Изменения в Федеральном законе от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ
"Об аудиторской деятельности"
Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" вызвало бурную дискуссию среди профессиональных аудиторов. Высказывались как упреки относительно его недоработанности и ущемлении прав аудиторов, так и мнения о своевременности и пользе появления этого закона.
Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" уточняются отдельные положения Закона об аудиторской деятельности, в том числе его внутренние ссылки, устраняются существующие в Законе погрешности. В основном, поправки носят несущественный характер и касаются допущенных в первой редакции Закона технических и грамматических ошибок. Значительным изменениям подверглись следующие нормы.
Пунктом 3 ст.7 "Обязательный аудит" Закона в старой редакции вводились ограничения на осуществление аудиторских проверок лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, организациями, в уставном (складочном) капитале которых присутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам. Законом от участия в аудиторских проверках организаций, имеющих в бухгалтерской документации сведения, составляющие государственную тайну, фактически были отстранены международные аудиторские компании, в том числе "большая пятерка", а также российские фирмы, не имеющие лицензии ФСБ России. В частности, это положение поставило под угрозу проведение конкурса на аудит Центрального банка Российской Федерации, отчетности которого мировое сообщество уделяет большое внимание, нефтяных, металлургических и других крупных компаний (РАО "ЕЭС России", "Газпром" и т.п.), имеющих в уставных (складочных капиталах) долю государственной собственности. В соответствии с установленными критериями при определении аудиторов указанных организаций значительно уменьшалось количество соискателей, конкурсный отбор проводился бы из ограниченного числа российских фирм, что, конечно же, в свою очередь снизило вероятность международного признания результатов аудиторских проверок. В то же время российским организациям, работающим на внешнем рынке, для привлечения иностранных инвесторов и акционеров необходимы заключения таких аудиторских компаний, как PricewaterhouseCoopers, Arthur Andersen, Ernst & Young. Кроме того, старая редакция Закона заставила бы компании "большой пятерки" перерегистрировать свои дочерние фирмы на российских партнеров.
Законом N 164-ФЗ отменен прямой запрет на проведение проверок организаций, отчетность которых содержит сведения, являющие государственной тайной, аудиторскими компаниями с долей иностранного участия в капитале. Установлено, что аудиторская проверка таких организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии допуска, т.е. лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Службы внешней разведки Российской Федерации.
Поправки внесены также в п.2 ст.15 "Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности" Закона об аудиторской деятельности, согласно которому обязательным требованием для получения квалификационного аттестата аудитора являлось наличие у соискателя высшего экономического и (или) юридического образования, полученного только в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Указанная норма, по сути, ограничивала права тех, кто учился за границей, и противоречила международным соглашениям, по которым дипломы иностранных вузов действительны на территории Российской Федерации. В соответствии с новой редакцией рассматриваемого пункта претендент на получение квалификационного аттестата аудитора помимо российского диплома, может представить документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании иностранного государства и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании.
Существенно изменен п.1 ст.20 "Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения" Закона об аудиторской деятельности. Согласно первому варианту этого пункта получить право на аккредитацию при уполномоченном федеральном органе могли профессиональные аудиторские объединения аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Теперь право на аккредитацию имеют только саморегулируемые объединения аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.
Следует отметить, что пока закон о саморегулируемых организациях (СРО) не принят. Как заявил председатель комитета Государственной думы по собственности B.C.Плескачевский*(1), в январе 2002 г. в нижнюю палату Думы будет внесен законопроект о саморегулируемых организациях.
Концепцией закона о СРО предусматривается создание трехуровневой системы с соответствующим распределением функций. Конечно, саморегулируемые организации, которым делегированы государственные полномочия по регулированию рынка аудиторских услуг, должны отвечать самым высоким требованиям. Наибольшими полномочиями будут обладать СРО первого уровня. Вместе с тем Законом об аудиторской деятельности федеральному органу государственного регулирования аудиторской деятельности предоставляются широкие полномочия. Основными функциями уполномоченного федерального органа, в частности, являются:
издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемых уполномоченным федеральным органом, а также представление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
Уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности, скорее всего, станет Министерство финансов Российской Федерации. В середине декабря 2001 г. министр финансов Российской Федерации подписал приказ о разделении Департамента финансового контроля и аудита Минфина России, согласно которому в самостоятельные структуры выделены Департамент организации аудиторской деятельности и Департамент государственного финансового контроля. Главой Департамента организации аудиторской деятельности назначен А.В.Крикунов. Постановление, в котором будет назван уполномоченный федеральный орган, может быть подписано в самое ближайшее время.
Законом N 164-ФЗ внесены изменения и в части введения в действие положений п.5 ст.4 Закона об аудиторской деятельности о наличии в штате аудиторской компании не менее пяти аттестованных аудиторов. Первоначально ст.4 содержала шесть пунктов. При утверждении в Государственной Думе п.5 был исключен, а ссылка на него не изменена. Таким образом, уже через три месяца, а не через два года аудиторские компании должны были бы иметь в своем штате не менее пяти аттестованных аудиторов. Эта "опечатка" если не приводила к их закрытию, то, несомненно, влекла за собой невыполнение уже заключенных договоров и дополнительные материальные затраты. Теперь установлено, что п.5 ст.4 Закона вводится в действие по истечении двух лет со дня вступления в силу Закона об аудиторской деятельности, т.е. 9 сентября 2003 г.
Статья 22 Закона об аудиторской деятельности дополнена новым п.4, согласно которому до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок взимания государственной пошлины, применяется действовавший на 1 августа 2001 г. порядок взимания платы за проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и платы за выдачу дубликата квалификационного аттестата аудитора.
Дополнения и изменения, внесенные новым Федеральным законом, вводятся в действие со дня его официального опубликования.
М.В. Протасова,
Аудиторско-консультационная фирма "ФБК"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 2, январь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В. Буза. Дума отрегулирует саморегулирование // Коммерсантъ. - 2001. - 7 декабря.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru