Бухгалтерский учет и годовая отчетность малых предприятий
В настоящее время, так же как и прежде, к малым предприятиям относятся те организации, в уставном капитале которых доля юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями, не превышает 25%, а среднесписочная численность работников не превышает предельного уровня численности для данного вида деятельности. Согласно налоговому законодательству при выручке, не превышающей в месяц 1 млн руб. без НДС, налога с продаж, декларация по НДС представляется ежеквартально, также поквартально уплачивается и налог в бюджет. А с 2002 г. независимо от статуса предприятия на определение выручки для целей налогообложения кассовым методом имеют право только те организации, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж которых в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (ст.273 НК РФ).
Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, взамен уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов платят только единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. До 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, представляют в налоговые органы расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок представления необходимой статистической отчетности.
Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
Малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему, ведут учет согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (в ред. приказа Минфина России от 24.03.2000 г. N 31).
В состав годовой отчетности предприятий входят:
бухгалтерский баланс (форма N 1);
отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
отчет о движении денежных средств;
приложения к бухгалтерскому балансу и иные отчеты, предусмотренные нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
пояснительная записка;
аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Что касается годовой отчетности, то согласно п.85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также положению по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденному приказом Минфина России от 6.07.99 г. N 43н, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
Отметим также, что не любая отчетность, представляемая по окончании года, является годовой. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября), - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно. Таким образом, если организация создана в IV квартале отчетного года, то необходимо представить отчетность в налоговые органы в сроки, установленные для сдачи квартальной отчетности, т.е. в течение 30 дней по окончании квартала (не позднее 30 января). В то же время годовую бухгалтерскую отчетность необходимо представлять в течение 90 дней по окончании года, но не ранее 60 дней по окончании отчетного года.
При составлении годовой отчетности нередко организации, зарегистрированные в IV квартале предшествующего года, не включают показатели данных отчета за IV квартал предшествующего года в годовую отчетность. Следуя п.36 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Первым отчетным годом для вновь созданной организации после 1 октября (включая 1 октября) считается период с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Учетная политика организации
Учетная политика - это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, принятая в организации. Она является основой для формирования всех организационно-распорядительных документов организации. Последовательность применения учетной политики является одним из принципов бухгалтерского учета. В Федеральном законе от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п.4 ст.6) предусмотрено, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Учитывая, что практически каждая организация в связи с переходом на новый План счетов вынуждена внести соответствующие изменения в ранее принятую учетную политику или полностью ее изменить, напомним, что учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Также в данном Законе предусмотрено, что об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год организация объявляет в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. И хотя пояснительная записка не является обязательным документом при сдаче годового отчета малыми предприятиями, однако налоговый орган должен быть извещен об изменениях в учетной политике организации. Поэтому рекомендуем включить в состав отчетности пояснительную записку или учетную политику (изменения к учетной политике).
Переход на новый План счетов
Для перехода на новый План счетов необходимо было провести серьезную подготовительную работу и прежде всего создать инвентаризационную комиссию для инвентаризации имущества и состояния расчетов по счетам.
Особенно важно определить, на какие из бухгалтерских счетов будет отнесено имущество, учет которого ранее велся на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". Согласно новому Плану счетов счет 12 исключен, таким образом, учет имущества должен быть переведен на счета 10 "Материалы", либо 01 "Основные средства".
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств (ОС) необходимо руководствоваться положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н, согласно которому необходимо одновременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта ОС приносит доход организации. Для отдельных групп ОС срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
К ОС относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Пример. На балансе предприятия на счете 12 имеются 4 калькулятора, жалюзи, 6 столов и 10 стульев. При переходе на новый План счетов необходимо данные материальные ценности отнести на счета 10 либо 01. Износ по данным ценностям начислен (100%).
Чтобы решить, можно ли к ОС отнести, например, калькулятор или жалюзи, нужно, во-первых, учесть время оприходования (а также передачи в эксплуатацию) данных предметов, гарантийный срок службы (в связи с тем, что, например, сдавать в ремонт калькуляторы сегодня экономически нецелесообразно) и т.д.
Два калькулятора были приобретены в октябре 1999 г. (стоимость в учете на счете 12 равна 800 руб.), еще два - в декабре 2000 г. (стоимость в учете на счете 12 равна 1900 руб.). Гарантийный срок службы - два года. Учитывая, что калькуляторы могут быть использованы для управленческих нужд организации (срок полезного использования свыше 12 месяцев), и организацией не предполагается последующая их перепродажа, калькуляторы могут быть отнесены к ОС. Что касается способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, то в данном случае это условие также выполняется, поскольку ведение любого бизнеса без калькулятора нереально. При отнесении на счет ОС имеющихся калькуляторов необходимо учесть, что два из них приобретены в 1999 г., гарантийный срок службы закончился, и эти ценности лучше учесть на счете 10. Учитывая, что остаточная стоимость равна нулю, передача на счет 10 будет также по нулевой стоимости, однако данные ценности до их полного списания по-прежнему будут числиться в бухгалтерских регистрах.
В бухгалтерском учете необходимо произвести следующие записи:
Дебет 10, Кредит 12 - 800 руб.,
Дебет 13, Кредит 10 - 800 руб.
Калькуляторы же, приобретенные в 2000 г., будут переведены в состав ОС. Их остаточная стоимость также будет нулевой, но балансовая равна первоначальной.
В бухгалтерском учете необходимо произвести следующие записи:
Дебет 01, Кредит 12 - 1900 руб.,
Дебет 13, Кредит 02 - 1900 руб.
Аналогично следует поступить при принятии решения по переводу мебели на счета 10 либо 01. Что касается жалюзи, то трудно обосновать, какие экономические выгоды (доход) в будущем они способны принести организации. Поэтому в данном случае очевидно, что их необходимо отнести на счет 10.
* * *
Необходимо также провести инвентаризацию по счету 31 "Расходы будущих периодов". В новом Плане счетов этому счету соответствует счет 97 "Расходы будущих периодов". Для перевода данных расходов со счета 31 по прежнему Плану счетов на счет 97 по новому Плану счетов также необходимо провести инвентаризацию - выверку по учету данных расходов. Перевод со счета на счет в бухгалтерском учете отразится записью: Дебет 97, Кредит 31 - на сумму расходов, учтенных на счете 31.
Аналогичные действия нужно провести по каждому из счетов, где меняется номер счета, но не меняется его смысловая нагрузка (например, счет 96 "Целевые финансирование и поступления" по прежнему Плану счетов соответствует счету 86 "Целевое финансирование" по новому Плану счетов). Значительно больше сложностей может возникнуть при переводе учтенных ценностей, расчетов и пр. по тем счетам, места которым не нашлось в новом Плане счетов. Так, понятие "Авансы выданные" (счет 61) отсутствует в новом Плане счетов. Суммы, учтенные на данном счете, будут переведены на счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" вместе с соответствующей аналитикой по данному счету. Менее понятно, как быть со счетом 64 "Авансы полученные". В Инструкции по применению нового Плана счетов указано, что полученные авансы должны учитываться обособленно на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". В корреспонденции счета 62 не предусмотрен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС". Учитывая, что при получении авансов ранее делалась запись: дебет 64, кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС", тем самым проводилось начисление НДС, сумма сальдо счета 64 отражала, по сути, не сумму самих авансов, а сумму полученных средств за минусом НДС. Теперь суммы полученных авансов будут отражаться на счете 62. Заметим, что в прежнем Плане счетов корреспонденция счета 64 также не предусматривала счет 68. Поэтому по аналогии с прежним отражением в учете расчетов по НДС по авансам полученным рекомендуем делать в учете запись: дебет 62, субсчет "Авансы полученные", кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС". Для налогового учета расчетов по начислению НДС по-прежнему служит книга продаж. В ней, как и прежде, отражаются счета-фактуры, выписываемые непосредственно получателем авансовых платежей, тем самым увеличивая сумму начисленного к уплате НДС. Для определения сумм НДС, предъявляемых к зачету (возмещению), служит книга покупок.
Пример. До перехода на новый План счетов организация получила аванс в размере 12 000 руб. В соответствии с требованиями законодательства по полученной сумме был начислен НДС.
В бухгалтерском учете были произведены следующие записи:
Дебет 51, Кредит 64 - 12 000 руб.,
Дебет 64, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 2 000 руб.
Таким образом, по учету на счете 64 числится сальдо задолженности в сумме 10 000 руб.
При переходе на новый План счетов для учета полной суммы по авансам полученным и правильного аналитического учета необходимо произвести следующие записи:
Дебет 64, Кредит 62, субсчет "Авансы полученные" - 12 000 руб. - переведена задолженность,
Дебет 64, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 2 000 руб. (сторно),
Дебет 62, субсчет "Авансы полученные", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 2 000 руб.
По авансам, полученным после перехода на новый План счетов, на счете 62, субсчет "Авансы полученные" будет отражаться полученный аванс.
Таким образом, при получении авансового платежа в сумме 18 000 руб. в бухгалтерском учете будут произведены следующие записи:
Дебет 51, Кредит 62, субсчет "Авансы полученные" - 18 000 руб.
Дебет 62, субсчет "Авансы полученные", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 3 000 руб.
Рассмотрим в обоих случаях отражение в бухгалтерском учете реализации, принимая во внимание полученные авансы, в том случае, если реализация произошла уже после перехода на новый План счетов.
По ранее полученному авансу (в общей сумме 12 000 руб.) в бухгалтерском учете будут произведены следующие записи:
Дебет 62, субсчет "Авансы полученные", Кредит 90-1 "Выручка" - 12 000 руб.,
Дебет 90-3 "Налог на добавленную стоимость", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 2 000 руб.,
Дебет 62, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 2 000 руб. (сторно).
Аналогично по авансу, полученному после перехода на новый План счетов (в общей сумме 18 000 руб.), при факте реализации в бухгалтерском учете будут произведены следующие записи:
Дебет 62, субсчет "Авансы полученные", Кредит 90-1 "Выручка" - 18 000 руб.,
Дебет 90-3 "Налог на добавленную стоимость", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 3 000 руб.,
Дебет 62, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 3 000 руб. (сторно).
Что касается счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", то перевод сумм, отраженных по данному счету, при переходе на новый План счетов также вызовет немало сложностей, так как в новом Плане счетов счет 76, не изменив своего названия, изменил свою суть. По прежнему Плану счетов счет 76 предназначен для обобщения информации о расчетах по всякого рода операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60-75: с разными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и т.п.); с транспортными (железнодорожными и водными) организациями за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы, премий и других аналогичных выплат; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов и др. По новому Плану счетов счет 76 предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60-75: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов и др.
Согласно новому Плану счетов на счете 76 могут открываться следующие субсчета:
76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию",
76-2 "Расчеты по претензиям",
76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам",
76-4 "Расчеты по депонированным суммам" и др.
В соответствии с различными разъяснениями по учету и отражению сумм НДС при применении прежнего Плана счетов (учетная политика "по оплате") к счету 76 открывался субсчет "Расчеты по НДС" по неоплаченной продукции (работам, услугам), хотя в Плане счетов не предусматривалась корреспонденция со счетом 68. Представляется целесообразным в аналогичной ситуации при переходе на новый План счетов открыть аналогичный субсчет.
Что касается задолженностей по расчетам с разными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и т.п.), с транспортными (железнодорожными и водными) организациями за услуги, оплачиваемые чеками, и т.п., то данные суммы при переходе на новый План счетов необходимо перевести соответственно на счета 60 или 62.
По суммам, учитываемым ранее на счетах 06 "Долгосрочные финансовые вложения" и 58 "Краткосрочные финансовые вложения", необходимо учесть, что в новом Плане счетов данные виды вложений объединены на счете 58 "Финансовые вложения". По открываемым субсчетам также нет деления на долгосрочные и краткосрочные вложения.
Расчеты по реализации отражаются на счете 90 "Продажи". Расчеты по операциям, не связанным с основной реализацией, отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Данный счет явился симбиозом прежних счетов 81 "Использование прибыли" и счета 80 "Прибыль (убыток)" в части внереализационных и операционных доходов и расходов. Заключительными оборотами ежемесячно сальдо по счетам 90 и 91 закрывается на счет 99 "Прибыли и убытки". По окончании финансового года результаты по счету 99 закрываются на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" без распределения на различные фонды специального назначения (если образование их предусмотрено учредительными документами) например фонд потребления и т.п.
При переходе на новый План счетов суммы, накопленные ранее на счете 88, переводятся на счет 84. Аналитический учет по счету 84 должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом в аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества и еще не использованные, могут разделяться.
В Плане счетов появился новый счет 81 "Собственные акции (доли)". На данном счете будет учитываться движение собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования. Этот счет предназначен также для учета доли участника, приобретенной самим обществом или товариществом для передачи другим участникам или третьим лицам (т.е. суммы, учтенные ранее на счете 58 в части тех акций других предприятий, которые предназначены для дальнейшей передачи или продажи).
Существенные изменения претерпели счета по учету готовой продукции (работ, услуг). Так, по новому Плану счетов аналогом счета 37 "Выпуск продукции (работ, услуг)" является счет 40 "Выпуск готовой продукции". Данный счет предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также для выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости. Этот счет используется организацией при необходимости. При наличии остатков на складе собственной продукции, учитываемой ранее на счете 40 "Готовая продукция", необходимо не только перевести остаток со счета 40 в дебет счета 43 "Готовая продукция", но и откорректировать данные по ведомости аналитического учета и в складских карточках, одним из обязательных реквизитов которых является номер бухгалтерского счета.
При наличии остатков на счете 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам" их нужно перевести на счет 46, являющийся полным аналогом ранее используемого счета 36.
Отметим, что при переходе на новый План счетов нужно оформить бухгалтерскую справку по установленной форме.
Кроме того, в бухгалтерской справке нужно привести соответствующие пояснения в тех случаях, когда это необходимо (например, обоснование перевода сумм со счета 12 на счет 10 или 01).
Отчетность малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения
Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, вместо бухгалтерской отчетности представляют налоговым органам декларацию. Учет результатов деятельности данных предприятий определен в приказе Минфина России от 22.02.96 г. N 18 "О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности". Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, могут оформлять первичные бухгалтерские документы и вести книгу учета доходов и расходов по упрощенной форме. При этом могут не применяться способ двойной записи и План счетов бухгалтерского учета.
Малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации, уплачивает единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Объектом обложения единым налогом является совокупный доход или валовая выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как разница между выручкой, полученной предприятием за отчетный год, и расходами, понесенными за этот период. Источником информации о выручке и затратах, понесенных предприятием, является книга учета доходов и расходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.
Особенности ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями, применяющими кассовый метод учета доходов и расходов
Согласно Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (приказ Минфина России от 21.12.98 г. N 64н), если малое предприятие применяет кассовый метод учета доходов и расходов, затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаются на счете 20 "Основное производство" только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной заработной платы, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат.
Пример. Предприятие отгрузило покупателю продукцию и выставило счет на сумму 24 000 руб., в том числе НДС - 4000 руб. Учет доходов и расходов ведется кассовым методом, в бухгалтерском учете произведены следующие записи:
Дебет 45 "Товары отгруженные", Кредит 41-1 "Товары на складе" - 18 000 руб., отражена фактическая себестоимость отгруженных товаров,
Дебет 51, Кредит 90-1 - 24 000 руб., поступила оплата за реализованный товар,
Дебет 90-3, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 4000 руб., начислен НДС по реализованной продукции,
Дебет 90-2, Кредит 45 "Товары отгруженные" - 18 000 руб., списана фактическая себестоимость отгруженных товаров.
Малые предприятия, отражающие выручку от реализации по мере отгрузки продукции, принимают к учету затраты независимо от факта оплаты расходов.
Отчет о прибылях и убытках (форма N 2)
Отчет о прибылях и убытках (форма N 2) заполняется на основании данных бухгалтерского учета, эта форма не является "налоговой" и независимо от метода начисления налогов заполняется "по отгрузке". Однако малые предприятия, которые приняли для учета доходов и расходов кассовый метод, как отмечалось выше, ведут бухгалтерский учет по мере оплаты как доходов, так и расходов. Таким образом, у малых предприятий, применяющих метод начисления "по отгрузке" и "по оплате", форма N 2 при одинаковых условиях (равном количестве продаж, поступивших средств от покупателей, себестоимости и т.п.) будет содержать различные показатели.
По строке 010 "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" формы N 2 отражается оборот по кредиту счета 90, уменьшенный на сумму НДС и других аналогичных налогов.
Пример. Предприятие отгрузило покупателю товар и выставило счет на сумму 12 000 руб., в том числе НДС - 2000 руб. Покупатель за приобретенную продукцию расчет не произвел. Если учет доходов и расходов ведется методом начисления, то выручка от продаж отражается в учете в момент перехода права собственности на отгруженную продукцию от продавца к покупателю.
При этом в бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Дебет 62, Кредит 90-1 - 12 000 руб., реализована продукция (выполнены работы, оказаны услуги) покупателю,
Дебет 90-3, Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - 2000 руб., начислен НДС по проданной продукции,
Дебет 90-2, Кредит 41 - 7000 руб., списана фактическая себестоимость отгруженных товаров.
Если на предприятии учет доходов и расходов ведется кассовым методом, то в бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Дебет 45 "Товары отгруженные", Кредит 41-1 "Товары на складе" - 7000 руб., отражена фактическая себестоимость отгруженных товаров.
До момента расчета покупателя за продукцию в бухгалтерском учете больше никаких записей не производится.
Как видно из приведенного примера, в первом случае в форме N 2 по строке 010 будет отражено 10 000 руб., по строке 020 - 7000 руб.; во втором случае и по строке 010, и по строке 020 никаких показателей не будет.
Информация по составу выручки раскрывается по строкам 011, 012, 013. Так, если предприятие занимается оптовой торговлей, розничной торговлей, а также оказанием услуг, общая сумма выручки (без НДС и других аналогичных обязательных платежей) будет показана по строке 010. По строке 011 бухгалтер впишет "оптовой торговли" и запишет сумму выручки. По строке 012 - впишет "от розничной торговли" с указанием суммы выручки, а по строке 013 - соответственно "по договорам комиссии" с указанием сумм выручки.
По строкам 020 "Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг", 030 "Коммерческие расходы" и 040 "Управленческие расходы" формы N 2 отражаются затраты, понесенные предприятием при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг). Данные расходы также отражаются в учете по мере их возникновения, т.е. независимо от того, были данные расходы оплачены или нет. По строкам 021, 022, 023 раскрывается информация по себестоимости (по прямым затратам) по каждому из видов деятельности, ранее указанных в строках 011, 012, 013.
К операционным доходам относятся поступления, связанные с предоставлением во временное пользование активов организации, прав (патентов, лицензионных соглашений и т.п.), выбытием основных средств и др. Состав операционных доходов регламентируется положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н с изменениями от 30.03.01 г. К операционным расходам, как и прежде, относятся расходы по налогам, начисленным за счет прибыли, до налогообложения; расходы, связанные с оплатой услуг банков и процентов по банковским кредитам; расходы, связанные с предоставлением во временное пользование активов организации, прав (патентов, лицензионных соглашений и т.п.), выбытием основных средств и др. В бухгалтерском учете такие расходы теперь следует списывать непосредственно в дебет счета 91 (ранее списывались в дебет счета 80). Обращаем внимание читателя на то, что расходы, связанные с оплатой услуг банка, должны распределяться между отдельными видами продукции в порядке, предусмотренном для общехозяйственных расходов.
Состав операционных расходов регламентируется положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н с изменениями от 30.03.01 г.
К внереализационным доходам относятся штрафы, пени, неустойки за нарушение сроков договоров, поступления в возмещение убытков, безвозмездно полученные активы, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, положительные курсовые разницы и т.п. Состав внереализационных доходов регламентируется ПБУ 9/99. К внереализационным расходам относятся расходы, связанные с покрытием штрафов, пеней, неустоек, начисленных за нарушение сроков договоров; расходы, связанные с возмещением убытков, причиненных организацией; уценкой активов (кроме внеоборотных); убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; отрицательные курсовые разницы и т.п. Состав внереализационных расходов регламентируется ПБУ 10/99.
С. Бакина,
исполнительный директор ООО "Аудиторская фирма "Про-Аудит"
"Финансовая газета", N 11, 12, 14, март, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71