Письмо Управления МНС по г. Москве от 21 ноября 2001 г. N 03-12/53672
Вопрос: Следует ли подтверждать и если следует, то каким образом возможность применения при исчислении налогооблагаемой прибыли в качестве скидок, учитываемых в рамках маркетинговой политики, скидок в размере, превышающем 20 процентов в сторону понижения цены сделки, предоставляемых российской фирмой - продавцом покупателям товаров при их реализации? Как отражается на финансовом результате применение данных скидок?
Ответ: Согласно п. 2.5 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" для целей налогообложения цена товаров, работ или услуг определяется в соответствии с положениями ст. 40 части первой Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
На основании п. 1 ст. 40 части первой НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
В соответствии с п. 2 указанной статьи налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в ряде случаев, в том числе при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Пунктом 3 ст. 40 Кодекса предусмотрено, что в случае, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Вместе с тем рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 указанной статьи. При этом учитываются обычные при заключении между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки.
При этом необходимо иметь в виду, что в п. 3 вышеназванной статьи Кодекса приведен неисчерпывающий список элементов маркетинговой политики. То есть, в рамках маркетинговой политики возможно предоставление и индивидуальных скидок новым потребителям и каких-либо иных скидок.
В данном случае необходимо документальное подтверждение всех существенных обстоятельств, принимаемых во внимание при установлении ценовой политики, проводимой в рамках маркетинговой политики.
Установленные организацией цены и размеры скидок с цены после их обоснования (с проведением соответствующих расчетов) должны быть закреплены в специальных внутренних документах, составляемых при оформлении маркетинговой политики как составной части учетной политики. К ним могут относиться такие организационно-распорядительные документы, как приказ или распоряжение руководителя организации, а также прайс-листы.
Указание на формирование цены сделки, с учетом размера соответствующих скидок (надбавок) в рамках проведения маркетинговой (в том числе ценовой) политики, также необходимо в тексте договора купли-продажи товаров, реализуемых со скидкой.
При отсутствии вышеперечисленных соответствующим образом оформленных документов налоговым органом могут быть не приняты во внимание устные ссылки на проводимую маркетинговую политику.
В этом случае, руководствуясь ст. 40 части первой НК РФ, налоговый орган не вправе квалифицировать в качестве скидок, учитываемых в рамках маркетинговой политики (при исчислении налогооблагаемой прибыли), скидки (предоставляемые российской фирмой - продавцом покупателям товаров при их реализации) в размере, превышающем 20 процентов в сторону понижения цены сделки.
Финансовый результат (прибыль, убыток) по рассматриваемой в вопросе сделке следует при этом определять как от сделки, цена по которой отклоняется в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (услуг).
В такой ситуации правомерно принятие налоговым органом мотивированного решения о доначислении налога и пени с применением установленных указанной статьей Кодекса методов расчета рыночной цены.
Разница между рыночной ценой и фактической ценой сделки, на которую увеличивается налогооблагаемая прибыль, должна быть отражена по строке 3.1 пп. "б" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение N 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62).
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 21 ноября 2001 г. N 03-12/53672
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 3, 2002 г.