Комментарий к Постановлению Правительства РФ
от 28 ноября 2001 года N 826 "Об утверждении
минимальных и максимальных ставок платы за пользование
водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям
и экономическим районам"
Постановление Правительства РФ от 28.11.2001 N 826 (далее - Постановление N 826) вступило в силу с 1 января 2002 года.
Новые ставки платы, введенные в действие данным Постановлением, определены в рамках тех ставок, которые были утверждены Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 111-ФЗ).
В связи с введением в действие Постановления N 826 с 1 января 2002 года утратило силу постановление Правительства РФ от 22.07.1998 N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" (далее - Постановление N 818).
Структура нового Постановления практически не отличается от прежней. Иными словами, каких-либо изменений в перечне экономических районов, бассейнов рек и озер не имеется. Существенное отличие в другом: кроме новых увеличенных ставок по всем бассейнам и рекам, дополнительно введена графа ставок по забору воды из подземных водных объектов.
Напомним, что основанием для этого является Закон N 111-ФЗ, который установил, что исчисление платы по подземной воде производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (далее - Закон N 71-ФЗ).
Обратим также внимание читателей журнала на то, что соответствующие ставки платы установлены только по тем подземным водам, которые не содержат полезных ископаемых и (или) природных лечебных ресурсов (минеральных вод) и не используются для получения тепловой энергии.
Далее проанализируем вопросы, уже поступившие от налоговых органов и налогоплательщиков по рассматриваемому Постановлению N 826.
К наиболее часто встречающимся вопросам (в ситуации, когда законодательными органами регионов еще не утверждены ставки по категориям плательщиков) относятся следующие:
1) какая ставка платы применяется при заборе подземных вод;
2) к каким ставкам следует применять коэффициент 2.
Второй вопрос связан с тем, что ставки платы за пользование водными объектами утверждены несколькими нормативными актами. Последовательность этих нормативно-правовых актов выглядит следующим образом:
- Закон N 71-ФЗ;
- Постановление N 818;
- законодательные акты субъектов Российской Федерации;
- Закон N 111-ФЗ;
- Постановление N 826.
Поэтому, на первый взгляд, действительно трудно разобраться, какие же ставки должны использоваться для расчета платежей.
Поясним, что в рассматриваемом случае должны применяться нормы двух федеральных законов. Ведь Закон N 111-ФЗ не только внес изменения в текст Закона N 71-ФЗ в части установления новых ставок платы, но и имеет также и совершенно самостоятельную ст.2, которая не вошла составной частью в новую редакцию Закона N 71-ФЗ.
Статьей 2 Закона N 111-ФЗ установлено, что до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации новых ставок платы по категориям плательщиков применяются действующие ставки платы с коэффициентом 2.
Упоминание в ст.2 Закона N 111-ФЗ категорий плательщиков означает, что должны быть проиндексированы ставки платы, принятые именно в субъектах Российской Федерации. Как известно, эти региональные ставки платы принимались в рамках минимальных и максимальных размеров тех ставок, которые были утверждены Законом N 71-ФЗ. Поэтому в рассматриваемой ст.2 Закона N 111-ФЗ и упомянут Закон N 71-ФЗ.
Вышесказанное означает, что в течение всего 2002 года все плательщики должны исчислять плату за пользование водными ресурсами (за исключением подземных водных объектов) по уже установленным для них региональными законами ставкам, увеличенным в два раза. Разумеется, этот порядок будет применяться только до тех пор, пока законами субъектов Российской Федерации не будут введены новые ставки платы по категориям плательщиков.
Что же касается добычи подземной воды, то ранее за ее забор не были установлены ставки платы по категориям плательщиков. В связи с этим применяется норма Закона N 71-ФЗ, а именно: до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством РФ (см. ст.4).
Иными словами, сумма платы должна рассчитываться по минимальным ставкам, утвержденным Правительством РФ. Поскольку на сегодняшний день действует только Постановление N 826, то в данном случае используются минимальные ставки, введенные указанным Постановлением.
Анализ поступающей из регионов информации свидетельствует о следующем. Практически ни в одном субъекте Российской Федерации в декабре 2001 года и в январе 2002 года не были разработаны и утверждены новые ставки по конкретным категориям водопользователей после выхода Постановления N 826. Хотя по имеющейся информации после выхода указанного Постановления оно сразу же было разослано Аппаратом Правительства РФ во все законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Далее целесообразно проанализировать реальное увеличение ставок платы в 2002 году, принятых на федеральном уровне, по сравнению с действовавшими в 1998-2000 годах.
Ниже приводится соответствующая таблица сравнения ставок платы, утвержденных законами и постановлениями Правительства РФ. При этом следует обратить внимание на то, что в графе 3 указано несколько значений минимальных и максимальных ставок, поскольку они были установлены не только по видам пользования (как Законами N 71-ФЗ и 111-ФЗ), а и по многим бассейнам рек и озер.
Как видно из указанной таблицы, рост максимальных ставок за забор воды во всех экономических районах и бассейнах рек по сравнению с Постановлением N 818 составляет примерно столько же, сколько и по Закону N 111-ФЗ, а именно: от 2,0 до 2,1 раза.
Разница по минимальным ставкам значительно существеннее. При законодательном увеличении в те же 2,0 раза (при заборе пресной воды) согласно Постановлению N 826 увеличение ставок по всем районам и бассейнам превысило 2,5 раза, а по отдельным - трехкратный уровень (по сравнению с Постановлением N 818).
Например, в Поволжском - в 3,26 раза (бассейн Дона), Северо-Кавказском - в 3,41 раза (бассейн Дона), Восточно-Сибирском - по бассейнам рек Амур, Енисей, Лена, Обь, озеру Байкал соответственно в 3,85; 3,74; 3,78; 3,04 раза.
Обратим также внимание читателей на то, что Постановлением N 826 по забору морской воды и сбросу сточных вод установлены ставки по тем морям (Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому, Охотскому и Японскому, а также по Тихому океану в пределах территориального моря Российской Федерации), по которым ранее, то есть Постановлением N 818, они не были установлены.
Вид водопользования | Сравнение размера увеличения ставок платы, установ- ленных Законом N 111-ФЗ, по сравнению с ранее действовавшими ставками, введен- ными Законом N 71-ФЗ (количество раз) |
Сравнение размера увели- чения ставок платы, ус- тановленных Постановле- нием N 826, по сравне- нию со ставками, введен- ными Постановлением N 818 (количество раз) |
1 | 2 | 3 |
1. Забор пресной воды: минимальные ставки платы максимальные ставки платы |
2,0 2,1 |
2,0-3,85 2,0-2,1 |
2. Забор морской воды: минимальные ставки платы максимальные ставки платы |
2,0 2,1 |
1,7-3,5 1,6-2,8 |
3. Сброс пресных сточных вод: минимальные ставки платы максимальные ставки платы |
2,1 2,0 |
2,3-3,8 2,0 |
4. Сброс сточных вод при использовании территори- ального моря и внутренних морских вод: минимальные ставки платы максимальные ставки платы |
2,1 2,0 |
2,2-3,5 2,1-3,0 |
5. Использование морской акватории минимальные ставки платы максимальные ставки платы |
4,0 3,0 |
4,0-9,0 3,2-12,0 |
6. Забор воды для энерге- тики: минимальные ставки платы максимальные ставки платы |
8,0 4,0 |
8,0-20,0 3,5-4,4 |
7. Лесосплав: минимальные ставки платы максимальные ставки платы |
2,1 2,1 |
2,2-2,75 2,1 |
Что же касается использования морской акватории (строка 5, графа 3 таблицы), то следует отметить, что увеличение максимальной ставки в 12 раз произошло только в Баренцевом море. В остальных морях увеличение значительно меньше: по отдельным морям оно составило от 3 до 4 раз, а по другим - в 7 раз.
Наличие соответствующей дифференциации размера увеличения ставок платы при эксплуатации гидроэлектростанций по бассейнам рек и озер следует иметь в виду при анализе строки 6 графы 3 вышеприведенной таблицы. Здесь указано, что минимальная ставка возросла от 8 до 20 раз. При рассмотрении Постановления N 826 мы можем убедиться в том, что такое максимальное увеличение связано с выработкой электроэнергии только в бассейне озера Байкал и реки Ангара. По другим бассейнам увеличение в основном составило от 8 до 11 раз.
Заканчивая анализ размера вновь принятых и ранее действующих ставок платы, следует пояснить следующее: почему по некоторым видам водопользования увеличение размера ставок по федеральному закону не совпадает с уровнем их повышения согласно постановлению Правительства РФ. Наиболее заметен этот разрыв по максимальным ставкам платы по забору воды для целей энергетики (см. строку 6 вышеуказанной таблицы).
Такое расхождение связано с тем, что ранее Постановлением N 818 максимальные ставки платы по отдельным видам водопользования (в том числе при эксплуатации гидроэлектростанций) были установлены гораздо ниже их возможного размера, предусмотренного законодательством, а при принятии Постановления N 826 этот уровень был уже значительно ближе к их возможному пределу.
Следует также отметить, что после принятия Постановления N 826 вновь возникли те же вопросы, что и в случае Постановления N 818 в части определения минимальных ставок платы за забор воды.
Напомним, что Законом N 111-ФЗ для плательщиков, осуществляющих забор воды, минимальная ставка платы была определена в размере 60,0 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов. Эта же ставка должна применяться при водоснабжении населения.
Однако пытливые читатели, изучая Постановление N 826, тут же обратили внимание на следующее.
Минимальная ставка платы в размере 60 руб. установлена только в Дальневосточном экономическом районе по бассейну реки Лена. В остальных случаях она зашкаливает за 100, 200 и даже 300 руб. (озеро Байкал и его бассейн в Восточно-Сибирском экономическом районе).
Поэтому вопрос: "А как же быть с определением ставки при водоснабжении населения?" - часто возникает сейчас и у налогоплательщиков, и у налоговых органов.
В связи с этим уточним, что норма вышеуказанного Закона (в части применения минимальной ставки для водоснабжения населения) имеет прямое действие и должна применяться повсеместно, иными словами, независимо от других ставок, установленных по конкретным экономическим районам и бассейнам водных объектов.
Учитывая это, не было никакой необходимости вводить Постановлением N 826 по всем районам и бассейнам одну и ту же минимальную ставку. Поскольку соответствующим законодательным актом рассматриваемый вопрос уже урегулирован, Правительство РФ определяло параметры ставок по другим категориям водопользователей. Именно для них и установлены Постановлением N 826 те минимальные пределы, ниже которых региональные законодатели уже не могут установить ставки платы по конкретным категориям водопользователей.
Что же касается вышеуказанного Дальневосточного экономического района по бассейну реки Лены, то здесь самая низкая минимальная ставка была рассчитана с учетом экономического положения региона и водопользователей. В других регионах ситуация была иной, и, соответственно, ставки установлены более высокие.
Невнимательное прочтение Закона N 111-ФЗ вызывает, как правило, вопрос и о возможности применения прежней минимальной ставки в размере 30 руб. по водозабору для населения. Дело в том, что в предыдущей редакции Закона N 71-ФЗ было сказано, что данное положение сохраняется до 2003 года. Поэтому некоторые налогоплательщики посчитали, что увеличение размера ставок, предусмотренное Законом 111-ФЗ, не коснулось данной нормы. Однако это не так: до 2003 года действует другая минимальная ставка при водоснабжении населения, то есть 60 руб. И эта норма распространяется также и на подземную воду, добываемую для этой цели.
Заканчивая тему с водоснабжением населения, хотелось бы отметить тот факт, что, к сожалению, ни в Законе N 111-ФЗ, ни в Постановлении N 826 вновь не было уточнено: что же следует иметь в виду при заборе воды для этих целей? Однако по существу этот вопрос можно было бы решить достаточно просто: указав в новой редакции Закона N 71-ФЗ, что здесь речь идет о водоснабжении только жилого фонда.
При рассмотрении Постановления N 826 возникает также следующий вопрос: каким образом следует определять ставку платы конкретной организации при заборе подземной воды, если ставки установлены по бассейнам рек и озер?
При ответе на этот вопрос необходимо знать: к бассейну какого водного объекта относится вода, добываемая из подземной скважины? Как следует из сложившейся практики учета водных объектов, в каждом регионе имеется своя карта водного фонда - показывающая совокупность водных объектов, расположенных на данной территории, включенных в водный кадастр. Если подземная вода добывается из объекта, имеющего границы, объем и черты водного режима, то этот объект является составной частью водного фонда (см. ст.1 Водного кодекса Российской Федерации). Согласно ст.17 Водного кодекса Российской Федерации к подземным водным объектам относятся:
- водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;
- бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;
- месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для их извлечения.
Поскольку бассейн поверхностного водного объекта также состоит из гидравлически связанных водоемов и водостоков, то подземный водный объект, как правило, тоже входит в бассейн какого-либо поверхностного водного объекта.
Поэтому при возникновения вышеуказанного вопроса следует обратиться за необходимыми разъяснениями в соответствующий территориальный орган МПР России.
В заключение следует обратить внимание читателей журнала на то, что согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" вся сумма платы за пользование водными ресурсами направляется в бюджет субъектов Российской Федерации (см. приложение N 2 "Нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2002 год").
В этом приложении указано, что в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации направляется 100% платы за пользование водными объектами (код бюджетной классификации 1050500, который не следует путать с кодом бюджетной классификации 1050124, где указаны платежи за добычу подземных вод, распределяемые в соотношении 40 и 60% между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации).
В данном случае имеются в виду платежи за использование тех подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии. По ним распределение установлено в том же соотношении, что и при добыче отдельных видов полезных ископаемых.
Классификация подземных водных объектов приведена в действующем ГОСТе 17.1.1.04-80 "Охрана природы. Гидросфера", утвержденном постановлением Госстандарта СССР от 31.03.1980, который устанавливает классификацию подземных водных объектов по целям водопользования независимо от характера использования подземных вод и применяется в том числе для ведения водного кадастра. В данном стандарте указаны, в частности, такие классы подземных вод, как "вода техническая", "вода минеральная", "вода теплоэнергетическая".
Во избежание противоречий в части распределения платежей за пользование водными объектами с другими законодательными актами, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено, что с 1 января по 31 декабря 2002 года приостановлено действие абзаца первого п.1 ст.8 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", где указывалось, что суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении: 40% - в федеральный бюджет, 60% - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Таким образом, эта норма Закона N 71-ФЗ в текущем году не применяется.
В.В. Лебедев
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1