Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственном стандарте общего образования"
Необходимость принятия настоящего федерального закона обусловлена недостаточностью правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав граждан на общедоступность, бесплатность и надлежащее качество начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, установленных Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об образовании".
Общее образование является фундаментом культурного и личностного развития, представляет собой основу сохранения и укрепления единства образовательного пространства Российской Федерации. Основное общее образование - единственный уровень образования, который Конституцией Российской Федерации определен как обязательный, что предъявляет особые требования к правовому регулированию в этой сфере.
Реализация прав граждан на общее образование определяется содержанием образования, нормативными сроками обучения, требованиями к уровню подготовки выпускников, которые должны быть установлены государственным образовательным стандартом общего образования.
Предлагаемый законопроект направлен на создание правовых основ обеспечения государственных гарантий в области общего образования посредством формирования механизмов реализации государственного стандарта общего образования и нормативного бюджетного финансирования общего образования.
Законопроект устанавливает статус государственного стандарта общего образования (статья 4), вводя его обязательность для всех образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Следует подчеркнуть, что законопроект концептуально дополняет Закон Российской Федерации "Об образовании" в части государственного образовательного стандарта в области общего образования, определяя, что государственный образовательный стандарт устанавливается федеральным законом не только для основного общего, но и для среднего (полного) общего образования.
В дополнение к федеральному и региональному (национально-региональному) компонентам государственного стандарта общего образования, которые установлены Законом Российской Федерации "Об образовании", вводится компонент образовательного учреждения (статья 5), что создает условия для обеспечения вариативного характера общего образования.
В главе 2 устанавливаются конкретные механизмы по реализации стандартов общего образования. В частности, устанавливаются требования к содержанию общего образования, нормативы и максимальный объем учебной нагрузки, основные положения федерального базисного учебного плана, принципы установления требований к уровню подготовки выпускников.
Так, в статье 6 определен минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов, а также установлено, что обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования определяется федеральным компонентом государственного стандарта.
В статье 7 законодательно устанавливается 11-летний срок для освоения образовательных программ общего образования, в том числе для начального общего - 4 года, основного общего - 5 лет и среднего (полного) общего образования - 2 года. Устанавливается перечень случаев, при которых изменение нормативных сроков, в случае необходимости, может быть осуществлено Правительством Российской Федерации.
Определяются объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся (при 5-дневной неделе - 10500 часов; при 6-дневной неделе - 11500 часов) и нормативы учебной нагрузки (12900 и 13900 часов соответственно). Последние превышают объем аудиторной учебной нагрузки, так как дополнительно включают в себя часы, необходимые для проведения индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся и деления классов на подгруппы при изучении ряда учебных предметов. Указанные нормативы являются основными показателями для решения вопросов финансирования образовательных учреждений. При этом обеспечивается защита учащихся от перегрузок.
Глава 3 законопроекта регулирует правовые отношения при осуществлении контроля за исполнением государственного стандарта общего образования. Большая часть норм этой главы направлены на защиту интересов участников образовательного процесса. Например, положениями статей 11 и 12 устанавливается, что:
- государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется бесплатно для обучающихся, их родителей (законных представителей);
- аккредитованное образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования;
- родители (иные законные представители) обучающихся имеют право ознакомиться с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников данного образовательного учреждения за последние три года;
- при неисполнении аккредитованным образовательным учреждением государственного стандарта общего образования обучающиеся, их родители (иные законные представители) вправе предъявить соответствующему общеобразовательному учреждению претензии на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Настоящий законопроект впервые в практике образовательного законодательства устанавливает основные принципы и порядок бюджетного финансирования деятельности общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования (глава 4). Так, статьей 13 установлены принципы финансирования реализации государственного стандарта общего образования. В частности, определено, что финансирование общего образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней. Бюджетное финансирование реализации государственного стандарта общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях предусмотрено осуществлять на основе государственных и местных нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в год.
Положениями статей 14, 15, 16 и 17 определен порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта, а также зафиксированы определения, порядок установления и правовой статус федеральных, региональных и местных нормативов бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования.
Настоящий проект федерального закона устанавливает компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и образовательного учреждения в области государственного стандарта общего образования (глава 5). При этом к компетенции Федерального Собрания отнесены следующие принципиальные вопросы:
- утверждение основных требований к государственному стандарту общего образования;
- определение порядка разработки, утверждения и исполнения государственного стандарта общего образования;
- утверждение федерального норматива бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
К компетенции федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в частности, отнесены вопросы утверждения федерального компонента в части, не определенной федеральным законом, установление порядка нормативного бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования, создание единой для Российской Федерации государственной системы оценки выполнения выпускниками аккредитованных образовательных учреждений требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Таким образом, законопроект обеспечивает комплексное правовое регулирование в области государственного стандарта общего образования.
Принятие настоящего проекта федерального закона позволит создать правовые и финансовые основы обеспечения конституционных прав граждан на общедоступность, бесплатность, качество общего образования и укрепить единое образовательное пространство России. Законопроект учитывает интересы личности, общества, тенденции в образовании развитых стран, сохраняет лучшие традиции российского образования.
При работе над законопроектом были учтены результаты парламентских слушаний по законопроекту "Об обеспечении конституционных прав граждан на образование", состоявшихся 19 сентября 2000 г., отзывы и предложения, поступившие к этому законопроекту и к законопроекту "О государственном образовательном стандарте основного общего образования".
В разработке законопроекта участвовали: депутаты Государственной Думы С.В.Иваненко, И.И.Мельников, С.С.Митрохин, О.Н.Смолин, А.В.Шишлов, члены Совета Федерации В.А.Миронов, В.В.Сударенков, А.Ф.Киселев - первый заместитель министра образования РФ, Е.В.Буслов - зам. руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, А.А.Пинский - директор школы N 1060, координатор форума "Российская школа", Э.Д.Днепров - академик РАО, B.C.Леднев - академик РАО, Рыжаков М.В. - зам директора института общего среднего образования РАО, Ю.И.Дик - директор института общего среднего образования РАО, А.А.Кузнецов - академик - секретарь Отделения общего среднего образования РАО, М.С.Митькина - эксперт объединения "Яблоко", Г.В.Башкина - руководитель отдела экономики Минобразования РФ, А.В.Баранников - руководитель департамента Минобразования РФ, Е.А.Бунимович - депутат Мосгордумы, А.М.Водянский - заместитель руководителя департамента Минобразования РФ, М.Л.Левицкий - декан экономического факультета Московского государственного педагогического института, В.Б.Лившиц - секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, М.М.Мусарский - директор Центра экономики образования МПУ, Б.Л.Рудник - проректор Высшей школы экономики, В.В.Фирсов - председатель объединения "Образование для всех".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О государственном стандарте общего
образования"
Реализация проекта федерального закона "О государственном стандарте общего образования" не потребует материальных затрат за счет средств федерального бюджета, так как законопроект устанавливает нормативы и объемы учебной нагрузки, не превышающие ныне действующие. Введение предлагаемой в законе системы нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений повысит эффективность использования финансовых ресурсов, направляемых на цели образования.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О государственном стандарте общего
образования"
Принятие федерального закона "О государственном стандарте общего образования" потребует внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации N 12-ФЗ от 13 января 1996 года "Об образовании" и принятия федерального закона о федеральных нормативах финансирования образовательных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.