Частная жизнь "за стеклом": правовые проблемы проведения интерактивных игровых шоу в реальном времени и способы их решения
1. Для современного шоу-бизнеса характерны такие особенности, как распространение интерактивных передач, фильмов, в ходе которых аудитория принимает участие в подведении итогов, влияет на развитие сюжета и пр.; увеличение количества шоу, идущих прямо в эфир, без монтажа; приглашение в качестве участников программ не профессиональных исполнителей (артистов, каскадеров), а лиц из иных сфер деятельности; значительное увеличение числа зрителей и слушателей и превращение аудитории из национальной в интернациональную за счет использования спутникового теле- и радиовещания и Интернета. Перечисленные новые тенденции порождают соответствующие правовые проблемы. В частности, необходимо уточнить формулировки известных ранее прав граждан и указать пределы их осуществления.
Согласно ст.23 и 24 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Гражданский кодекс относит неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну к нематериальным благам, охраняемым гражданским законодательством (ст.150 ГК РФ).
Тайну частной (личной) жизни*(1) составляют сведения об определенном человеке, не связанные с его профессиональной или общественной деятельностью и дающие оценку его характеру, облику, здоровью, материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, отдельным фактам биографии, а также его отношениям с родственниками, знакомыми и т.п.
Законодательство вводит специальные нормы для защиты частной жизни в тех случаях, когда гражданину для осуществления своего права необходимо содействие третьих лиц-профессионалов. Поэтому существуют медицинская тайна, нотариальная тайна, адвокатская тайна, банковская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, тайна усыновления, иные профессиональные тайны. Но и в других ситуациях (при отсутствии необходимости сохранения профессиональных тайн) гражданин вправе требовать сохранения сведений о его частной жизни, например, собранных в результате государственной переписи населения.
Неприкосновенность частной жизни включает в себя неприкосновенность личной свободы, жилища, документов, телефонных переговоров, телеграфных сообщений личного характера. Существуют и другие проявления частной жизни и ее неприкосновенности.
Тайна и неприкосновенность частной жизни помогают сохранить индивидуальность, позволяют отграничить человека от всех и каждого, обеспечивают автономию личности в обществе. Не отрицая связи этих понятий, следует заметить, что иногда их следует разграничивать: при сохранении тайны частной жизни может происходить вмешательство в эту жизнь, в результате чего так или иначе изменяется ее естественный ход и, следовательно, нарушается неприкосновенность. Например, убийство одного члена семьи изменяет частную жизнь других членов семьи, нарушает ее неприкосновенность.
Право на тайну частной жизни допустим о определить как возможность требовать от третьих лиц неразглашения конфиденциальной информации и предоставлять соответствующую информацию другим субъектам. Право на неприкосновенность частной жизни означает возможность обособления личной жизни, самостоятельного решения всех ее вопросов и запрет вмешательства третьих лиц, кроме случаев, предусмотренных законом или согласованных с гражданином - управомоченным лицом.
Неимущественные права на тайну и неприкосновенность частной жизни могут осуществляться не только в абсолютных правоотношениях путем принятия мер по обособлению своей частной жизни, но и в относительных, возникающих в силу ряда договоров.
Посмотрим, как реализуются эти права при организации и проведении шоу на примере телепроектов 2001 г. "За стеклом" и "Последний герой".
"За стеклом" собрались трое молодых ребят и три девушки. Их изолировали в квартире, расположенной в московской гостинице, сроком на один месяц. Круглосуточно велась съемка. Каждый день телевидение (ТВ-6) по несколько раз давало включение; еженедельно проводилось ток-шоу; изображение происходящего передавалось в Интернет; желающие могли через стеклянную стену квартиры наблюдать воочию за повседневной жизнью участников. Их же общение с внешним миром было ограничено беседами с психологами и главным режиссером. Двум победителям в качестве приза обещали квартиру в Москве.
Создатели "Последнего героя" отправили 16 мужчин и женщин на остров в Атлантическом океане в архипелаге Бокас дель Торо (Панама), где они должны были самостоятельно добывать себе пропитание, оборудовать (построить) жилище и выполнить предусмотренные проектом задания. Съемочные группы постоянно фиксировали развитие событий, ежедневно лагерь посещал ведущий шоу. По телевидению (ОРТ) действие транслировалось два раза в неделю. Победившего ждал приз - три миллиона рублей.
Данные проекты разрабатываются для развлечения публики, поэтому их жанр уместно обозначить термином "шоу". Эти шоу объединяет интерактивный характер - возможность организаторов и зрителей повлиять на развитие сюжета. Программы строятся по определенным игровым правилам, включают задания участникам и тем отличаются от ток-шоу, документального кино и пр. Шоу идут полностью или частично в реальном времени.
С учетом сказанного предметом настоящего исследования являются интерактивные игровые шоу в реальном времени.
Проекты можно разбить на две группы по специфике проведения: шоу в замкнутом пространстве (квартира, дом, витрина магазина и пр.) и экстремальные шоу на выживание, проверку выносливости и сообразительности*(2).
2. В процессе шоу складываются юридические отношения между участниками и организатором.
Прежде всего кандидаты проходят предварительный отбор*(3) по возрасту*(4), полу, психологической устойчивости, состоянию здоровья, фотогеничности, типажу (индивидуальности).
Видимо, следует признать, что договор организатора и участника не относится к мелким бытовым сделкам и сделкам, направленным на безвозмездное получение выгоды, которые несовершеннолетние от шести до восемнадцати лет вправе совершать самостоятельно (п.2 ст.26, п.2 ст.28 ГК РФ). Не думаю, что можно придавать юридическое значение и согласию родителей на заключение такого договора несовершеннолетним от четырнадцати до восемнадцати лет. Ведь родители обязаны заботиться об обучении, воспитании, содержании своих детей, об обеспечении их уходом и лечением (п.2, 3 ст.36 ГК РФ). Между тем участие в публичном продолжительном интерактивном шоу в реальном времени из-за отсутствия у несовершеннолетнего достаточных опыта, знаний, практических навыков значительно увеличивает риск причинения вреда чести, достоинству, психическому и физическому здоровью (по сравнению с возможным риском в отношении взрослого участника).
Такой критерий, как состояние здоровья, очень важен. Для экстремальных шоу особое значение имеет физическое здоровье, не случайно участники "Последнего героя" прошли медкомиссию, им сделали прививки от малярии, желтой лихорадки, брюшного тифа. В шоу замкнутого пространства особую роль играет психическое здоровье. В 2001 г. в Польше один из участников шоу "Большой брат" был в принудительном порядке доставлен в психиатрическую больницу в состоянии тяжелого нервного срыва.
Полагаю, что для любого подобного шоу необходимо констатировать отсутствие инфекционных заболеваний, дополнительно для шоу в замкнутом пространстве - отсутствие психических заболеваний, для экстремального шоу - отсутствие тяжелых хронических заболеваний.
Является ли судимость препятствием к участию в проекте? Полагаю, да. В Великобритании участник подобного представления набросился на коллегу, приставил ему нож к горлу и стал угрожать лишением жизни. Позже выяснилось, что у этого человека было шесть судимостей за вооруженные нападения.
Согласно ст.86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Соответственно погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
Если шоу групповые, то целесообразно проводить отбор с учетом психологической устойчивости и совместимости. Например, будущих участников шоу "За стеклом" тестировали психологи.
Большое значение придается типажу (индивидуальности) участника. Пресс-секретарь проекта "За стеклом" отмечала, что все образы участников были заранее прописаны, на кастинге психологи отбирали определенные психотипы, было заранее известно, кто нужен.
По-моему, необходимо выделять обязательные и факультативные критерии отбора участников шоу. К обязательным целесообразно отнести: достижение 18 лет, отсутствие некоторых заболеваний, отсутствие судимости, психологическую устойчивость (для групповых шоу). Факультативные критерии определяются организатором шоу самостоятельно.
3. Возникает вопрос об основании отношений между каждым участником и организатором шоу, о правовой природе заключаемого между ними договора.
Достаточно близок по природе к рассматриваемым отношениям институт публичного конкурса. Объявление публичного конкурса - это одностороннее обязательство организатора конкурса выплатить денежное вознаграждение или выдать иную награду за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов перед тем, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Информация о конкурсе должна отражать существо задания, критерии и порядок оценки результатов или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса (п.1, 4 ст.1057 ГК РФ).
Для шоу в реальном времени также характерны выдача награды за достижение определенных результатов победившему участнику и согласование условий о существе задания, порядке оценки результатов, размере и форме награды и пр.
Но существуют и отличия. Объявление публичного конкурса - односторонняя сделка. На практике же отношения организатора и участника шоу оформляются договором, содержащим взаимные обязательства.
Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей (п.2 ст.1057 ГК РФ). Если говорить о целях участников шоу, то, прежде всего, выделяются получение награды, выгодных деловых предложений, желание проверить свои силы. Цели организатора - повышение рейтинга, получение прибыли от шоу за счет рекламы, продажи видеокассет и пр.
Можно ли предоставление зрителям (слушателям) развлекательной программы оценивать как общественно полезные действия? Очевидно, это зависит от содержания шоу. Так, члены проблемно-методического совета по дифференциальной психологии Министерства образования РФ направили открытое письмо руководителям центральных телеканалов с предложением "прекратить передачу "За стеклом" и не создавать подобных, поскольку психологические последствия участия в программе, а также факт ее демонстрации будут иметь негативные последствия не только для тех, кто находится "За стеклом", но и для активных зрителей этой программы"*(5). Что же касается передачи "Последний герой", то, по мнению некоторых журналистов, это "не шоу сильнейших, а скорее подлейших"*(6).
Уместно также сравнение происходящего с договором игры, который можно охарактеризовать как соглашение между организатором игры и участником, основанное на взаимном риске, в силу которого выигравшая сторона вправе требовать выплаты предусмотренного правилами игры выигрыша, а организатор игры обязан выплатить выигрыш в обусловленном размере и форме. Существенными условиями договора игры являются срок проведения, порядок определения выигрыша, его размер и форма (п.3, 4 ст.1063 ГК РФ).
Договор игры и соглашение организатора и участника шоу объединяют выполнение участником определенных заданий (конкурсов, испытаний), прохождение которых влечет выбор победителя. Так, из 143 опрошенных человек в ноябре 2001 г. о проекте "За стеклом" 120 были уверены в том, что действие разворачивается по заранее разработанному сценарию*(7).
В то же время есть и существенные отличия. Шоу в реальном времени - это не только игра. Некоторые отношения развиваются спонтанно, неожиданно и для участника, и для организатора. Но эта непредсказуемость не означает взаимного риска в групповом шоу, так как риск выбытия несут участники, а обязательство выплатить награду победителю остается за организатором.
Следует еще заметить, что организаторами игр выступают Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, лица, получившие от уполномоченного государственного или муниципального органа на то разрешение (п.1 ст.1063 ГК РФ). Проведение же шоу не требует специальной лицензии.
Полагаю, надо признать, что соглашение участника и организатора шоу включает элементы сделки объявления публичного конкурса и договора игры, но все-таки отличается от обоих, и его можно назвать самостоятельным договором о проведении интерактивного игрового шоу в реальном времени. В определение такого договора целесообразно включить только основные права и обязанности сторон. Договор о проведении интерактивного игрового шоу в реальном времени - соглашение, в силу которого организатор шоу вправе установить правила проведения шоу, наблюдать, фиксировать и использовать в шоу (а иногда и иным образом) происходящее с участником, а участник обязан соблюдать установленные правила и имеет право на обусловленное денежное вознаграждение (иную награду) за лучшее выполнение правил и заданий или достижение иных результатов.
Для защиты имущественных и неимущественных интересов участников целесообразно закрепить обязательную простую письменную форму такого договора с указанием о недействительности договора при несоблюдении требуемой формы.
4. Какие основные права и обязанности возникают по такому договору?
Организатор шоу в замкнутом пространстве обязан предоставить изолированное место проживания (нахождения), оборудовать его мебелью, обеспечить коммунальные услуги, передать оговоренный минимум продуктов питания, средств гигиены, денег. При организации экстремального шоу оговаривается доставка участника в обусловленное место и иногда предоставление минимума вещей и (или) информации о предстоящем испытании.
Организатор обязан обеспечить безопасность мероприятия для жизни участников. А угроза жизни может исходить от других участников шоу, зрителей (слушателей), сотрудников организатора шоу, окружающей обстановки, а также стать следствием сложности заданий. Существует и вероятность суицида.
Среди разных способов защиты участников прежде всего отметим необходимость профессиональной охраны. Безопасность обеспечивают и находящиеся в штате организатора (по договору) медицинские работники. По условиям шоу "Последний герой" бригады медиков МЧС постоянно дежурили на острове.
В американском телешоу 2001 г. "Фактор страха" участников тащили по улице привязанными к лошадям, которые мчались со скоростью 60 км в час; затем испытуемых поместили на мокрую поверхность автомобиля, который раскачивали на тросах в 100 метрах над плотиной. Средства массовой информации цитируют следующий пункт договора участника и организатора шоу "Последний герой": "Я осознаю, что подвергаю свою жизнь серьезному риску и принимаю на себя всю ответственность"*(8). Полагаю, что такая формулировка некорректна. Добровольность решения участвовать в проекте не снимает с организатора ответственности за гибель участника из-за сложности задания.
Организатор вправе разрабатывать и вводить новые задания в процессе шоу. При этом часть заданий может провоцировать конфликты между участниками для динамичности шоу. Сами дополнительные задания в договоре не описываются (иначе исчезнет элемент неожиданности, сложности), но следовало бы в целом запретить задания, провоцирующие незаконное или унижающее человеческое достоинство поведение. Так, в упомянутом экстремальном шоу по выживанию подростков на острове Мудьюг в Белом море организаторы инсценировали ситуацию рабства: ввели взрослых участников, которые собирали с несовершеннолетних дань и налоги в виде половины найденных ягод, пойманной рыбы, заставляли подчиняться несправедливым решениям и пр. Такой эксперимент, безусловно, дал почувствовать детям их беззащитность и унизил их достоинство.
Конечно, возможно создание шоу в замкнутом пространстве без вмешательства организатора (без дополнительных заданий), т.е. участники живут так, как жили бы в обычной жизни. (Правда, можно поспорить о том, будет ли естественным месяц вынужденного безделья без общения с внешним миром.)
Организатор имеет право наблюдать за участником шоу, фиксировать происходящее на кассету, фотопленку, делать монтаж, использовать полученные материалы в теле- и радиопередаче, рекламе, фильме, клипе, на видеокассете (с уточнением объема и времени наблюдения и использования материалов). Например, в 1999 г. в голландском городе Утрехт супруги Тиммерлан подписали контракт, обязывающий их четыре месяца демонстрировать свою частную жизнь через специально оборудованную стеклянную крышу ежедневно с десяти утра до шести вечера. В связи с этим участник не должен снимать микрофоны, закрывать кинокамеры или прятаться от них, занавешивать стеклянные стены, потолки и т.п.
Отдельно должна оговариваться возможность передавать изображение происходящего с собственными комментариями организатора, с "разъяснительно-разоблачительными" титрами. Учитывая включение в шоу зрителей, подобное описание мотивации поведения управляет вниманием аудитории и может отразиться на итогах голосования за победителя.
Противники шоу в реальном времени выступают, прежде всего, против наблюдения за интимной жизнью участников и ее трансляции. Верховный муфтий России и европейских стран СНГ назвал "настоящим бесстыдством" демонстрацию частной жизни людей, а показ интимных отношений мужчин и женщин - "пропагандой разврата"*(9). Представитель Московского патриархата считает, что "происходящее на экране находится на грани порнографических сюжетов... Сам момент низвержения частной жизни провоцирует низменные страсти и принижает ценности брака..."*(10). Такая позиция имеет основание. Согласно опросу слушателей радиостанции "Наше радио", 30% разочарованы тем, что не увидели группового секса в шоу "За стеклом"*(11).
Думается, что при реализации своего права распространять изображение и озвучение происходящего в шоу организатор должен соблюдать следующие ограничения:
а) распространять шоу, содержащее эротические и сексуальные сцены и диалоги, только с 23 часов до 4 часов по местному времени (действующий ныне Закон РФ "О средствах массовой информации" (ч.2 ст.37) допускает распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией);
б) создать "мертвые зоны", недоступные для видеокамер.
Участник обязан следовать правилам проекта.
В случае шоу в замкнутом пространстве - не выходить за пределы места нахождения, не вступать в связь с внешним миром (не звонить по телефону, не смотреть телевизор, не слушать радио, не читать газет и пр.). Отдельные шоу в замкнутом пространстве допускают ограниченное сообщение с внешним миром. Так, в российском интернет-проекте "Три сестры" (2001 г.) три девушки не могли покидать квартиру 52 дня, находясь под присмотром видеокамер, но были обязаны общаться в Интернете с гостями проекта.
Для экстремального шоу требуется находиться в конкретном регионе, а иногда следовать в определенном направлении. Например, по правилам телешоу британского телевидения "Потерявшиеся" (2000 г.) несколько групп англичан должны были добраться как можно быстрее до Лондона с острова Анзер в Соловецком архипелаге. Место высадки было им неизвестно, каждый имел при себе только 200 долларов.
Помимо соблюдения общих правил, участник должен выполнить дополнительные задания, пройти испытания. Например, в шоу "Последний герой" постоянно проводились обязательные состязания команд и отдельных игроков: надо было вытащить сундук со дна океана на берег; пройти полосу препятствий; "исполнить" призыв о помощи наиболее убедительным способом; перетащить плот с зажженными факелами и др.
Среди прав участников назовем: право на психологическую поддержку во время шоу; право в любое время прекратить свое участие в шоу; победивший имеет право получить обусловленное денежное вознаграждение (иную награду) в установленный срок.
Организатор может наделить участника группового шоу правами по отношению к другим участникам с согласия последних. Так, в "Последнем герое" игроки каждые три дня выбирали слабейшего в команде и исключали его из проекта.
Анализ прав и обязанностей сторон показывает, что участник сознательно предоставляет третьим лицам возможность ознакомиться со сведениями, составляющими тайну его частной жизни. Информация о себе передается в процессе отбора (кастинг на шоу "За стеклом" включал заполнение анкеты из 500 вопросов) и в период шоу (путем демонстрации проявлений частной жизни, в беседах с психологами и ведущими). Эти сведения в дальнейшем многократно повторяются и комментируются в средствах массовой информации.
По собственному желанию на срок действия договора участник решает вопрос об объеме права на неприкосновенность своей частной жизни. Ограничивается место проживания или нахождения, как правило, отсутствует неприкосновенность (или ограничение неприкосновенности) сообщений личного характера, режиссер (ведущий) шоу вмешивается в распорядок дня, заставляя участника отказываться от собственных планов.
В связи с этим использование журналистами глаголов "подслушивать" и "подсматривать" неоправданно, поскольку зрители и слушатели знакомятся с добровольно представленной участниками шоу информацией, эта ситуация соответствует условиям договора.
Между тем и свобода реализации любого субъективного гражданского права не беспредельна. Согласно ч.2 п.2 ст.1 ГК РФ, "гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты... нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц". Поэтому полагаю, что в самом законе (а не только договоре) должно быть конкретизировано соотношение частных и общественных интересов при организации и проведении интерактивных игровых шоу в реальном времени. С этой целью необходимо:
а) установить гарантии безопасности жизни участников шоу;
б) не допускать провокаций незаконного поведения участников;
в) запретить задания, унижающие достоинство человека;
г) исключить демонстрацию эротических и сексуальных сцен и диалогов, кроме периода с 23 часов до 4 часов по местному времени;
д) ввести "мертвые зоны", недоступные для видеокамер.
Рассмотренные отношения должны быть урегулированы в Гражданском кодексе в специальной главе, предшествующей обязательствам из публичного обещания награды. По структуре глава должна включать понятие договора, требование к его форме, обязательные условия участия в шоу, основные права и обязанности сторон, ограничения прав организатора шоу.
М.Н. Малеина,
доктор юрид. наук, профессор МГЮА
"Законодательство", N 2, февраль 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Термины "частная жизнь" и "личная жизнь" используются в статье как синонимичные.
*(2) Экстремальные шоу имеют особую специфику. Так, в 1991 г. был проведен эксперимент: хотели посмотреть, как смогут выжить двадцать несовершеннолетних детей в возрасте 14-15 лет на острове Мудьюг в Белом море. Однако страх, волнение за детей фактически заставили изменить условия: дети находились под постоянной опекой взрослых.
*(3) Например, в кастинге шоу "За стеклом" приняли участие 30 тыс. человек.
*(4) Так, для участия в шоу "Последний герой" приглашались граждане от 18 до 70 лет, а в шоу "За стеклом" - от 20 до 25 лет.
*(5) Учителя требуют закрыть "За стеклом" // Российская газета. 2001. 17 ноября.
*(6) Одоевцева С. Последний герой - реальные враки // Московский комсомолец. 2001. 15 ноября.
*(7) Любошиц С. Шоу взахлеб // Там же. 16 ноября.
*(8) Одоевцева С. Указ. соч.
*(9) Лицо, похожее на ТВ-6 // Российская газета. 2001. 15 ноября.
*(10) Какие чувства мы воспитываем // Там же. 16 ноября.
*(11) Эти данные были приведены в ток-шоу "За стеклом" 1 декабря 2001 г. по ТВ-6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Частная жизнь "за стеклом": правовые проблемы проведения интерактивных игровых шоу в реальном времени и способы их решения
Автор
М.Н. Малеина
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2002, N 2