Учетная политика для целей налогообложения
В настоящее время организации должны оформлять как минимум два вида внутренних нормативных документов: учетную политику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения. Все аспекты учетной политики организации для целей бухгалтерского учета регламентируются Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденным Приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н. Впервые понятие "учетная политика для целей налогообложения" получило нормативное закрепление с вступлением в силу гл.21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Так, согласно п.1 ст.167 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения определяется дата возникновения обязанности по уплате НДС (дата реализации): по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов или по мере поступления денежных средств. В том случае, если организация не указала в учетной политике для целей налогообложения, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) она будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то применяется способ определения даты реализации по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов.
В ряде статей главы 25 НК РФ "Налог на прибыль", которая вводится в действие с 1 января 2002 г., также закрепляется необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения (статьи 254, 261, 267, 307, 313, 314 и др.).
Рассмотрим вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политике для целей налогообложения.
1. Необходимо указать, какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) будет применяться при их списании в производство, а также какой метод списания себестоимости покупных товаров и ценных бумаг следует применять при их реализации и ином выбытии.
Пунктом 6 ст.254 НК РФ предусмотрены следующие методы оценки сырья и материалов:
- по себестоимости единицы запасов;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Согласно подп.3 п.1 ст.268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на стоимость приобретения данных товаров, определяемую одним из следующих методов оценки покупных товаров:
- по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
- по средней себестоимости (в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).
При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик на основании п.9 ст.280 НК РФ выбирает один из методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг - ФИФО или ЛИФО.
2. В учетной политике для целей налогообложения обязательно должен быть установлен порядок ведения налогового учета, так как в соответствии со ст.313 НК РФ организации самостоятельно разрабатывают систему налогового учета. Кроме того, на основании ст.314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов должны быть представлены как приложения к учетной политике организации для целей налогообложения.
3. Необходимо установить метод начисления амортизации имущества (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком полезного использования свыше 20 лет), который будет применяться в налоговом учете. В соответствии с п.1 ст.259 НК РФ в целях налогообложения следует применять линейный или нелинейный методы амортизации имущества. При этом метод амортизации может устанавливаться отдельно для каждого объекта амортизируемого имущества или для каждой амортизационной группы. Выбранный организацией метод амортизации объекта имущества не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по этому объекту. Статьей 259 НК РФ допускается начисление амортизации по нормам ниже установленных, но только по решению руководителя организации, которое обязательно должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего этого периода.
Отражение в учетной политике для целей налогообложения указанных выше элементов обязательно для всех налогоплательщиков. Однако есть вопросы, затрагивающие интересы только отдельных категорий налогоплательщиков, которые тем не менее требуют обязательного отражения в учетной политике этих организаций.
4. Организации, имеющие основные средства, используемые для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, должны отразить в учетной политике величину специального коэффициента, на который умножается основная норма амортизации. Согласно п.7 ст.259 НК РФ норму амортизации по основным средствам можно увеличить не более чем в два раза.
5. В соответствии с п.8 ст.259 НК РФ, если объект основных средств организации является предметом лизинга по договору, заключенному до 1 января 2002 г., то организация вправе начислять амортизацию по имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) этого объекта, а также с применением специального коэффициента не выше трех. Выбранный порядок организация должна отразить в учетной политике для целей налогообложения.
6. Согласно п.2 ст.261 НК РФ, если организация осуществляет расходы на освоение природных ресурсов, относящиеся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются раздельно по каждому участку недр в доле, определяемой организацией в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения.
7. Статьей 267 НК РФ установлено, что организация самостоятельно принимает решение о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
8. Главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" определены вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политике иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Если у иностранной организации имеется несколько отделений на территории РФ, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, то согласно п.4 ст.307 НК РФ налоговая база и сумма налога на прибыль рассчитываются отдельно по каждому отделению. Если деятельность через отделения осуществляется в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с МНС России, то прибыль, относящуюся к деятельности через отделения на территории РФ, можно рассчитывать в целом по группе отделений при условии, что все включенные в группу отделения применяют единую учетную политику в целях налогообложения. При этом иностранная организация определяет в учетной политике для целей налогообложения, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по местонахождению каждого отделения.
Кроме вышеперечисленных элементов учетной политики, которые являются обязательными для отражения, можно выделить ряд вопросов, рекомендуемых для отражения в учетной политике для целей налогообложения.
1. Рекомендуется отразить, какой метод учета доходов и расходов будет применять организация - метод начисления или кассовый метод. Согласно п.1 ст.273 НК РФ организации имеют право (но не обязаны) применять кассовый метод учета доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Этот элемент учетной политики для целей налогообложения важен для организаций, имеющих право и желающих перейти на кассовый метод, так как если в учетной политике не будет указан применяемый метод учета доходов и расходов, то по умолчанию будет принят метод начисления.
2. Если организация какие-либо затраты с равными основаниями может отнести к нескольким группам расходов (расходам, связанным с производством и реализацией и внереализационным расходам), то в соответствии с п.4 ст.252 НК РФ она может самостоятельно определить, к какой именно группе отнести эти расходы.
3. В соответствии с порядком, изложенном в п.2 ст.286 НК РФ, организации имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря предыдущего года. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться в течение всего года. Если организация будет переходить на такой порядок исчисления и уплаты налога, то это рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.
4. На основании ст.266 НК РФ организации имеют право на формирование резерва по сомнительным долгам. При этом под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п.1 ст.266 НК РФ). С 1 января 2002 г. организации могут создавать резерв по сомнительным долгам не только по расчетам за продукцию (товары, работы, услуги), но и по любой задолженности, кроме процентов по заемным средствам. Создание организацией резерва по сомнительным долгам рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с подп.8 п.1 ст.265 НК РФ суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам могут включаться в налоговом учете в состав внереализационных расходов только организациями, применяющими метод начисления.
5. Организации - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность и ведущие налоговый учет по методу начисления, вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в соответствии со ст.300 НК РФ, что также рекомендуется оговорить в учетной политике организации.
6. Градообразующие организации, имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых или инвалидов согласно подп.32 п.1 ст.264 НК РФ вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание этих объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по местонахождению организации. Если соответствующие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории, подведомственных указанным органам. Такой порядок рекомендуется отразить в учетной политике организации для целей налогообложения.
Необходимо отметить, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена обязанность организации представлять в территориальные налоговые органы утвержденную приказом организации учетную политику для целей налогообложения. Однако представляется целесообразным рекомендовать организациям направить копию учетной политики в налоговый орган по местонахождению, хотя единственным элементом учетной политики, о котором необходимо сообщить в налоговый орган, является переход на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.
Ю. Мельников,
АКДИ "Экономика и жизнь"
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 2, февраль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".