Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 января 2002 г. N КА-А40/7878-01
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к межрегиональному общественному фонду "Фонд благотворительных инициатив" с иском о взыскании штрафа в размере 10000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2001 г. в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением, МРО ФСС РФ в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене в связи с тем, что судом нарушены нормы материального права, а именно: ст. 11 ФЗ N 118 от 05.08.2000 г., ФЗ N 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 г., ст. 34 - 1, 82, 116 НК РФ, ст. 10 ФЗ N 24-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования на 2000 г.".
Законность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным Арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.
Как следует из материалов дела, решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.04.2001 г. N 31 МОФ "Фонд благотворительных инициатив" привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 10000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отказывая в иске о взыскании штрафа, суд первой инстанции исходил и из того, что в силу ст.ст. 9, 31 ФЗ N 118 от 05.08.2000 г. "О введении в действие ч. 2 НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", ст. 34 - 1 НК РФ истец с 1 января 2001 г. не обладает полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию санкций за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.
Вывод суда в части отсутствия у МРО ФСС РФ полномочий на предъявление иска является ошибочным.
Вместе с тем суд кассационной инстанции полагает, что решение суда является правильным, поскольку отсутствует закон, предусматривающий ответственность страхователя от несчастных случаев на производстве за несвоевременную постановку на учет. При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Федеральный закон "О бюджете фонда социального страхования на 2001 г." не предусматривает ответственность за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.
В силу п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса РФ законодательные акты, устраняющие ответственность налогоплательщика либо иным образом улучшающие их положение, имеют обратною силу. Эта норма Закона согласуется с положениями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ответчик зарегистрирован в управлении юстиции г. Москвы 2 июля 1996 г. Однако с заявлением о регистрации в качестве страхователя он обратился 26.03.2001 г., т.е. событие (правонарушение) имело место в 2001 году.
Закона, предусматривающего ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, на 2001 год принято не было.
Доводы жалобы, что ответчик подлежит ответственности по ст. 116 НК РФ, нельзя признать правильными.
Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О введении ч. II Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ "О налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с ФЗ от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно ст. 19 названного Закона в случае уклонения от регистрации у страховщика в качестве страхователя лица, занимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований для привлечения ответчика к административной ответственности за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя являются правильными.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.11.2001 г. по делу N А40-35677/01-14-365 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 января 2002 г. N КА-А40/7878-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании