Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Действующий Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" содержит следующую норму: "Статья 4. К отношениям, возникающим из договоров, заключаемых Российской Федерацией с международными финансовыми организациями, до 1 января 2001 года применяются нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации в части, не противоречащей условиям указанных договоров." Включение этого положения в закон 116-ФЗ было вызвано тем, что стандартные бюджетные процедуры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, не согласовывались с принятыми стандартными требованиями и процедурами при реализации в Российской Федерации проектов международных банков развития. Основными проблемами являются следующие.
1. Неопределенность в отношении права бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществлять заимствования в иностранной валюте, в том числе и в форме перекредитования из федерального бюджета. Таким образом, действующие и готовящиеся проекты МБРР и ЕБРР, предусматривающие оказание содействия на региональном и местном уровне, оказываются вне правового поля. В настоящее время такие займы составляют 66% действующего портфеля и 63% портфеля готовящихся проектов.
2. Отсутствие права открытия "специальных счетов" помимо единого счета бюджета, вытекающее из принципа единства кассы и единого счета. Это противоречит одному из обязательных условий предоставления займа или гранта МБРР и ЕБРР - открытию отдельного "специального" счета для зачисления средств, откуда они не могут быть использованы на иные цели, нежели цели проекта.
3. Порядок санкционирования расходов органами Казначейства, не совместимый с порядком расходования средств нефинансовых займов МФО, календарное лимитирование сумм подписываемых контрактов, не согласующееся с процессом закупок по кредитам международных банков развития. Казначейская процедура расходования средств, установленная в действующей редакции Кодекса, предполагает санкционирование и лимитирование ежегодных и ежеквартальных расходов как на стадии заключения контрактов, так и на стадии оплаты. Применение ее к кредитам МБРР и ЕБРР и других международных банков невозможно, поскольку Банки используют собственную процедуру одобрения расходов. Она является стандартной для всех стран-заемщиков и для России не делается исключения.
В настоящее время срок действия вышеупомянутого пункта Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ истек, что создает трудности при дальнейшей реализации проектов международных финансовых организаций в России.
В связи с вышеизложенным, Министерство финансов Российской Федерации предлагает продлить действие статьи 4 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внеся в Государственною Думу Российской Федерации проект закона "О внесении изменений в федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" без указания конкретного срока действия поправки, имея в виду, что она может быть законодательно отменена по инициативе Правительства Российской Федерации как только необходимость в ней отпадет. Это может произойти как в случае принятия необходимого комплекса поправок к Бюджетному кодексу, так и в результате прекращения заимствования у международных банков развития.
Предлагается также установить перечень организаций, попадающих под действие указанной поправки - это Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Северный инвестиционный банк (Нордик) и Европейский инвестиционный банк. Все они являются межгосударственными банками развития. С первыми тремя уже заключено более сорока кредитных соглашений, а с Европейским инвестиционным банком идет работа по заключению рамочного соглашения о принципах взаимоотношений и готовится ряд инвестиционных проектов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации"
Введение предлагаемого законопроекта не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием данного законопроекта внесение изменений в действующее законодательство не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.