Налог на добавленную стоимость в странах ЕврАзЭС
В соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС, Сообщество), членами которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, Сообщество наделено функциями, связанными с формированием внешних таможенных границ, единой внешней экономической политики, экспортно-импортных тарифов, то есть образованием общего рынка.
В этой связи рассмотрим особенности исчисления и уплаты НДС в странах ЕврАзЭС, так как этот вид налога в наибольшей степени затрагивает торгово-экономические отношения сторон - членов Сообщества.
В Республике Беларусь НДС - важнейший доходный источник, за счет которого формируется более 25% доходов бюджета.
Плательщиками налога являются юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет; стороны договора простого товарищества (участники договора о совместной деятельности), которым поручено ведение общих дел или которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения; индивидуальные предприниматели; предприятия и физические лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь. Резиденты свободных экономических зон (СЭЗ) уплачивают НДС с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами по созданию СЭЗ.
Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь [за исключением оборотов по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость], в том числе:
- обороты по реализации товаров (работ, услуг), используемых внутри предприятия для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения;
- обороты по реализации товаров (работ, услуг), реализуемых своим работникам, включая обороты по реализации в порядке натуральной оплаты труда;
- обороты по обмену товарами (работами, услугами);
- обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг).
Не признаются реализацией товаров:
- отчуждение имущества в результате реквизиции, конфискации или передача права собственности на имущество в результате наследования, а также принятие государством бесхозяйного имущества и кладов;
- передача предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
- передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю, а именно: обороты по реализации услуг по сдаче объекта в лизинг; выкуп объекта лизинга по выкупной стоимости;
- передача арендодателем объекта аренды арендатору, а именно: обороты по реализации услуг по сдаче объекта в аренду; выкуп объекта аренды по выкупной стоимости.
Под оборотами от реализации для целей налогообложения понимается продажа, обмен, безвозмездная передача, использование товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения, натуральная оплата труда работников, передача предмета залога залогодателем залогодержателю. Данное положение не распространяется на передачу товаров по договору займа, за исключением случаев изменения существенных условий этого договора.
При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.
При исчислении НДС применяются следующие ставки:
1) 0% - при реализации:
- экспортируемых товаров, работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров;
- экспортируемых строительных работ, транспортных услуг, услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов);
- работ (услуг), непосредственно связанных с транспортировкой через таможенную территорию Республики Беларусь товаров, перемещаемых транзитом через территорию Республики. Основанием для применения нулевой ставки при реализации указанных работ (услуг) является представление в налоговый орган налогоплательщиком документов, подтверждающих выполнение (оказание) этих работ (услуг), с указанием реквизитов документа контроля доставки товаров, на основании которых осуществляется перемещение транзитом (кроме трубопроводного транспорта). При неподтверждении таможенными органами Республики Беларусь факта перемещения транзитом по этим таможенным документам нулевая ставка налога не применяется.
Применение нулевой ставки означает полное освобождение от НДС реализации товаров (работ, услуг) путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении сырья, материалов, оборудования и других производственных ресурсов, использованных при производстве этих товаров (работ, услуг).
По сложившейся практике в Республике Беларусь применяется смешанная система взимания косвенных налогов.
Обложение НДС экспорта товаров в страны дальнего зарубежья и Балтии осуществляется по принципу "страна назначения", то есть применяется нулевая ставка НДС:
- работ (услуг) по сопровождению, погрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;
- строительных работ, транспортных услуг, услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов);
- работ (услуг), непосредственно связанных с транспортировкой через таможенную территорию Республики Беларусь товаров, перемещаемых транзитом через территорию Республики;
2) 10%:
- при реализации предприятиями и индивидуальными предпринимателями продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.
Уплата НДС колхозами, совхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, межхозяйственными предприятиями и организациями, сельскохозяйственными кооперативами, подсобными сельскими хозяйствами предприятий и организаций производится при реализации указанной продукции по ставке в размере 10%;
- при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Совмином Республики Беларусь. При производстве этих товаров из давальческого сырья (материалов) ставка 10% применяется как оказывающими услуги по производству указанных товаров путем переработки (доработки, иной трансформации) этого сырья (материалов), так и собственниками сырья (материалов) и готовой продукции.
Данные положения распространяются на реализацию указанных товаров (продукции) всеми предприятиями и индивидуальными предпринимателями;
- при реализации предприятиями - изготовителями товаров (работ, услуг), производимых с применением новых и высоких технологий, по перечню, определяемому Совмином Республики Беларусь;
- при реализации населению услуг по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту часов, сложной бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуг парикмахерских, бань, прачечных и химчисток. Вышеуказанные виды работ и услуг облагаются по ставке 10% только при их оплате населением;
- при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Совмином Республики Беларусь.
Налоговая ставка в размере 10% применяется только при налогообложении товаров (работ, услуг), указанных в данном пункте, реализуемых на территории Республики Беларусь. При реализации указанных товаров (работ, услуг) за пределы Республики Беларусь их налогообложение производится с применением налоговой ставки в размере 20%;
3) 20%:
- при реализации товаров (работ, услуг), не указанных ранее;
- при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Совмином Республики Беларусь.
Налогоплательщики ежемесячно представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию. Налоговая декларация (расчет) представляется налогоплательщиком независимо от того, имеются у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период или нет.
В Республике Казахстан НДС представляет собой отчисления в бюджет части стоимости налогооблагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики. НДС, подлежащий уплате в бюджет по налогооблагаемому обороту, определяется как разница между суммами НДС, начисленными за реализованные товары (работы, услуги), и суммами НДС, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги).
Плательщиками налога являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения.
В Республике Казахстан имеются два объекта налогообложения: обороты по реализации товаров (работ, услуг) и их импорт. Механизм взимания налога в обоих случаях различный. Кроме того, если в первом случае право взимания НДС возложено на налоговые органы, то сбором НДС на импортируемые товары занимаются таможенные органы.
Размер налогооблагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Установлены особенности определения налогооблагаемого оборота при производстве строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, при осуществлении перевозок, при оказании туристских услуг, при изготовлении продукции из давальческого сырья и материалов, при использовании многооборотной тары, при реализации залогового имущества, по услугам по производству, распределению и транспортировке тепла, электроэнергии, воды и газа, а также производству и реализации продукции машиностроения, химической промышленности и производства резиновых и пластмассовых изделий.
Определены обороты и импорт, освобожденные от НДС, например:
- продажа и (или) аренда зданий и помещений;
- продажа права владения и пользования землей;
- финансовые услуги, за исключением сейфовых операций, пересылки банкнот, монет и ценностей, а также услуг по хранению ценных бумаг;
- взносы в уставный капитал;
- геолого-разведочные и геолого-поисковые работы;
- услуги, выполняемые уполномоченными государственными органами, в связи с которыми взимается государственная пошлина, и некоторые другие.
Установлен также порядок обложения НДС при экспорте и импорте товаров (работ, услуг). Экспорт товаров облагается по нулевой ставке, за исключением случаев, когда Республикой Казахстан заключены международные договора, а также случаев экспорта товаров в государства, которые при экспорте товаров в Республику Казахстан применяют цены с учетом НДС.
В Налоговом кодексе Республики Казахстан подробно описан порядок отнесения в зачет сумм НДС. Суммой НДС, относимой в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате плательщиками налога поставщикам, по выставленным счетам-фактурам по фактически поступившим товарам, включая основные средства (за исключением зданий и легковых автомобилей), по выполненным работам или оказанным услугам. По импортируемым товарам, включая основные средства (за исключением легковых автомобилей), суммой НДС, относимой в зачет, является сумма налога, указанная в таможенной декларации, оформленной в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
В налоговом законодательстве установлена ставка НДС в 16%. Определен порядок отнесения в зачет НДС при наличии оборотов по реализации, освобожденных и облагаемых НДС. Определен также порядок отнесения в зачет налога при реализации посреднических услуг.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по налогооблагаемому обороту, определяется как разница между суммой начисленного налога по налогооблагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет.
Налоговым кодексом Республики Казахстан установлено, что налогоплательщик обязан представлять декларацию за каждый отчетный период. Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по НДС является календарный месяц. Если среднемесячные платежи за квартал по НДС составляют менее 500 месячных расчетных показателей (по аналогии с МРОТ), то отчетным периодом является квартал.
Налогоплательщики, имеющие среднемесячный платеж по НДС более 1000 месячных расчетных показателей за квартал, вносят текущие платежи 25-го числа месяца и 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДС возложен на налоговые и таможенные органы.
Документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:
1) договор (контракт) на поставку экспортируемых товаров;
2) грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта;
3) копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Республики Казахстан.
В случае вывоза товаров в режиме экспорта по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров.
В части подтверждения экспорта в страны СНГ в налоговом законодательстве Республики Казахстан имеется следующая особенность: документом, подтверждающим экспорт товаров в государства-участники СНГ, с которыми Республикой Казахстан заключены международные договоры, предусматривающие обложение НДС экспорта товаров по нулевой ставке, является (помимо перечисленных выше) копия ГТД, оформленной в стране импорта товаров, вывезенных с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта.
В Кыргызской Республике НДС представляет собой форму изъятия в доход бюджета части стоимости всех облагаемых НДС поставок, включая налогооблагаемые импортные поставки.
Объектами налогообложения являются: налогооблагаемые поставки и налогооблагаемый импорт.
Уплата НДС производится по ставке 20% от стоимости налогооблагаемых поставок и налогооблагаемого импорта товаров (за исключением акцизного налога по подакцизным товарам) и поставок, подлежащих обложению НДС по нулевой ставке.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, подлежащей уплате по всем налогооблагаемым поставкам, осуществленным в налоговый период, и суммой налога по материальным ресурсам, подлежащей зачету в тот же налоговый период.
При уплате НДС в бюджет налогооблагаемым субъектам предоставляется право зачета суммы НДС, уплаченной или подлежащей уплате за приобретаемые материальные ресурсы, используемые в производственных целях для создания облагаемых поставок, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Кыргызской Республики. При этом не подлежат зачету суммы НДС, уплаченные или подлежащие уплате за приобретенные материальные ресурсы, используемые для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, освобожденных от уплаты НДС.
За исключением случаев, предусмотренных положениями Кодекса, НДС, уплаченный за приобретенные материальные ресурсы, работы и услуги, подлежит зачету:
1) при всех налогооблагаемых поставках товаров, выполненных работ и оказанных услуг одними налогооблагаемыми субъектами в адрес других налогооблагаемых субъектов в течение налогового периода;
2) при осуществлении налогооблагаемым субъектом всего налогооблагаемого импорта товаров за налоговый период. Причем эти налогооблагаемые поставки товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также налогооблагаемый импорт товаров используются или должны использоваться исключительно в целях налогооблагаемых поставок и только налогооблагаемыми субъектами.
Налог, подлежащий зачету за налоговый период, включает общую стоимость НДС, уплаченного другим государствам-участникам СНГ, в отношении:
1) всего импорта налогооблагаемых товаров, осуществляемого налогооблагаемым субъектом в течение налогового периода из других государств-участников СНГ;
2) всех поставок, работ и услуг, получаемых налогооблагаемыми субъектами в течение налогового периода из других государств-участников СНГ; при этом импорт товаров или поставки работ (услуг) используются либо должны использоваться в целях налогооблагаемых поставок, работ и услуг, которые осуществляются или должны осуществляться налогооблагаемым субъектом.
В случае превышения суммы налога возникающая разница подлежит зачету.
В случаях поставок товаров, работ и услуг или импорта товаров, используемых исключительно в непроизводственных целях, налог за приобретенные материальные ресурсы не подлежит зачету.
При уплате НДС в бюджет налогооблагаемые субъекты имеют право на фиксированный зачет в размере 10% от стоимости приобретенных материальных ресурсов (а по хлопку-сырцу - 12% от его стоимости) и используемых в производстве для целей поставок.
Налогооблагаемым субъектам, осуществляющим строительно-монтажные работы, предоставляется право зачета суммы НДС, уплаченной за приобретаемые материальные ресурсы, используемые в производственных целях для создания налогооблагаемых поставок.
При осуществлении налогооблагаемым субъектом налогооблагаемых и освобожденных от налога поставок НДС за приобретаемые материальные ресурсы, подлежащий зачету, исчисляется одним из двух методов:
По первому методу:
- определяется сумма налога за приобретаемые материальные ресурсы, используемые исключительно для производства облагаемых поставок (данная сумма налога подлежит зачету);
- определяется сумма налога за приобретаемые материальные ресурсы, используемые исключительно для производства освобожденных поставок (данная сумма налога не подлежит зачету);
- оставшаяся нераспределенная часть НДС, подлежащая зачету, определяется по следующей формуле:
сумма нераспре- А
деленного НДС х ------- = сумма, подлежащая зачету,
А + Б
где А - общая стоимость налогооблагаемых поставок;
Б - общая стоимость освобожденных от налога поставок, осуществленных за тот же период.
По второму методу, если стоимость освобожденных поставок не превышает 5% всей стоимости поставок или сумму 15 МРОТ (в зависимости от того, какая сумма меньше) за налоговый период, то сумма уплаченного НДС за приобретаемые материальные ресурсы подлежит зачету полностью.
В случае если приобретаемые материальные ресурсы используются или должны быть использованы налогооблагаемым субъектом для экономической деятельности частично, то налогом, подлежащим зачету, является сумма НДС, уплаченная или подлежащая уплате за приобретаемые материальные ресурсы, которая определяется по удельному весу приобретаемых материальных ресурсов для производства облагаемых поставок.
Отчетным налоговым периодом при исчислении НДС считаются два календарных месяца. Налогоплательщики сами исчисляют налог самостоятельно и до истечения 1 месяца после окончания налогового периода представляют налоговым органам расчеты НДС по установленной форме.
При поставке товаров, работ и услуг, связанной с сельскохозяйственным производством, НДС уплачивается по факту оплаты поставки, но не позднее 10 месяцев со дня поставки.
Если сумма налога, подлежащего зачету, взимаемая с налогооблагаемого субъекта, превышает за определенный налоговый период сумму налога за поставки, то переплата налога подлежит зачету в следующем налоговом периоде.
Субъект становится налогооблагаемым, если он зарегистрирован или ему предъявлено требование о регистрации как плательщику НДС.
Субъект, осуществляющий экономическую деятельность, обязан зарегистрироваться, если в течение 12 календарных месяцев он осуществлял поставки, общий оборот которых составил сумму, превышающую требуемый для регистрации установленный порог. Налогооблагаемый субъект обязан зарегистрироваться в течение месяца по истечении периода, превысившего требуемый регистрационный порог. Регистрация вступает в силу в первый день второго месяца после представления регистрационной формы по НДС.
Субъект, планирующий начать экономическую деятельность и намеренный осуществлять налогооблагаемые поставки, может зарегистрироваться как плательщик НДС предварительно, до осуществления какой-либо поставки.
Дата налогового обязательства возникает с даты поставки. Датой поставки является, как правило, день отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Если счет-фактура по НДС выписан или же получена любая оплата до момента осуществления поставки, то датой налогового обязательства является дата выписки счета-фактуры по НДС или дата получения оплаты в зависимости от того, что имеет место ранее. Если товары, работы или услуги поставляются в течение продолжительного времени (более года), то датой налогового обязательства является дата выписки и регулярная передача счетов-фактур по НДС или дата получения каждого регулярного платежа в зависимости от того, что имеет место ранее. Для выполненных строительно-монтажных работ датой поставки является дата, когда работа завершена и оплачена.
От НДС освобождаются следующие товары, вещи и иные предметы:
1) поставляемые для оказания помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и несчастных случаев;
2) поставляемые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;
3) импортируемые, если они были ранее экспортированы этим же импортером;
4) импортируемые временно под гарантию, что они будут экспортированы без изменений в течение 12 месяцев;
5) ошибочно доставленные и возвращаемые первоначальному экспортеру;
6) пересекающие территорию Кыргызской Республики транзитом;
7) предназначенные для официального пользования иностранными служащими и представительствами, для личного пользования членами дипломатического, административного и технического персонала таких представительств, включая членов их семей, но не предназначенные для перепродажи.
От НДС освобождаются следующие товары:
1) медикаменты, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики;
2) учебные пособия и школьные принадлежности, научные издания;
3) детское питание.
Экспорт товаров является поставкой с нулевой ставкой НДС, за исключением экспорта товаров в государства, применяющие в отношении Кыргызской Республики принцип "страна происхождения", и экспорта золотого сплава и аффинированного золота.
Поставка работ или услуг, связанных с международными перевозками пассажиров, багажа и грузов, является поставкой с нулевой ставкой НДС.
Дипломатические и приравненные к ним привилегии считаются поставкой с нулевой ставкой НДС.
Налогооблагаемой стоимостью поставок являются следующие суммы:
1) общая сумма, уплачиваемая или подлежащая уплате всеми субъектами в отношении такой поставки, за вычетом НДС;
2) сумма, равная рыночной стоимости товара, работ и услуг, если оплата производится в натуральном выражении;
3) сумма всех других сборов, налогов, пошлин, уплачиваемых за поставку или в связи с поставкой, если только она не включает:
- любую государственную пошлину, налогооблагаемую в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственной пошлине";
- НДС, уплачиваемый за поставку в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.
При осуществлении продажи за наличный расчет с пунктов розничной продажи счет-фактура по НДС не требуется, если соблюдены следующие условия:
- зарегистрированный субъект имеет кассовый аппарат, кассовую книгу и другие виды отчетности в каждом пункте продажи для внесения всех данных по торговым операциям, проводимым на момент получения наличности и осуществления платежей, а в конце дня подсчитывает баланс между денежными поступлениями и платежами;
- в конце каждого дня вносятся в соответствующие книги отчета данные по налогу, взимаемому с осуществленных поставок, и налогу за приобретаемые материальные ресурсы, указанные в счетах-фактурах;
- при наличном расчете за выполненные работы или оказанные услуги счет-фактура составляется до или в момент получения наличных денег.
Каждый налогооблагаемый субъект обязан:
- составлять отчет по НДС за каждый налоговый период;
- осуществлять уплату в бюджет НДС, подлежащего уплате за налоговый период на день представления отчета или до наступления срока;
- ко дню представления отчета по НДС налог за налоговый период должен быть уплачен.
Налоговым периодом НДС считается период в один месяц, который начинается с первого числа этого месяца.
Если облагаемый субъект впервые зарегистрирован как налогоплательщик НДС, налоговый период начинается с даты выдачи регистрационного свидетельства.
В месяц аннулирования регистрации налогооблагаемого субъекта налоговый период НДС начинается с первого дня данного месяца и заканчивается в день аннулирования регистрации.
В Налоговом кодексе Российской Федерации НДС уделено достаточно пристальное внимание (глава 21 НК РФ). Конкретные вопросы, затрагивающие НДС, предусмотренные НК РФ, не являются предметом рассмотрения настоящей статьи, поскольку достаточно широко отражены на страницах журнала "Налоговый вестник".
В Республике Таджикистан НДС является формой изъятия в бюджет части стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ и услуг на территории Республики Таджикистан, а также части стоимости всех налогооблагаемых товаров, ввозимых на территорию Республики Таджикистан. НДС, являясь косвенным налогом, подлежит уплате на всех стадиях производства и обращения товаров, выполнения работ и оказания услуг. Сумма НДС, подлежащая уплате с налогооблагаемого оборота, определяется как разница между суммой налога, начисленной с такого оборота, и суммой налога, подлежащей зачету в соответствии с выставленными налоговыми счетами-фактурами по НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате с налогооблагаемого импорта, определяется как произведение стоимости налогооблагаемого импорта на установленную ставку НДС.
Плательщиками налога являются все предприятия и организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.
Плательщиками налога являются также индивидуальные, семейные, фермерские, частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Республики Таджикистан, а также международные объединения и иностранные юридические лица.
Филиалы, отделения, постоянные представительства зарубежных компаний и другие обособленные подразделения предприятий и организаций являются плательщиками налога в случае, если они самостоятельно реализуют товары, работы и услуги.
Объектами налогообложения являются налогооблагаемые операции и налогооблагаемый импорт. Согласно таджикскому налоговому законодательству налогооблагаемыми операциями являются поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (кроме освобожденных от НДС). Стоимость налогооблагаемой операции определяется на основе суммы (стоимости, в том числе в натуральной форме), которую получает или имеет право получить налогоплательщик от клиента или от любого другого лица, включая любые пошлины, налоги и (или) другие сборы, но без учета НДС.
По предприятиям оптовой и розничной торговли, заготовительным предприятиям, являющимся плательщиками НДС, в случае приобретения ими товаров у неплательщиков НДС и последующей поставки этими налогоплательщиками таких товаров стоимость налогооблагаемой операции считается равной положительной разнице между стоимостью поставки таких товаров без учета НДС и стоимостью их приобретения. При отрицательной разнице стоимость налогооблагаемой операции для подсчета НДС принимается равной нулю.
Ставка НДС составляет 20% налогооблагаемого оборота и (или) налогооблагаемого импорта. В данном случае стоимость налогооблагаемого оборота включает общую стоимость таких операций за отчетный период.
Согласно Налоговому кодексу Республики Таджикистан следующие поставки товаров, выполненные работы и оказанные услуги, а также следующие виды импорта освобождаются от уплаты НДС (кроме случаев экспорта товаров):
- продажа, передача или аренда недвижимости, кроме продажи или передачи гостиничных помещений или жилья для отдыхающих;
- оказание финансовых услуг;
- поставка или импорт национальной или иностранной валюты (кроме нумизматических целей), а также ценных бумаг;
- импорт золота, предназначенного для поставки Национальному банку Республики Таджикистан;
- оказание религиозной организацией религиозных и ритуальных услуг;
- оказание медицинских услуг;
- оказание образовательных услуг для детей и подростков в кружках, секциях, студиях, а также услуг по уходу за детьми в дошкольных учреждениях;
- оказание образовательных услуг учебными заведениями;
- поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг в качестве гуманитарной помощи;
- поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг обществами инвалидов, слепых, глухих и предприятиями, находящимися в их собственности, в которых одновременно не менее 50% численности работников составляют инвалиды, слепые, глухие и не менее 50% средств на оплату труда и иное материальное вознаграждение, включая натуральное, израсходовано на нужды инвалидов, слепых, глухих;
- производственно-технологическое оборудование и комплектующие изделия к нему, импортируемые (ввозимые) в Республику Таджикистан для формирования (пополнения при увеличении размера) уставного фонда предприятия в течение одного года с момента государственной регистрации (перерегистрации в связи с увеличением уставного фонда) этого предприятия, при условии, что это имущество используется непосредственно для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с учредительными документами предприятия и не относится к категории подакцизных товаров;
- экспорт товаров (работ, услуг), за исключением этих поставок в государства, которые применяют по отношению к экспортным операциям в Республику Таджикистан режим обложения НДС.
В целях усиления социальной защищенности населения в условиях перехода к рыночным отношениям налоговым законодательством Республики Таджикистан освобождены от обложения обороты по реализации отдельных социально значимых товаров, работ и услуг. В этих же целях освобождена от уплаты НДС реализация услуг по перевозке пассажиров городским транспортом, ритуальные услуги и некоторые другие.
Сумма НДС должна определяться налогоплательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок налога, налоговой базы с учетом установленных льгот, рассрочек и отсрочек. При этом указанная сумма устанавливается по итогам каждого налогового периода не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
К заполнению счетов-фактур, являющихся одним из главных финансовых документов контроля за налогооблагаемым оборотом и исчислением НДС, налоговое законодательство предъявляет повышенные требования. Кроме общепринятых реквизитов, характеризующих покупателя и продавца, а также наименования или описания товара, работ и услуг, количества, цены и стоимости, в счете-фактуре отдельной строкой должны быть в обязательном порядке выделены сумма акциза по подакцизным товарам, ставка НДС, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, работ и услуг, а также стоимость товаров, работ и услуг за все количество поставляемых или отгруженных по счету-фактуре товаров, работ и услуг с НДС. При этом счет-фактура должен быть выдан при осуществлении поставки товара или не позднее чем через пять дней после отгрузки товара, выполнения работы или оказания услуги.
Кроме того, счет-фактура по НДС на экспортные операции должен включать запись о том, что осуществляется экспортная операция, а также о стране и пункте назначения экспорта и применяемой ставке НДС по данной операции.
Налоговое законодательство предусматривает следующие штрафные санкции за нарушения порядка уплаты НДС:
- в случае деятельности без регистрации для целей НДС, когда регистрация обязательная, - 100% суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за весь период деятельности без регистрации;
- в случае неправильного выставления налогового счета-фактуры по НДС - 100% суммы занижения НДС и (или) 100% суммы завышения зачета НДС и (или) 100% суммы НДС по выставленному счету-фактуре или по операции;
- на лицо, не состоящее на учете по НДС, за выписку счета-фактуры налагается штраф в размере 100% суммы налога, указанной в счете-фактуре и подлежащей перечислению в бюджет, но не перечисленной.
Заключение
Решением Глав государств "пятерки" в октябре 1999 года было признано целесообразным осуществить переход на международный принцип во взаимной торговле на основе Протокола о внесении изменений и дополнений к Соглашению о создании зоны свободной торговли. (Указанный Протокол был принят в СНГ 2 апреля 1999 года.) Основой процесса перехода на международный принцип взимания косвенных налогов стали разработанные и подписанные на двусторонней основе межправительственные соглашения, заключенные между странами ЕврАзЭС в 1998-2000 годах.
Правительством РФ 9, 10 и 20 октября 2000 года, а также 29 ноября 2000 года подписаны соглашения соответственно с Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Армения и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле.
Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" предусмотрено, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами-участниками СНГ (за исключением Республики Беларусь) переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двухсторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу "страна назначения" (за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа).
Налоговым Кодексом предусмотрено применение налоговой ставки 0% в отношении товаров, реализуемых в режиме экспорта в государства-участники СНГ (за исключением Республики Беларусь), и обложение НДС на таможне товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из этих государств.
Таким образом, в настоящее время при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа), помещенных под таможенный режим экспорта и ввозимых в Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Таджикистан, применяется порядок взимания НДС по принципу "страна назначения", в то время как при реализации любых товаров в Республику Беларусь, а также нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа в Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Таджикистан порядок взимания НДС осуществляется в соответствии с принципом "страна происхождения".
Как показывает практика, процесс перехода на взимание косвенных налогов по принципу "страна назначения" ставит много проблемных вопросов, а также необходимость оперативного решения вопросов:
- своевременного уведомления хозяйствующих субъектов о вступивших в силу межправительственных и межведомственных соглашений и договоров;
- определения необходимых условий подтверждения налогоплательщиками факта экспорта товаров для получения льготы;
- установления единого порядка возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении материальных ресурсов, использованных затем при поставке продукции на экспорт;
- совершенствования обмена информацией по внешнеторговым операциям между налоговыми и таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС.
Учитывая, что в рамках ЕврАзЭС применяются разные принципы взимания НДС, необходимо рассмотреть вопросы унификации налогового законодательства как в условиях действия принципа "страна назначения", так и в условиях действия принципа "страна происхождения", и не только по товарам, но также по работам и услугам, связанным непосредственно с обслуживанием реализуемых товаров (транспортировка, погрузка, перегрузка и т.п.), а также транзиту товаров через территории указанных государств.
Для учета и контроля за перемещением товаров по территории стран ЕврАзЭС и обеспечения поступлений в бюджет НДС при переходе на уплату налогов по принципу "страна назначения" немаловажно оперативное взаимодействие налоговых и таможенных служб, в первую очередь по вопросам информационного обмена.
В этой связи 25 января 2002 года подписано межправительственное Соглашение "Об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств-членов Евразийского экономического сообщества".
В соответствии с указанным Соглашением таможенные органы каждой из Сторон предоставляют необходимую информацию налоговым органам своей Стороны. В то же время налоговые органы Сторон имеют право предоставлять друг другу информацию, полученную от таможенных органов своих Сторон в рамках действующих межправительственных соглашений.
В целях практической реализации Соглашения целесообразно осуществить разработку и принятие совместных мероприятий налоговых и таможенных служб, направленных на увеличение поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей, эффективное раскрытие и предотвращение экономических правонарушений.
М.Р. Бобоев,
зам. директора НИИРаНС МНС России, к.э.н.
Н.Т. Мамбеталиев,
ответственный секретарь СРНС, к.т.н.
"Налоговый вестник", N 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1