территории РСФСР до 1 января 1992 года, оцениваются в сумме порядка 345,54 млрд. рублей СССР.
Принятый в октябре 1991 года Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" должен был обеспечить своевременную индексацию вкладов, т.е. поддержание их покупательной способности.
При переводе сбережений граждан Российской Федерации в целевые долговые обязательства Российской Федерации с учетом требований ряда федеральных законов и сроков закрытия вкладов объем государственного долга по сбережениям составит 7, 86 трлн. рублей (данные Правительства Российской Федерации по состоянию на 25 марта 2002 года).
Но ни Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", ни последовавшие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации фактически исполнены не были. К таким законодательным актам относятся:
Постановление VII Съезда народных депутатов Российской Федерации "О ходе экономических реформ в Российской Федерации" (по подготовке программы компенсации сберегательных вкладов) (декабрь 1992 года);
Постановление IX Съезда народных депутатов Российской Федерации "О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации" (27 марта 1993 года), обязывавшее Правительство Российской Федерации в месячный срок разработать и представить в Верховный Совет Российской Федерации предложения о порядке компенсации потерь по вкладам граждан Российской Федерации, с соответствующим увеличением денежных средств на счетах граждан, а также последующим поддержанием покупательной способности этих средств;
Указ Президента Российской Федерации "О защите сбережений граждан Российской Федерации" (28 марта 1993 года), обязывавший Правительство Российской Федерации подготовить предложения, механизм и формы компенсации потерь граждан Российской Федерации от обесценивания принадлежащих им вкладов;
Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (1995 год);
Федеральный закон "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" (1996 год);
Федеральный закон "О базовой стоимости необходимого социального набора" (1999 год);
Федеральный закон "О коэффициентах деноминации для месяцев, входящих в период с 1 марта по 31 декабря 1991 года" (2000 год).
Вместо внедрения механизма компенсации, восстановления и выплат гражданам Российской Федерации их гарантированных вкладов были приняты:
Указ Президента Российской Федерации "О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах" (от 16 мая 1996 года N 733);
Указ Президента Российской Федерации "Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах" (от 2 декабря 1997 года N 1269);
Постановление Правительства Российской Федерации "О выплате в 2002 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации и некоторых страховых организациях" (от 13 марта 2002 года N 152).
Конституция Российской Федерации (статьи 1, 35 и 53), действующее законодательство Российской Федерации и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации (от 31 мая 1995 года N 12) обязывают государство быть гарантом возвращения вкладов и произвести полное возмещение потерь по обесцененным сбережениям граждан Российской Федерации.
Однако до сих пор ни Сберегательный банк Российской Федерации, ни федеральные органы исполнительной власти свою роль по возмещению потерь по обесцененным сбережениям граждан Российской Федерации не выполнили. Более того, до сих пор не сделан перерасчет денежных сбережений граждан Российской Федерации, хотя федеральными законами указан путь перерасчета. Так Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" установил, что покупательная способность денежных средств рассчитывается, исходя из стоимости фиксированного набора основных потребительских, товаров и услуг, включающих рацион питания, товары и услуги, обеспечивающих нормальное физиологическое существование человека.
В порядке выработки механизма реализации Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" и другими федеральными законами предусмотрен механизм перерасчета гарантированных денежных сбережений граждан Российской Федерации, в которых для практического осуществления перерасчета разработана единица номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации - долговой рубль, а долговую стоимость одного долгового рубля установлено определять исходя из изменений соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора. Был определен и необходимый социальный набор товаров и услуг на душу населения в год.
Таким образом для осуществления перерасчета и восстановления сбережений граждан Российской Федерации вся законодательная база имеется.
Однако погашение государственного долга экономически в обозримый срок невозможно не только для Российской Федерации, но и для богатейших государствах, не введя при этом государство в гиперинфляцию.
Одним из путей выполнения обязательств Российской Федерации является предлагаемый законопроект, предусматривающий дополнения в статьи 5 и 13 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Во-первых, предусмотрено дополнение статьи 13, которое обязывает государство в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона восстановить денежные сбережения граждан Российской Федерации с учетом долгового рубля. По данным федерального органа исполнительной власти по вопросу статистики долговая стоимость рубля на начало 2000 года составляла 18 рублей, в июне 2000 года - 19 рублей, на конец 2000 года - 21 рубль. То есть долговая стоимость рубля увеличивается с ростом цен (ростом инфляции). Таким образом, ценность долгового рубля через долговую стоимость устанавливается на уровне ценности одного рубля СССР в 1990 году и эта ценность постоянна.
Второе дополнение касается выпуска облигаций специального Государственного внутреннего займа сроком на двадцать лет на всю сумму восстанавливаемых денежных сбережений граждан Российской Федерации, помещенных в Сберегательный банк Российской Федерации, с учетом индексации сбережений и с ежегодным погашением выпущенных облигаций.
Предусматриваемый в законопроекте порядок ежегодного и завершающего погашения облигаций в 2022 году основан на экономических реалиях, который не нарушает экономическую безопасность Российской Федерации.
Предусмотренный в законопроекте порядок восстановления сбережений граждан Российской Федерации, обмен по желанию граждан сбережений на облигации специального Государственного внутреннего займа предполагает, что их результатом смогут воспользоваться нынешнее поколение вкладчиков.
Принятие данного законопроекта потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и не потребует изменения существующего налогового законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан
Российской Федерации"
(по вопросу восстановления (компенсации) и возврата вкладов граждан
Российской Федерации, находившихся в Государственных трудовых
сберегательных кассах СССР, действовавших на территории РСФСР, Российском
республиканском банке Сбербанка СССР или в Сбербанке РСФСР)
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (по вопросу восстановления (компенсации) и возврата вкладов граждан Российской Федерации, находившихся в Государственных трудовых сберегательных кассах СССР, действовавших на территории РСФСР, Российском республиканском банке Сбербанка СССР или в Сбербанке РСФСР) предусматривает дополнительное финансирование из средств из федерального бюджета, а также расходы на выпуск облигаций специального Государственного внутреннего займа с последующим ежегодным их погашением и завершающим погашением в 2022 году.
Учитывая, что по данным Правительства Российской Федерации по состоянию на 25 марта 2002 года объем государственного долга по сбережениям граждан Российской Федерации составляет 7,86 трлн. рублей, равномерные ежегодные выплаты могут составлять около 386 млрд. рублей.
Из этой суммы в облигации специального Государственного внутреннего займа в соответствии с законопроектом могут перейти только денежные сбережения граждан Российской Федерации, находившихся в Государственных трудовых сберегательных кассах СССР, действовавших на территории РСФСР, Российском республиканском банке Сбербанка СССР и в Сбербанке РСФСР, что составит около 60% от общей суммы государственного долга.
В федеральном бюджете на 1996 - 2000 годы было выделено для предварительной компенсации сбережений граждан Российской Федерации на первоочередные нужды 25,7 млрд. рублей (выплачено 15,6 млрд. рублей). Компенсация выплачивалась только по вкладам в Сбербанк Российской Федерации (вклады до 20 июня 1991 года). На выплаты по государственному долгу для предварительной компенсации сбережений граждан Российской Федерации из федерального бюджета на 2001 год выделено 12 млрд. рублей, что на 4 млрд. рублей больше чем в 2000 году.
Таким образом, реальные дополнительные ежегодные расходы из средств федерального бюджета для реализации законопроекта могут быть следующими:
расходы на выпуск облигаций специального Государственного внутреннего займа и дополнительное оплату сотрудников, обеспечивающих восстановление сбережений граждан и выдачу гражданам Российской Федерации облигаций - 200 млн. рублей;
ежегодные погашения облигаций специального Государственного внутреннего займа - 40 млрд. рублей;
выплаты на первоочередные нужды отдельным группам граждан Российской Федерации (например, гражданам Российской Федерации 1935 год рождения включительно, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и др.), не обменявшим свои сбережения на облигации специального Государственного внутреннего займа - 2 млрд. рублей.
Таким образом, прямые расходы из средств федерального бюджета в первые годы после вступления в силу предлагаемого законопроекта могут составить около 42,2 млрд. рублей.
Принятие законопроекта не потребует изменения финансовых обязательств государств перед Российской Федерацией, изменения других федеральных законов, предусматривающих расходы, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке, введению в действие
или отмене, в связи с принятием федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О восстановлении и защите
сбережений граждан Российской Федерации"
(по вопросу восстановления (компенсации) и возврата вкладов граждан
Российской Федерации, находившихся в Государственных трудовых
сберегательных кассах СССР, действовавших на территории РСФСР, Российском
республиканском банке Сбербанка СССР или в Сбербанке РСФСР)
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (по вопросу восстановления (компенсации) и возврата вкладов граждан Российской Федерации, находившихся в Государственных трудовых сберегательных кассах СССР, действовавших на территории РСФСР, Российском республиканском банке Сбербанка СССР или в Сбербанке РСФСР) потребуется внесения изменений и дополнений:
1. В Федеральном законе "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" необходимо предусмотреть правовые нормы об установлении порядка индексации и перерасчета облигаций специального Государственного внутреннего займа при их ежегодном погашении и выплатам гражданам Российской Федерации;
2. В Федеральном законе "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" необходимо предусмотреть правовые нормы ответственности должностных лиц за нарушение требований закона.
Кроме внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации необходим федеральный закон "О порядке обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации в целях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан Российской Федерации", в котором кроме механизма обеспечения неотложных нужд отдельных категорий граждан Российской Федерации, дать:
правовые нормы механизма обслуживания облигаций специального Государственного внутреннего займа, который явится гарантом возврата сбережений граждан Российской Федерации через облигации;
механизм защиты облигаций специального Государственного внутреннего займа;
механизм обслуживания отдельных категорий граждан, которые не захотят переводить свои восстановленные сбережения в облигации специального Государственного внутреннего займа.
В указанном федеральном законе необходимо будет определить приоритетные группы граждан Российской Федерации, которые могут быть обеспечены выплатами из проиндексированных сбережений на первоочередные нужды. К таким группам граждан Российской Федерации можно отнести граждан 1935 года рождения включительно, инвалидов, участников и ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период 2 Мировой войны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.