Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В данном проекте федерального закона осуществлена правовая регламентация разделения муниципальных образований на муниципальные образования первого типа - не находящиеся в границах территории (не входящие в состав) иного муниципального образования (район, уезд, город) и муниципальные образования второго типа - находящиеся в границах территории (входящие в состав) иного муниципального образования (внутрирайонные, внутригородские муниципальные образования), которыми могут быть города, поселки, станицы, сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.
При этом в законопроекте устанавливается, что полномочия органов местного самоуправления по предметам ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности и источники доходов местных бюджетов разграничиваются в соответствии с типами муниципальных образований законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливается также перечень муниципальных образований первого и второго типов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В целях предотвращения соподчинения муниципальных образований разного типа, законопроектом устанавливается, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципальных образований первого типа не вправе формировать органы местного самоуправления и назначать должностных лиц местного самоуправления, иным образом вторгаться в собственную компетенцию органов местного самоуправления муниципальных образований второго типа в решении вопросов местного значения.
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена актуальностью проблемы упорядочивания бюджетного устройства субъектов Российской Федерации, формирования механизмов, направленных на повышение эффективности бюджетных взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584).
После принятого в 1995 году Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в большинстве субъектов Российской Федерации муниципальные образования и местные бюджеты были сформированы на уровне бывших городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения и административных районов. Территориальные единицы более низкого уровня (бывшие города районного значения, поселки, сельсоветы), ранее имевшие свои бюджеты, были переведены на сметное финансирование. В отдельных субъектах Российской Федерации муниципальные образования и местные бюджеты были созданы на уровне городов, поселков, сельских администраций, в ряде субъектов Российской Федерации формально появились два уровня муниципальных образований, при этом реально бюджетный процесс осуществляется только на уровне районов.
Таким образом, фактически в Российской Федерации на местном уровне по-прежнему существуют два административных уровня, на которых осуществляется управление общественными финансами. Однако Бюджетный и Налоговый кодексы регулируют только один уровень местных бюджетов (налогов) и налогово-бюджетных полномочий, не разделяя муниципальные образования на территориальные и поселенческие. Это влечет за собой целый ряд существенных недостатков, которые блокируют развитие и бюджетной системы, и местного самоуправления.
В связи с этим, необходимо законодательно закрепить возможность субъектов Российской Федерации определять, в соответствии с общими принципами и установленными в федеральном законодательстве особенностями реализации местного самоуправления в гг.Москве и Санкт-Петербурге, свое бюджетное устройство, в том числе - с разделением местных бюджетов (за исключением бюджетов городов) на два самостоятельных типа и разграничением между ними полномочий, включая налогово-бюджетные полномочия.
В законопроекте осуществлено законодательное закрепление особенностей организации местного самоуправления в муниципальных образованиях разных типов (дано определение понятия "муниципальные образования разных типов"), принципа вхождения одного муниципального образования в состав другого муниципального образования и их взаимодействия друг с другом, а также установление общих принципов наделения полномочиями органов местного самоуправления по предметам ведения муниципальных образований разных типов.
В результате введения этого правового механизма субъекты Российской Федерации должны получить возможность реализовать нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в отношении законодательного разграничения расходных и доходных полномочий между муниципальными образованиями разных типов.
Финансово-экономическое обоснование данного федерального закона
Принятие настоящего федерального закона не требует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению
или дополнению в случае принятия данного федерального закона
Принятие настоящего федерального закона потребует внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Территориальная организация местного самоуправления, предметы ведения муниципальных образований, полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления, разграничение предметов ведения, объектов муниципальной собственности и источников доходов местных бюджетов в случае, если в границах территории одного муниципального образования находятся другие муниципальные образования, а также определение доходных и расходных полномочий бюджетов разного уровня регулируются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.