Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение". Возникают сомнения по трактовке "территориальной обособленности" в статье 11 НК РФ и понятия "стационарного рабочего места", применяемого также в указанной статье. Территориальная обособленность подразделения - расположение подразделения вне места нахождения юридического лица. В соответствии с положениями статьи 11 НК РФ "место нахождения организации" - место ее государственной регистрации. Таким образом, в той административно-территориальной единице субъекта РФ где зарегистрировано юридическое лицо не может быть расположено обособленного подразделения. Или МНС России в разрез 11 статье НК под местом нахождения понимает место нахождение исполнительного органа (офиса) организации основываясь на Постановлении Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ" N 6/8 от 01.07.1996? Тогда вызывает сомнение статья в "Налоговом курьере" господина Румянцева Д.А., который офис (место нахождения исполнительного органа) организации приравнивает к обособленному подразделению, если он расположен за пределами территории госрегистрации. Кроме того, понятие "рабочее место" также можно трактовать по-разному. "Рабочее место - это место и находящиеся на нем средства производства, орудия труда для выполнения работы, приспособленное к осуществлению трудовых функций одним работником определенной профессии. Согласно статье 1 Закона РФ "Об основах охраны труда в РФ" от 17.07.99 N 181-ФЗ, рабочее место - место, в котором работник должен находиться в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя". Подобные разъяснения дают районные инспекции МНС России. Однако, не ясно, если юридическое лицо "А" построило автозаправочную станцию, согласно техническому паспорту там создано 4 рабочих места (3 оператора, 1-технический персонал) и сдает эту заправку по договору аренды другому юридическому лицу "Б", работники которого работают на заправке, чьи это рабочие места "А" или "Б".
Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ в Налоговый кодекс РФ введено понятие "обособленное подразделение организации" (статья 11 Налогового кодекса РФ), а также установлена обязанность организации встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Для целей Налогового кодекса РФ под местом нахождения российской организации - место осуществления этой организации деятельности через свое обособленное подразделение. При этом под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Таким образом, Налоговый кодекс РФ в отношении обособленных подразделений не содержит признака, предусмотренного Гражданским кодексом РФ для филиалов и представительств, характеризующегося расположением указанных образований вне места нахождения юридического лица. Подведомственность территории соответствующему налоговому органу определяется по адресу места нахождения организации, обособленного подразделения, имущества или транспортного средства. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом. Согласно статье 83 Налогового кодекса РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Организации присваиваются идентифицированный номер налогоплательщика при постановке на учет в налоговом органе по месту ее нахождения, а также код причины постановки на учет в налоговом органе как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения, принадлежащего ей недвижимого имущества или транспортных средств. Каждый случай постановки на учет завершается процедурой выдачи Свидетельства или соответствующего уведомления (Приказ МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических лиц" (в ред. от 24.12.99 N АП-3-12/412)). Признаком обособленного подразделения является наличие оборудованных стационарных рабочих мест. Рабочее место - это место, в котором работник должен находится или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ФЗ от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в РФ"). При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. В случае аренды организацией объектов недвижимости, по месту нахождения которых созданы и (или) используются стационарные рабочие места, деятельность такой организации приводит к образованию обособленного подразделения. Следовательно, у организации возникает обязанность в течение одного месяца после создания обособленного подразделения встать на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения, а также сообщить о его создании в налоговый орган по месту учета (статьи 23, 83 Кодекса). Соответственно, в случае сдачи организацией объектов недвижимости в аренду и отсутствия стационарных рабочих мест, созданных и (или) используемых организацией, деятельность такой организации не приводит к образованию обособленного подразделения. Соответствующая обязанность по постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения возникает у организации - арендатора. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах или иных организационнораспорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Организация, имеющая в своем составе обособленные подразделения, в отношении которых проведена процедура оформления в качестве филиала или представительства, представляет в налоговый органа заявление, заверенные копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации, учредительных документов, документов, подтверждающих создание филиала (представительства) - положение о филиале (представительстве), доверенности, выданной его руководителю. Создание обособленного подразделения, не оформленного как филиал или представительство, подтверждается наличием соответствующих документов (положение, приказ, доверенности на право ведения дел, иных документов финансово-хозяйственной деятельности), дата их создания может приниматься в качестве даты создания обособленного подразделения, от которого начинается исчисление месячного срока, в течение которого организация должна встать на учет. Дата их издания может являться формальным основанием для определения дня создания обособленного подразделения. Но не редки случаи, когда документы, подтверждающие создание обособленного подразделения отсутствуют. При таких обстоятельствах налоговый орган может осуществить постановку организации на учет только на основании заявления, копии свидетельства о постановке на учет организации и ее учредительных документов. А датой создания обособленного подразделения будет считаться дата любого документа, подтверждающего начало осуществление организации деятельности через обособленное подразделение. Под деятельностью следует понимать осуществление любых действий, направленных на приобретение и осуществление прав, а также исполнение обязанностей организации. Вместе с тем, такой документ может быть составлен налоговым органом в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14 Кодекса, в результате установления фактов нарушения организацией срока постановки на учет в налоговом органе, уклонения от постановки на учет. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Н.О. Аристархова,
госсоветник налоговой службы III ранга
3 ноября 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация, размещенная в данном разделе сервера www.nalog.ru не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом МНС РФ от 23 апреля 2002 г. N 27-0-10/73-П425.