Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Подготовка нового федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" продиктована необходимостью учета в нем положений нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также необходимостью создания законодательной базы, обеспечивающей участие в выборах депутатов Государственной Думы политических партий, которые образованы в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Представленный проект федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее именуется - законопроект) состоит из 13 разделов, включающих в себя 98 статей.
При проведении выборов депутатов Государственной Думы предлагается использовать действующую смешанную избирательную систему, в соответствии с которой 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат) и 225 депутатов - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов. Прежними остаются и условия допуска федеральных списков кандидатов к распределению депутатских мандатов, признания кандидата избранным по одномандатному избирательному округу, также признания выборов состоявшимися.
Чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов, федеральному списку кандидатов необходимо получить не менее 5 процентов голосов избирателей (этот 5-процентный "барьер" в случаях, предусмотренных статьей 80 законопроекта, может понизиться до 3 процентов). Федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов (этих списков должно быть не менее двух), в совокупности должны получить более 50 процентов голосов избирателей.
Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей (статья 83 законопроекта).
В то же время в законопроекте предусматривается целый ряд новаций, обусловленных требованиями федеральных законов "О политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Так, выдвигать федеральные списки кандидатов могут только политические партии, имеющие зарегистрированные региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, а также избирательные блоки, в состав которых обязательно должна входить хотя бы одна политическая партия. Избирательный блок может состоять не более чем из трех участников. Наряду с политическими партиями в избирательный блок могут входить и иные общероссийские общественные объединения, созданные в форме общественной организации или общественного движения. Самостоятельно участвовать в выборах депутатов Государственной Думы (то есть выдвигать кандидатов, списки кандидатов) указанные общественные объединения не вправе (статьи 6, 33 и 34 законопроекта).
В одномандатных избирательных округах кандидаты могут выдвигаться политическими партиями, избирательными блоками, а также путем самовыдвижения. Выдвижения кандидатов избирателями (инициативными группами избирателей) не предусматривается (статьи 6, 38 и 39 законопроекта).
Федеральный список кандидатов может содержать общефедеральную часть, состоящую не более чем из девяти кандидатов (в соответствии с действующим федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы в общефедеральную часть списка могут входить не более 18 кандидатов). Федеральный список кандидатов должен быть разбит на региональные группы кандидатов (статья 40 законопроекта).
Регистрация кандидатов, федеральных списков кандидатов производится как на основании подписей избирателей, так и на основе избирательного залога. Избирательный залог может играть "страховочную" роль, если он внесен после представления подписей избирателей. В этом случае при выявлении недостаточного для регистрации количества достоверных и действительных подписей регистрация может быть осуществлена на основании избирательного залога. Представления подписей избирателей и внесения избирательного залога не требуется, если кандидат, баллотирующийся в одномандатном избирательном округе, выдвинут политической партией или избирательным блоком, федеральный список кандидатов которых зарегистрирован на основании подписей избирателей.
Без представления подписей избирателей и внесения избирательного залога осуществляется регистрация кандидата и федерального списка кандидатов, выдвинутых политической партией или избирательным блоком, если на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы федеральный список кандидатов этой же политической партии или избирательного блока, состоявшего из тех же общественных объединений, что и данный избирательный блок, был допущен к распределению депутатских мандатов. Данное правило, вытекающее из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предлагается не применять при проведении выборов депутатов Государственной Думы созыва, впервые избираемого в соответствии с новым законом о выборах депутатов Государственной Думы (статьи 45 и 98 законопроекта).
В ходе проведения предвыборной агитации политическим партиям и избирательным блокам обеспечиваются равные условия при предоставлении бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной и печатной площади, помещений для проведения массовых мероприятий, услуг рекламных и полиграфических организаций. В то же время политическая партия или избирательный блок, получившие на выборах менее 2 процентов голосов избирателей и имеющие по предыдущим выборам задолженность перед организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, к распределению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади не допускаются.
В законопроекте предлагается существенно увеличить предельную сумму расходов средств избирательного фонда кандидата (до 2 млн. рублей), политической партии, избирательного блока (до 150 млн. рублей), а также предельные суммы пожертвований и перечислений в избирательные фонды. При этом предусматривается индексация указанных сумм в соответствии с уровнем инфляции, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Перечисления средств из федерального бюджета в избирательные фонды кандидатов, политических партий и избирательных блоков, как это установлено действующим законодательством, не предусматривается.
В законопроекте получили развитие и иные положения нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В частности, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе утвердить новую схему одномандатных избирательных округов, если соответствующий федеральный закон не будет принят. Однако она может внести лишь минимальные изменения в прежнюю схему, обусловленные изменением численности избирателей.
Законопроектом предлагается расширить перечень сведений о доходах и имуществе кандидатов, которые представляются в избирательные комиссии и доводятся до сведения избирателей, за счет включения в него сведений о денежных средствах кандидата, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях, и принадлежащих ему ценных бумагах. Кроме того, предлагается информировать избирателей о финансовой деятельности участвующих в выборах политических партий, которым предписывается представлять в избирательные комиссии сведения из своих финансовых отчетов за четыре года, предшествующие году выборов.
В отличие от действующего порядка законопроектом устанавливается закрытый перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов и федеральных списков кандидатов, а также для отмены их регистрации, которая может быть осуществлена только судом. Это, как представляется, позволит избежать субъективного подхода избирательных комиссий при решении указанных вопросов.
В законопроекте предусматривается и ряд мер, направленных на предотвращение использования на выборах так называемого административного ресурса. При проведении избирательной кампании запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения не только кандидатам, замещающим государственные должности, но и кандидатам, замещающим выборные муниципальные должности, находящимся на государственной или муниципальной службе, а также кандидатам, осуществляющим выпуск средств массовой информации. Указанные лица (за исключением депутатов всех уровней) на период участия в выборах освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей (статья 49 законопроекта).
Обеспечению открытости и гласности выборов, подведения их итогов будет способствовать размещение соответствующей информации в сети "Интернет".
Законопроект подготовлен в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на основании доклада рабочей группы, созданной распоряжением Президента Российской Федерации от 26 августа 2000 г. N 372-рп для подготовки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
Для реализации законопроекта потребуются расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета. Объем предполагаемого финансирования по сравнению с объемом, предусмотренным действующим Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", несколько увеличивается. Такое увеличение связано с реализаций положений Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым работникам, освобожденным от основной работы на время выполнения государственных обязанностей, выплачивается компенсация за счет средств соответствующего бюджета.
Краткое финансово-экономическое обоснование к проекту федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации"
Порядок финансирования выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регулируется федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми бюджетные средства на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы предусматриваются в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Фактические расходы на подготовку и проведение в 1999 году выборов депутатов Государственной Думы составили 884,5 млн. рублей. Указанные расходы включали в себя:
расходы избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации - 817,8 млн. рублей;
расходы избирательных объединений и избирательных блоков - 3,9 млн. рублей;
расходы федеральных органов исполнительной власти, оказывающих содействие в реализации полномочий избирательных комиссий, которые были образованы руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях стран пребывания граждан Российской Федерации, командирами воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктах местностях, - 6,4 млн. рублей;
централизованные расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов, - 56,4 млн. рублей.
Наиболее крупные затраты были связаны с оплатой труда членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов комиссий и граждан, привлеченных к работе в комиссиях (около 50 процентов от общих затрат), а также с изготовлением печатной продукции по выборам и ее доставкой на избирательные участки и избирателям, оплатой услуг транспорта и связи, оборудованием избирательных участков и содержанием помещений, выделенных избирательным комиссиям (около 45 процентов).
Трудовым кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 февраля 2002 г., определено, что работнику, привлекаемому к исполнению государственных обязанностей с временным освобождением от основной работы, сохраняется место работы (должность), а компенсация за время освобождения от основной работы выплачивается государственным органом, привлекшим работника к исполнению этих обязанностей. В связи с этим Государственной Думой в новой редакции Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержится норма, согласно которой члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов, выплачивается компенсация за счет бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов (ранее средний заработок члену избирательной комиссии за время освобождения его от работы на период подготовки и проведения выборов выплачивался по месту основной работы за счет средств работодателя).
Кроме того, реализация нового Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" повлечет за собой и иные дополнительные расходы из федерального бюджета, связанные с повышением степени защиты избирательных бюллетеней по выборам депутатов Государственной Думы.
На подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы четвертого созыва в 2003 году в ценах и тарифах по состоянию на 1 мая 2002 г. потребуется 3,5 млрд. рублей с учетом увеличения затрат на выплату компенсации членам избирательных комиссий и на изготовление бюллетеней.
Других норм, которые повлекли бы увеличение бюджетных ассигнований на подготовку и проведение выборов по сравнению с предусмотренными действующим Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", проект федерального закона не содержит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.