Правовые особенности порядка лицензирования
отдельных видов деятельности в Российской Федерации
С 10 февраля 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - далее по тексту - Новый закон, то есть утрачивает силу Федеральный закон от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - далее по тексту - Старый закон. Нужно отметить, что существенных изменений в порядок лицензирования отдельных видов деятельности Новый закон не внес. Отдельные статьи были переформулированы и отредактированы, внесены некоторые изменения в порядок лицензирования, касающиеся всех видов сроков (сроки рассмотрения заявлений, получения лицензий и т.д.), а также размера лицензионных сборов. Вместе с тем, важным нововведением явилась значительная переработка перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Рассмотрим все по порядку.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что органы местного самоуправления теперь не могут быть лицензирующими органами, как это было ранее - статья 2 Старого закона, поскольку на основании статьи 2 Нового закона к лицензирующим органам относятся федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это подтверждается также пунктом 2 статьи 6 Нового закона, которая допускает передачу полномочий по осуществлению лицензирования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральными лицензирующими органами; раньше допускалась передача полномочий также органам местного самоуправления.
На практике это означает следующее:
1) все лицензии, выданные органами местного самоуправления до вступления в силу Нового закона действуют до конца своего срока и подлежат продлению уже не органами местного самоуправления, а федеральными лицензирующими органами или соответствующими органами субъектов РФ;
2) с момента вступления в силу Нового закона, органы местного самоуправления не вправе лицензировать какие бы то ни было виды деятельности, то есть все выданные ими лицензии после вступления в силу Нового закона будут считаться незаконными.
Теперь, на основании пункта 2 статьи 7 Нового закона как лицензия, выданная федеральным лицензирующим органом, так и лицензия, выданная исполнительным органом субъекта РФ, действует на всей территории РФ. Однако, лицензии, выданные лицензирующими органами субъектов РФ, действуют на территории других субъектов РФ с обязательным уведомлением лицензирующих органов другого субъекта РФ. Старый закон также предусматривал такую возможность, однако, на основании статьи 19 Старого закона подобный порядок вводился в действие только с 1 января 2005 года.
Увеличены практически все сроки, применяемые при лицензировании отдельных видов деятельности:
1) срок действия лицензии на основании статьи 8 Нового закона не может быть менее 5 лет (в статье 8 Старого закона - менее 3 лет);
2) срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии согласно пункту 2 статьи 9 Нового закона не превышает 60 дней (в статье 10 Старого закона - 30 дней);
3) срок извещения лицензирующего органа о существенных изменениях (наименование, местонахождение, реорганизация и пр.) у получившего лицензию юридического лица или индивидуального предпринимателя на основании пункта 1 статьи 11 Нового закона составляет 15 дней (в пункте 1 статьи 11 Старого закона - незамедлительно);
4) срок переоформления лицензии согласно части 2 статьи 11 Нового закона составляет 10 дней (в части 2 статьи 11 Старого закона - 5 дней).
Кроме того, изменился размер лицензионных сборов и платежей:
1) стоимость переоформления лицензии составляет на основании части 3 статьи 11 Нового закона 100 рублей (в пункте 3 статьи 11 Старого закона - устанавливается Правительством РФ и не может превышать 1/10 МРОТ);
2) лицензионный сбор за предоставление лицензии согласно статье 15 Нового закона составляет 1 000 рублей (в статье 15 Старого закона - устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности и не может превышать 10 МРОТ);
3) введен новый лицензионный сбор на основании статьи 15 Нового закона - за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей.
Важным практическим аспектом лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ является отмена положения о том, что государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий были обязаны сообщать лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах (это положение содержится в пункте 1 статьи 12 Старого закона).
Угрозой подобного уведомления часто пользуются налоговые органы и органы налоговой полиции при осуществлении ими своей практической деятельности для того, чтобы заставить предприятия выполнить их требования. Ведь ни для кого не секрет, что для некоторых предприятий приостановление или потеря лицензии означает прекращение всей хозяйственной деятельности.
На основании пункта 2 статьи 1 Нового закона существенно расширен перечень видов деятельности, на лицензирование которых не распространяется Новый закон:
- деятельность кредитных организаций;
- деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- деятельность в области связи;
- страховая деятельность;
- осуществление внешнеэкономических операций;
- использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
- образовательная деятельность;
- иные виды деятельности.
Таким образом, лицензирование вышеуказанных видов деятельности осуществляется на основе других федеральных законов.
Согласно статье 17 Нового закона в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, добавлены следующие виды деятельности:
- деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
- испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
- картографическая деятельность
- коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
- космическая деятельность;
- негосударственная (частная) охранная деятельность;
- негосударственная (частная) сыскная деятельность;
- оценочная деятельность;
- и другие виды деятельности.
Список добавленных видов деятельности, подлежащих лицензированию, выглядит весьма внушительно. Однако на практике почти все внесенные в Новый закон "новые виды" лицензируемой деятельности уже лицензируются в Российской Федерации в соответствии с другими федеральными законами. Так, например:
1) на основании статьи 9 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-I "О космической деятельности" подлежит лицензированию космическая деятельность;
2) на основании статьи 23 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" подлежит лицензированию оценочная деятельность;
3) на основании статей 6 и 11 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" подлежит лицензированию частная сыскная и частная охранная деятельность;
4) множество других примеров.
Получается, что новшеством является не появление новых видов лицензируемой деятельности, а регулирование всех вышеперечисленных видов лицензируемой деятельности на уровне единого Нового закона. Это обстоятельство нельзя обойти стороной, поскольку теперь в практической работе при получении лицензии на тот или иной вид деятельности, указанный в Новом законе, можно напрямую руководствоваться нормами Нового закона, то есть соблюдать и исполнять их, требуя такого же соблюдения и исполнения от лицензирующих органов.
На основании статьи 17 Старого закона подлежали лицензированию следующие виды деятельности, лицензирование которых на основании Нового закона не производится:
- водолазные работы по обслуживанию морских судов в морских портах;
- деятельность испытательных лабораторий (экспертных центров) в области обязательной сертификации;
- деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- деятельность по бурению скважин на воду и другие виды деятельности.
В реальности в большинстве случаев это означает, что указанные виды деятельности подлежат лицензированию на основании других федеральных законов. Однако, некоторые виды деятельности уже не подлежат лицензированию вообще.
Кроме того, важное практическое значение имеет факт установления отдельных видов деятельности, которые не подлежат лицензированию, если указанная лицензируемая деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, и обязательно лицензируются, в случае, если предприятие оказывает работы и услуги в рамках этой деятельности на сторону. К таким видам деятельности на основании статьи 17 Нового закона относятся:
- деятельность по эксплуатации тепловых сетей;
- деятельность по эксплуатации электрических сетей;
- перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны;
- перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- перевозки пассажиров железнодорожным транспортом;
- перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек;
- техническое обслуживание медицинской техники.
Отметим, что ранее на основании Старого закона указанные виды деятельности подлежали обязательному лицензированию в независимости от того, кто является получателем лицензируемых работ или услуг. Предприятия были вынуждены получать лицензии на виды деятельности, которые реально носили вспомогательный характер и не осуществлялись на сторону.
Установление такого специального порядка лицензирования вышеуказанных видов деятельности безусловно носит положительных практический характер.
В.В. Худолеев
"Консультант бухгалтера", N 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru