Фирма в 2000-2001 гг. при расчетах за потребляемую электроэнергию руководствовалась Основными положениями ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.02.97 N 121. Данными документами предусматривается возможность снижения тарифов на электроэнергию до 50% для потребителей, обеспечивающих оплату в денежной форме до 100% текущего фактического потребления электроэнергии в установленные договором сроки.
Поскольку фирма отвечала названным условиям, то начиная с 1999 г. все расчеты с энергоснабжающей организацией осуществлялись ею по тарифам, сниженным на 50%. Сниженные тарифы применялись фирмой самостоятельно, поскольку энергоснабжающая организация не отвечала на неоднократные обращения с просьбами об установлении сниженных тарифов.
Энергоснабжающая организация в 2001 г. обратилась в суд с иском о взыскании с фирмы задолженности по оплате поставленной электроэнергии, поскольку, во-первых, у фирмы имелись задолженности по текущим платежам, а, во-вторых, самовольное снижение тарифов привело к тому, что реализация электроэнергии фактически осуществлялась по ценам ниже себестоимости, что повлекло возникновение у энергоснабжающей организации убытков.
Все судебные инстанции, вплоть до ВАС РФ, поддержали исковые требования энергоснабжающей организации и подтвердили правильное применение арбитражным судом первой инстанции, взыскавшего с фирмы суммы задолженностей и госпошлины, норм материального и процессуального права.
Фирма с таким решением не согласилась.
Кто прав в данной ситуации?
Поставки электрической и тепловой энергии на российском оптовом и потребительском рынках осуществляются по тарифам, утверждаемым в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном регулировании тарифов) и Основными положениями ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.02.97 N 121 (далее - Основные положения ценообразования).
Согласно ст.6 Закона о государственном регулировании тарифов установление единообразной и согласованной системы ценовых ставок, по которым производятся расчеты за электрическую и тепловую энергию, осуществляется Федеральной энергетической комиссией РФ (далее - ФЭК РФ) и региональными энергетическими комиссиями (далее - региональные комиссии) в соответствии с полномочиями, предоставленными им названным Законом.
Так, полномочия региональных комиссий состоят, в частности, в установлении экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством РФ.
Такими основами являются Основные положения ценообразования, определяющие методологические, организационные и правовые вопросы ценообразования на электроэнергию на территории РФ.
В разделе II Основных положений ценообразования, рассматривающем вопросы формирования тарифов на электроэнергию на потребительском рынке, установлено, что для установления тарифов энергоснабжающая организация (производитель энергии) представляет региональной комиссии предложения по утверждению тарифов, по результатам рассмотрения которых комиссия утверждает тарифы на электрическую энергию и электрическую мощность по категориям обслуживаемых данной организацией потребителей региона.
Таким образом, конечные тарифы, по которым осуществляются расчеты энергоснабжающих организаций с потребителями электроэнергии, устанавливают региональные энергетические комиссии, исходя из предельных величин тарифов, утверждаемых ФЭК РФ.
Одновременно с этим п.19 Основных положений ценообразования допускается снижение тарифов на электроэнергию, отпускаемую для промышленных потребителей РФ и потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней, оплачивающих электрическую энергию денежными средствами. Механизм такого снижения приведен в Порядке снижения тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового и потребительских рынков электрической энергии (мощности) для промышленных потребителей Российской Федерации и потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней - приложение 2 к Основным положениям ценообразования (далее - Порядок).
В пункте 2 Порядка определены критерии, соответствие которым предоставляет потребителю возможность претендовать на снижение тарифов на электрическую энергию. Так, тарифы за электроэнергию могут быть снижены до 50% в отношении тех потребителей, которые обеспечивают оплату в денежной форме до 100% текущего (ежемесячного) фактического потребления электроэнергии в установленные договором сроки.
Вместе с тем в п.5 Порядка устанавливается, что снижение тарифов в соответствии с изложенными выше условиями производится путем перерасчета утвержденных в установленном порядке тарифов без дополнительного их утверждения ФЭК РФ и региональными энергетическими комиссиями соответственно. Для этого потребитель до начала расчетного периода уведомляет энергоснабжающую организацию о своем намерении оплатить поставку электрической энергии и осуществить расчет по сниженным тарифам с указанием сроков, форм и объемов оплаты в денежной форме.
В пункте 6 Порядка устанавливается запрет на отказ в проведении расчетов за поставляемую электроэнергию по сниженным тарифам по причинам, связанным с оплатой ее поставок данному потребителю в предыдущие периоды, и по другим причинам, не связанным с условиями оплаты получаемой электроэнергии в денежной форме.
Одновременно с этим в п.8 Порядка определяется, что сумма фактически предоставленных скидок тарифов не должна приводить к снижению средневзвешенного отчетного тарифа по энергоснабжающей организации по отношению к фактической себестоимости электрической энергии. Однако если фактическая себестоимость продукции все же оказалась выше принятой при регулировании тарифов, то региональная энергетическая комиссия может принять решение о компенсации энергоснабжающей организации возможных убытков.
Следует обратить внимание на то, что при отсутствии у энергоснабжающей организации и энергетической комиссии возможности снизить тарифы для конкретного потребителя либо при превышении себестоимости электроэнергии среднеотпускного тарифа региональная комиссия обязана согласовать вывод этого потребителя с потребительского на оптовый рынок электроэнергии. Разумеется, при согласии потребителя (п.9 Порядка).
Таким образом, комплексный анализ норм Закона о государственном регулировании тарифов, Основных положений ценообразования и Порядка снижения тарифов позволяет сделать следующие выводы.
1. Принятие решения о снижении тарифов и определение конкретного процента, в соответствии с которым будет производиться такое снижение, находятся в компетенции энергоснабжающей организации либо производителя электрической энергии.
2. Потребитель, при наличии у него достаточных оснований, только уведомляет о своем намерении оплатить поставленную электроэнергию по сниженным тарифам, одновременно подтверждая, что оплата ее текущего фактического потребления осуществляется своевременно, в обусловленной договором форме и необходимых объемах оплаты в денежной форме.
3. Энергоснабжающая организация, определяя размер тарифа с учетом скидки, должна учесть все обстоятельства с тем, чтобы исключить вероятность превышения фактической себестоимости поставляемой электрической энергии средневзвешенного тарифа по данной организации.
Эти выводы вполне согласуются с необходимостью государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию, обусловленного естественной монополией энергоснабжающих организаций (ст.3 Закона о государственном регулировании тарифов), поскольку при государственном регулировании тарифов исходным фактором является установление единообразной структурной организации такого регулирования и определение правовых основ единого рынка и основ ценовой политики, которые сочетали бы общефедеральные и региональные интересы, а также учитывали интересы различных ведомств (определение Конституционного суда РФ от 18.01.01 N 7-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного собрания Нижегородской области о проверке конституционности ч.2 ст.6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").
Таким образом, на наш взгляд, судебные инстанции абсолютно справедливы в своих решениях о взыскании задолженности с фирмы и не только по причинам фактического необеспечения 100% денежной оплаты текущего (ежемесячного) фактического потребления электроэнергии в денежной форме и создания ситуации, при которой поставка электроэнергии производилась по ценам ниже уровня фактической себестоимости электроэнергии, но и по тому основанию, что фирма не могла самостоятельно снижать регулируемые государством тарифы по оплате электроэнергии, определяя при этом для себя ставку такого снижения.
Ю. Камфер
1 марта 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".