Преступления в таможенной сфере
В последнее время в сфере внешнеэкономических связей наблюдается тенденция к увеличению числа правонарушений, одни из которых носят административный характер, а другие - уголовный. Несмотря на то, что в Таможенном кодексе Российской Федерации содержатся статьи, непосредственно касающиеся преступлений в таможенной сфере, ответственность за такие правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ). Практически все составы таможенных преступлений так или иначе связаны с налоговой и (или) валютной проблематикой, и потому данная тема может быть интересна читателям "Налогового вестника".
В зависимости от степени тяжести правонарушения в таможенной сфере делятся на преступления и проступки. Основным критерием их разграничения является вред, причиненный конкретным противоправным деянием.
Как известно из общей теории права, преступления - это правонарушения, представляющие наибольшую степень общественной опасности, под которой, в свою очередь, понимается способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиции определенной социальной группы.
В ст.14 УК РФ содержится понятие "преступление", под которым подразумевается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. При этом определено, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного названным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
Преступления в сфере таможенного дела иногда называются "таможенными преступлениями". Ответственность за таможенные преступления предусмотрена уголовным законодательством. Общественно опасное деяние, не предусмотренное уголовным законодательством, не может считаться преступлением.
Под таможенным преступлением следует понимать общественно опасное виновное деяние, посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств (включая применение таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, а также порядок взимания и уплаты таможенных платежей.
К таможенным преступлениям относятся:
- контрабанда (ст.188 УК РФ);
- незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК РФ);
- невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст.190 УК РФ);
- невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.183 УК РФ);
- уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).
Контрабанда, а также незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, посягают на порядок таможенного контроля и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с установленными правилами; невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте нарушают порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации в части несоблюдения требований заявленных таможенных режимов; уклонение от уплаты таможенных платежей - порядок взимания таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, а также их уплаты.
Криминализация вышеперечисленных правонарушений в таможенной сфере объясняется не только степенью общественной опасности, но и высокой степенью распространенности посягательств на перечисленные объекты (можно говорить о тенденции к быстрому увеличению количества таких правонарушений), причинением указанными деяниями существенного вреда общественным отношениям, а также недостаточностью охраны названных направлений деятельности таможенных органов средствами других отраслей права.
Уклонение от уплаты таможенных платежей
Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, предусмотрена ст.194 УК РФ (в ред. от 25.06.1998 N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации").
В соответствии со ст.110 Таможенного кодекса Российской Федерации под таможенными платежами понимаются платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и в иных предусмотренных законом случаях, а именно: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз, сбор за выдачу лицензии таможенным органом и возобновление действия лицензии, сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенный сбор за таможенное оформление, таможенный сбор за хранение товаров, таможенный сбор за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах, сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России и таможенный платеж, взимаемый по единым ставкам.
Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей устанавливается, в частности, Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время таможенные платежи составляют примерно одну треть всех налоговых поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о значимости взимания таможенных платежей в полном объеме.
Целью ст.194 УК РФ является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.
Объективная сторона преступления. Преступление совершается путем уклонения субъекта от исполнения возложенной на него юридической обязанности уплатить таможенные платежи (объективная сторона).
Уклонение от уплаты таможенных платежей может осуществляться путем действия или бездействия, состоящего, в частности:
- в заявлении в документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для неуплаты (полной или частичной) таможенных платежей;
- в представлении таможенным органам ненадлежащих финансовых документов, подтверждающих факт уплаты или являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
- в отзыве плательщиком платежных документов на перечисление банком денежных средств на счета таможенных органов;
- в нарушении сроков уплаты таможенных платежей.
Субъект и субъективная сторона преступления. Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, обязанное в соответствии с таможенным законодательством уплатить таможенные платежи.
Преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.194 УК РФ, совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия) и желает уклониться от уплаты таможенных платежей, то есть не выплатить их.
Уклонение от уплаты таможенных платежей признается преступлением только в случае, если оно совершено в крупном размере, то есть сумма неуплаченных таможенных платежей превышает согласно примечанию к ст.194 УК РФ 1000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Поправки, внесенные в ст.194 УК РФ Федеральным законом от 25.06.1998 N 92-ФЗ, имеют целью ужесточить санкции за преступное деяние, связанное с неуплатой таможенных платежей. В настоящее время уклонение от уплаты таможенных платежей наказывается штрафом в размере от 200 до 700 установленных законом МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Признаками, отягчающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, являются:
- совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;
- совершение деяния лицом, ранее судимым за совершение преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст.194, а также ст.198 ("Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды") и 199 ("Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды организаций") УК РФ;
- неоднократное совершение деяния;
- совершение деяния в особо крупном размере (сумма неуплаченных таможенных платежей составляет свыше 3000 установленных законом МРОТ).
Уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии хотя бы одного из перечисленных признаков наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы осужденного или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте
Преступление, выражающееся в невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, посягает на установленный законом порядок осуществления валютных операций, а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации в части применения таможенных режимов.
Криминализация данного правонарушения объясняется прежде всего тем негативным влиянием, которое оказывает невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте на ее экономическую безопасность. По экспертным оценкам до 1994 года, величина невозвращаемой в Российскую Федерацию валютной выручки доходила до 60% от всего стоимостного объема отечественного экспорта.
В частности, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 N 1300, отмечается, что кризисное состояние экономики является основной причиной возникновения угрозы национальной безопасности России. Существенное сокращение производства, снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала, расстройство платежно-денежной системы, уменьшение доходной части федерального бюджета, рост государственного долга - основные проявления кризисного состояния экономики.
Эти угрожающие проявления характеризуются, в частности, увеличением объемов вывоза за пределы Российской Федерации валютных запасов, стратегически важных видов сырья при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли, неконтролируемой утечкой капитала, неразвитостью финансовой, организационной и инфраструктурной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.
В разделе IV "Обеспечение национальной безопасности" Концепции в качестве одного из основных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности государства определено принятие эффективных мер в сфере валютного регулирования в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала. Для этого, наряду с обеспечением макроэкономической стабилизации, необходимо формирование действенной системы валютного контроля и надзора за соблюдением законодательства о внешнеторговой деятельности.
Механизм валютного контроля за экспортными операциями. Основой механизма валютного контроля за экспортными операциями является обязанность экспортера обеспечить зачисление экспортной валютной выручки на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
При осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта по внешнеторговым сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, таможенные органы исходят из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций, является требованием таможенного режима экспорта в соответствии со ст.98 Таможенного кодекса Российской Федерации (п.7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"). Статья 98 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики, выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по таможенному делу.
Указ Президента Российской Федерации от 14.06.1992 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" также определяет, что валютная выручка от экспорта или реализации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не установлено Банком России (п.8).
Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на счет экспортера в кредитном учреждении за рубежом возможно только при наличии у него специального разрешения Банка России.
Таможенный орган, принимая товары к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка, и представления паспорта экспортной сделки, являющегося основным документом валютного контроля. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается контрольная процедура уведомлением таможенного органа о зачислении на счета в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товаров.
Таким образом, механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу Российской Федерации, и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки.
Механизм валютного контроля за импортными операциями. С того момента, когда в полном объеме "заработал" механизм валютного контроля за поступлением экспортной валютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные операции. Чаще всего в этих целях использовался такой прием, как заключение фиктивного внешнеторгового контракта: российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую непоставку товаров (предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление товара). Широко использовалась также практика авансовых платежей, означающая, по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным организациям. По данным Банка России, по фиктивным импортным контрактам из Российской Федерации ежемесячно уходило около 400 млн.долл. США.
С целью искоренения указанной практики был введен валютный контроль за импортными поставками.
Действующий в настоящее время механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями. Основным документом таможенно-банковского контроля является паспорт импортной сделки.
Импортеры - резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, а в случае непоставки товара - обеспечить полный возврат валюты. Эта обязанность должна быть исполнена в сроки, установленные в договоре, но не позднее сроков, определенных для исполнения текущих валютных операций, исчисляемых со дня перевода валютных средств, если иное не разрешено Банком России (совместная инструкция Банка России N 91-И и ГТК России от 04.10.2000 N 01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров").
Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров производятся исключительно через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами. Оплата ввозимого товара может осуществляться только со счета в банке импортера, то есть в уполномоченном банке либо его филиале, в котором открыт текущий валютный счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.
Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сделки. Любой иной способ оплаты импортируемого товара может быть совершен только при наличии у импортера специального разрешения (лицензии) Банка России на осуществление такой операции.
Механизм валютного контроля за бартерными операциями. Механизм валютного контроля за бартерными сделками в принципе соответствует моделям валютного контроля при совершении экспортных и импортных операций. Значительным шагом вперед стало распространение действия валютного контроля не только на торговлю товарами, но и на обмен услугами, работами, результатами интеллектуальной деятельности.
Основным документом в механизме валютного контроля за бартерными сделками является паспорт бартерной сделки, который оформляется до осуществления экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных операций и до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения таких сделок.
Российские экспортеры, заключившие бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска таможенными органами вывозимых товаров либо с момента выполнения работ, оказания услуг и предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентной по стоимости соответствующей продукции по бартеру. Превышение названного срока, а также исполнение иностранным контрагентом встречного обязательства без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности допускается только при наличии соответствующего разрешения Минэкономразвития России (Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок").
В случае изменения условий внешнеторгового договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами или результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной по стоимости экспортированным товарам, работам, услугам или результатам интеллектуальной деятельности, на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного законодательства.
Сроки исполнения текущих валютных операций. Разразившийся в августе 1998 года валютно-финансовый кризис привел к ужесточению норм валютного законодательства. Так, в соответствии со ст.20 Федерального закона от 29.12.1998 "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" было внесено изменение в Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому срок совершения текущих валютных операций, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций, был сокращен со 180 до 90 дней.
Таким образом, при совершении экспортных и импортных операций, не связанных с движением капитала, после вступления в силу названного Федерального закона средства в иностранной валюте должны поступать на территорию Российской Федерации в течение 90 дней с момента вывоза товаров на экспорт либо перевода денежных средств, соответственно.
Порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) определяется Правительством РФ по согласованию с Банком России (п.3 ст.20 Федерального закона от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики").
Объективная сторона преступления. Невозвращение на территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте состоит в невыполнении обязанности перевести средства в иностранной валюте на счета в уполномоченном банке или иному управомоченному субъекту в установленные сроки путем обычного бездействия, невыдачи распоряжения о переводе, отказа от подписи банковских документов и т.п.
С учетом изложенного рассматриваемое деяние может выражаться:
- в незачислении валютной выручки от экспорта товаров по внешнеторговым сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте;
- в невозвращении денежных средств, перечисленных за несостоявшуюся импортную поставку товаров;
- в незачислении валютной выручки от экспорта товаров по внешнеторговым сделкам, предусматривающим обмен товарами, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (в случае изменения условий договора).
Субъект и субъективная сторона преступления. Согласно диспозиции ст.193 УК РФ субъектом преступления является только руководитель организации, обязанный перечислить и контролировать перечисление валютных средств из-за границы.
Рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте.
Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в случае, если иностранная валюта в крупном размере, во-первых, находится за границей, а во-вторых, не была по его вине перечислена на счет в уполномоченный банк, несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством такое перечисление обязательно.
Непременным условием для привлечения к уголовной ответственности является крупный размер не возвращенных из-за границы средств в иностранной валюте: их сумма должна превышать 10 000 установленных законом МРОТ.
В соответствии со ст.193 УК РФ невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
Контрабанда
Под контрабандой понимается перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Предметом преступления в составе контрабанды являются товары и иные предметы, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в крупном размере, то есть имеющие стоимость, которая превышает 500 установленных законом МРОТ.
Указанное преступное деяние наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Контрабанда товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения. Более опасным видом контрабанды является перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров, в отношении которых установлены специальные правила ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее. Так, лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой наказывается контрабанда, предметом которой являются:
1) наркотические средства - вещества растительного или синтетического происхождения и лекарственные препараты, содержащие наркотические вещества, которые оказывают специфическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему человека и включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень наркотических средств), утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (опиум, морфий, героин, кокаин и др.);
2) психотропные вещества - природные или синтетические вещества, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека и включенные в Перечень наркотических средств (амобарбитал, этаминал натрия и другие вещества, содержащиеся в списках 2 и 3 Венской конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года);
3) сильнодействующие вещества - вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизни людей действие при их приеме в значительных дозах и при наличии медицинских противопоказаний к употреблению; список сильнодействующих веществ утверждается Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России (аминазин, бромазепам, клофелин, теофедрин, метилэфедрин и др.);
4) ядовитые вещества - вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека, перечень которых утверждается Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России (зарин, змеиный яд, метиловый спирт, очищенный пчелиный яд, синильная кислота, цианистый калий и др.);
5) отравляющие вещества - химические реагенты и их соединения, воздействующие на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительном количестве вызывающие их поражение, но не относящиеся к химическому оружию (аммиак, хлор и др.);
6) радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение (радий, уран, плутоний, кобальт-60, стронций);
7) взрывчатые вещества - соединения или смеси веществ, которые обладают способностью к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву), выделяющему большую кинетическую энергию (ртуть, тротил, порох, динамит и др.) (см. абзац 4 п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.1996 N 5 "О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ");
8) вооружение - различные виды боевой техники, а также боевого неогнестрельного оружия, средства связи, десантирования, навигационные приборы, средства защиты от боевых отравляющих веществ и др.;
9) взрывные устройства - устройства, состоящие из взрывчатого вещества и специального устройства (запал, детонатор, взрыватель и др.), конструктивно предназначенного для инициирования взрыва;
10) огнестрельное оружие - оружие, конструктивно предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое оружие) (ст.1 Федерального закона от 13.12.1996 "Об оружии");
11) боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание (артиллерийские снаряды и мины, боевые ракеты, авиабомбы и др.) (ст.1 Федерального закона "Об оружии");
12) ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения.
При определении оружия массового поражения следует исходить из понятия, сформулированного ООН в 1948 году и включающего "оружие, действующее атомным взрывом, оружие, действующее при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и биологическое оружие и любое разработанное в будущем оружие, обладающее характеристиками, сравнимыми по разрушительному действию с атомным и другим упомянутым выше оружием" (цит. по: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М.: Норма-Инфра-М., 1998. - С.786).
Ядерное и химическое оружие массового поражения - различные устройства, средства и вещества, применяемые в военных целях для массового поражения живой силы, боевой техники и сооружений противника (бомбы, снаряды, ракеты и др.).
Биологическое и другие виды оружия массового поражения - специально созданные в военных целях и заражающие людей и животных возбудителями заболеваний бактериальной (холера, чума и др.) и патогенной (энцефалиты, оспа и др.) культуры;
13) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, - сырье, лабораторное и промышленное оборудование, а также технологии, которые могут служить для разработки, изготовления и испытания оружия массового поражения любого вида или средств его доставки;
14) стратегически важные сырьевые товары - товары, включаемые в специальные перечни стратегически важных сырьевых товаров, утверждаемые Президентом Российской Федерации и Правительством РФ;
15) культурные ценности.
В соответствии с Законом РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" таковыми признаются следующие категории предметов:
- исторические ценности, связанные в том числе с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
- предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
- художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы, оригинальные скульптурные произведения, оригинальные художественные композиции и монтажи, художественно оформленные предметы культового назначения (иконы и т.п.), гравюры, эстампы, литографии, произведения декоративно-прикладного искусства, изделия традиционных народных художественных промыслов;
- составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
- старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный);
- редкие рукописи и документальные памятники;
- архивы (в том числе фото-, фоно-, кино-, видеоархивы);
- уникальные и редкие музыкальные инструменты;
- почтовые марки и иные филателистические материалы;
- старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Способы совершения контрабанды. Как следует из диспозиции ст.188 УК РФ, контрабанда может быть совершена несколькими способами, а именно: перемещением товаров помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов либо средств таможенной идентификации, а также перемещением недекларированных или недостоверно декларированных товаров.
Рассмотрим каждый из них.
В соответствии со ст.18 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) под перемещением через таможенную границу Российской Федерации понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Действиями по ввозу или вывозу считается при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, включая ввоз с территории свободных таможенных зон и со свободных складов, фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации; при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при их ввозе с таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон или на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти или ввезти товары или транспортные средства.
Перемещение товаров помимо таможенного контроля означает любые действия по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории, минуя определенные таможенными органами места, в которых должен быть проведен их таможенный контроль, или вне установленного времени производства таможенного оформления.
В соответствии со ст.180 ТК РФ таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, учета товаров и транспортных средств, устного опроса физических и должностных лиц, проверки системы учета и отчетности, осмотра мест, где могут находиться объекты таможенного контроля, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами либо не противоречащих им.
Сокрытие товаров от таможенного контроля представляет собой любой способ утаивания товаров, затрудняющий их обнаружение (использование тайников, специальных хранилищ), или камуфлирование подлинности (разбор товара и раздельное перемещение его составных частей, придание одним товарам вида других).
Обманным использованием документов признается представление для таможенного контроля поддельных документов, документов с заведомо искаженными данными, а также документов, полученных, составленных либо заверенных без законных на то оснований в целях введения таможенных органов в заблуждение для принятия ими неправомерных решений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии со ст.185 ТК РФ идентификация в таможенных целях производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.
Обманным использованием средств таможенной идентификации признается подделка печатей, буквенной и иной маркировки, нанесение сходных знаков, выдаваемых за законные, совершаемые в целях введения таможенных органов в заблуждение для принятия ими неправомерных решений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии со ст.168 ТК РФ декларированию подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых нормативными правовыми актами по таможенному делу.
Декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст.169 ТК РФ).
Недекларирование или недостоверное декларирование означает незаявление по установленной форме сведений либо заявление ложных сведений, необходимых для целей таможенного оформления и таможенного контроля.
Субъект и субъективная сторона контрабанды. Субъектом контрабанды является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста (гражданин Российской Федерации, иностранец, лицо без гражданства или имеющее двойное гражданство). Субъектами данного преступления могут быть также должностные лица (прежде всего сотрудники таможенных органов), лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля, перечисленные в ст.188 ТК РФ, а также лица, уполномоченные для перемещения через таможенную границу Российской Федерации отдельных видов товаров и транспортных средств, освобожденные от определенных форм таможенного контроля.
С субъективной стороны контрабанда характеризуется виной в форме прямого умысла (согласно ст.24 УК РФ деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ). Это означает, что лицо осознает, что совершает преступление, предвидит возможность или неизбежность наступления вреда охраняемым законом интересам и желает наступления неправомерных последствий.
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказание усиливается до лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Такими обстоятельствами являются:
- неоднократное совершение контрабанды;
- совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения;
- совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Наиболее опасной формой контрабанды считается контрабанда, совершенная организованной группой. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 ст.35 УК РФ). В соответствии с частью 4 ст.188 УК РФ такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.
Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран
Ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, если такое возвращение является обязательным, предусмотрена ст.190 УК РФ.
Предметы художественного, исторического и археологического достояния входят в перечень культурных ценностей, однако не исчерпывают его (ст.7 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей").
Объективная сторона преступления. Объективная сторона этого преступления выражается в нарушении обязательного условия временного вывоза культурных ценностей за пределы Российской Федерации - возвращения их на территорию Российской Федерации в установленный срок при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению этого условия.
Культурные ценности, временно вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации, перемещаются в соответствии с таможенным режимом временного вывоза. В соответствии со ст.68 ТК РФ таможенный режим временного вывоза предполагает пользование товарами за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения мер экономической политики.
Особенности порядка перемещения культурных ценностей, музейных предметов и коллекций, в том числе в случае их временного вывоза, определяются Законом РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей", а также Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
Согласно ст.5 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" под временным вывозом культурных ценностей понимается перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.
Порядок временного вывоза культурных ценностей. Временный вывоз культурных ценностей может осуществляться для организации выставок, проведения реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью, а также в иных необходимых случаях.
Субъектами временного вывоза культурных ценностей могут быть как физические, так и юридические лица - музеи, архивы, библиотеки и др.
Предметом временного вывоза являются следующие категории культурных ценностей:
1) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации;
3) культурные ценности, созданные более 100 лет назад;
4) иные культурные ценности, за исключением предметов, представляющих историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания (ст.9 и 27 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей").
Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках и иных государственных хранилищах культурных ценностей, может быть принято только с согласия Минкультуры России, Росархива или соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, ходатайствующее о таком вывозе.
Ходатайство (заявление) о временном вывозе культурных ценностей подается их собственником или уполномоченным им лицом в Федеральную службу по сохранению культурных ценностей (ст.28 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей"). До создания Федеральной службы по сохранению культурных ценностей ее полномочия выполняют Минкультуры России и его органы.
В случае вывоза культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками и иными государственными хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном вывозе прилагаются:
- договор, заключенный с принимающей стороной, о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей;
- документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытия всех рисков, предоставленный принимающей стороной;
- документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата временно вывозимых культурных ценностей.
При временном вывозе культурных ценностей иными юридическими, а также физическими, в том числе должностными, лицами, органами власти и управления к заявлению о временном вывозе культурных ценностей прилагаются:
- свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в установленные законом Российской Федерации охранные списки и реестры;
- подтверждение об извещении соответствующего государственного органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их временном вывозе;
- документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей.
Разрешение на временный вывоз культурных ценностей дается при условии заключения между ходатайствующей стороной и Федеральной службой по сохранению культурных ценностей договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащаяся в указанном договоре обязанность возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей с оставлением предмета залога у залогодателя, осуществляемым в соответствии с Законом РФ от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге" (п.3 ст.30 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей").
При принятии Федеральной службой по сохранению культурных ценностей решения о возможности временного вывоза культурных ценностей выдается свидетельство (разрешение) на право временного вывоза культурных ценностей. В нем подтверждается обязанность возвращения конкретного предмета, относящегося к культурным ценностям, с установлением конкретных сроков возвращения, указанием на лицо, обязанное возвратить соответствующие предметы, и на условия и гарантии и правовые основания возвращения.
При временном вывозе культурных ценностей таможенному органу одновременно с грузовой таможенной декларацией представляется свидетельство о временном вывозе культурных ценностей за границу, которые берутся таможенным органом на контроль. Указанное свидетельство является основанием для пропуска культурных ценностей через таможенную и государственную границы Российской Федерации. Без такого документа временный вывоз культурных ценностей запрещается.
Субъект и субъективная сторона преступления. Субъектом рассматриваемого преступления является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное к возвращению на территорию Российской Федерации вывезенных предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
Данное преступление совершается с прямым умыслом: виновный осознает, что не выполняет обязанность по возвращению культурных ценностей (осознавая тем самым свое общественно опасное бездействие), и, имея возможность совершить действия по исполнению этой обязанности, желает не возвращать вывезенные культурные ценности на территорию Российской Федерации.
Неисполнение обязанности по возвращению на территорию Российской Федерации культурных ценностей в установленные сроки, если такое возвращение является обязательным, образует состав преступления, ответственность за которое предусмотрена ст.190 УК РФ, и наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.
Незаконный экспорт технологий, сырья, материалов, оборудования и информации, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
Статьей 189 УК РФ установлено уголовное преследование незаконного экспорта технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Целью этой статьи является уголовно-правовая охрана порядка осуществления экспорта объектов интеллектуальной собственности, услуг, сырья, материалов и оборудования, имеющих особое значение для поддержания обороноспособности государства и международной безопасности, охраны жизни и здоровья населения, а также соблюдения международно-правовых обязательств Российской Федерации, законных прав и интересов Российской Федерации.
Объект и предмет преступления. Данное преступление посягает на установленный порядок осуществления внешнеторговой деятельности и выполнения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового поражения.
Предметом преступления являются технологии (чертежи, схемы и иная технологическая документация, оборудование, позволяющие производить оружие массового поражения и др.), научно-техническая информация (информация, регламентирующая безопасность производства продукции военного назначения, и др.) и услуги (консультирование, проектирование, обучение специалистов, наладка оборудования, проведение экспертиз и др.), которые используются или могут быть использованы (так называемые технологии и услуги двойного применения) при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.
В соответствии с п.8 ст.1 Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" к предметам рассматриваемого преступления отнесены также сырье, материалы и оборудование, используемые при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Развитие научно-технического прогресса в военно-промышленном комплексе привело к тому, что серьезную конкуренцию традиционной торговле оружием стала составлять торговля военными технологиями, ноу-хау, услугами в этой области. Одними из наиболее перспективных становятся внешнеэкономические договоры, предметом которых выступают:
- технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
- техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
- научно-техническая документация, регламентирующая безопасность (в том числе экологическую) производства продукции военного назначения;
- стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
- результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;
- научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;
- специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, НИОКР военного назначения;
- обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
- подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств;
- передача (продажа) лицензий на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ.
Перечисленные технологии, научно-техническая информация, услуги, сырье, материалы и оборудование являются предметом военно-технического сотрудничества, под которым понимается деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом (в том числе с поставкой или закупкой) продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения (ст.1 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами").
Согласно ст.4 вышеуказанного Федерального закона одними из важнейших принципов государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами выступают:
- соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении химического, биологического и других видов оружия массового поражения;
- соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения;
- недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;
- сохранение и поддержание политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;
- подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве.
Экспортный контроль. Вышеперечисленные принципы лежат в основе системы экспортного контроля, под которой понимается совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством Российской Федерации порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового поражения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка (ст.2 и 16 Федерального закона от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
Российская Федерация проводит единую политику экспортного контроля, определяемую исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов (ст.4 и 16 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
Номенклатура подпадающих под экспортный контроль товаров (в том числе технологий, научно-технической информации и услуг), которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового поражения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми Указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства РФ. В качестве примеров можно привести Указы Президента Российской Федерации от 16.08.1996 N 1194 "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при соз-дании ракетного оружия" и от 26.08.1996 N 1268 "О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения".
Следует отметить, что Указы Президента Российской Федерации, устанавливающие перечни товаров, подпадающих под действие экспортного контроля, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования (ст.16 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
Объективная сторона преступления. Объективную сторону преступления, ответственность за которое предусмотрена ст.189 УК РФ, составляет незаконный экспорт технологий, научно-технической документации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
С учетом положений ст.97 ТК РФ и ст.2 Федерального закона от "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" под экспортом технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования следует понимать их вывоз с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования признается незаконным, если предмет внешнеторговой сделки не может быть вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, не может быть продан конкретному иностранному контрагенту, вывозится с нарушением установленного порядка лицензирования и таможенного оформления экспортных поставок, а также в случае игнорирования иных требований экспортного контроля.
Обеспечение соблюдения законодательства об экспортном контроле возложено на Минэкономразвития России (постановление Правительства РФ от 05.07.2000 N 488 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации").
Субъект и субъективная сторона преступления. Субъектом рассматриваемого преступления является руководитель организации, осуществляющей военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, а также иное лицо, в силу своей компетенции принимающее окончательное решение о незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, подпадающих под действие экспортного контроля.
Субъективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена ст.189 УК РФ, характеризуется тем, что виновный осознает незаконность экспорта соответствующих технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел).
Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, подпадающих под специальный экспортный контроль, наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 установленных законом МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от трех до семи лет.
А.Н. Козырин,
д.ю.н., профессор
"Налоговый вестник", N 2, 3, февраль, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1