Каков порядок исчисления и уплаты налога на имущество бюджетными учреждениями?
В соответствии с п. "а" ст. 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций.
Бюджетные организации не являются плательщиками налога на имущество предприятий, даже если они осуществляют предпринимательскую деятельность и приобретают имущество за счет доходов от этой деятельности.
Согласно п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Причем финансирование из бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
По пункту 2 организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.
Таким образом, если организация создана соответствующими органами государственной власти, наделена государственным имуществом на праве оперативного управления, ее деятельность полностью или частично финансируется за счет средств соответствующего бюджета, то эта организация может быть признана бюджетным учреждением (за исключением казенных предприятий) и освобождена от уплаты налога на имущество предприятий в соответствии с п. "а" ст. 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".
Статус организации определяется на основании Устава, Положения и других документов (включая свидетельства о регистрации).
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Пунктом 2 ст. 56 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной суммой налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Таким образом, если организация имеет право на льготу по тому или иному налогу, то она должна заявить о ней в налоговый орган, посредством представления налоговой декларации.
Впоследствии при возникновении излишне уплаченного налога зачет и возврат его осуществляется в порядке, предусмотренном главой 12 Налогового кодекса.
А.А. Глинкин,
заместитель руководителя Управления
государственный советник налоговой службы III ранга
30 ноября 2001 г.
"Московский налоговый курьер", N 3, 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1