Новое пенсионное законодательство
В связи с проведением в стране пенсионной реформы были приняты Федеральные законы от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), от 17.12.01 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), от 15.12.01 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон N 166-ФЗ) и от 31.12.01 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", призванные обеспечить создание целостной нормативно-правовой базы пенсионной системы в Российской Федерации.
Одной из основных задач Программы пенсионной реформы, в частности, является изменение формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее на основе трех составных частей:
базовой (фиксированной части);
страховой (дифференцированной части, которая зависит от результатов труда человека);
накопительной (части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица).
Закон N 173-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Под трудовой пенсией в соответствии со ст.2 данного Закона понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом N 173-ФЗ. Выделяются три вида трудовой пенсии:
по старости;
по инвалидности;
по случаю потери кормильца.
Согласно ст.5 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из базовой, страховой и накопительной частей, а трудовая пенсия по случаю потери кормильца - только их двух составляющих: базовой и страховой частей. Порядок финансирования указанных частей трудовых пенсий определяется Законом N 167-ФЗ, в частности ст.9 этого Закона, предусматривающей финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплат страховой и накопительной частей трудовых пенсий - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Право на трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.7 Закона N 173-ФЗ имеют мужчины и женщины, достигшие возраста соответственно 60 и 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж согласно ст.10 Закона N 173-ФЗ включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой ст.3 Закона N 173-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой ст.3 Закона N 173-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со ст.29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Например, ст.3 Закона N 173-ФЗ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Следует отметить, что наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, о которых говорилось ранее (ст.10 Закона N 173-ФЗ), в страховой стаж засчитываются:
период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.93 г. N 4468-1 (в ред. от 4.03.02 г.) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с 1 января 2002 г. вступает в силу Закон N 166-ФЗ);
период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Вместе с тем периоды, предусмотренные п.1 ст.11 Закона N 173-ФЗ, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст.10 данного Закона.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности 3, 2 и 1 степени, определяемой по медицинским показателям. Трудовая пенсия по инвалидности в соответствии со ст.8 Закона N 173-ФЗ, устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, когда при полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Законом N 166-ФЗ), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца согласно ст.9 Закона N 173-ФЗ имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, когда при полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Законом N 166-ФЗ.
Согласно Закону N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. За период после регистрации в качестве застрахованного лица такими документами являются соответствующие сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, а за период до регистрации в качестве застрахованного лица - справки о заработке, выдаваемые на основании лицевых счетов, платежных ведомостей организации, в которой застрахованное лицо работало.
Статьей 30 Закона N 173-ФЗ установлено, что в связи с введением его в действие пенсионные права застрахованных лиц оцениваются по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Под расчетным пенсионным капиталом следует понимать учитываемую в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общую сумму страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона N 173-ФЗ, которые являются базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Анализируя п.1 ст.30 Закона N 173-ФЗ, можно сделать вывод о том, что конвертация (преобразование) пенсионных прав носит так называемый разовый характер. Величина расчетного пенсионного капитала рассчитывается по формуле:
ПК = (РП-БЧ) х Т,
где ПК - величина расчетного пенсионного капитала;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц;
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии.
Расчетный пенсионный капитал в соответствии со ст.30 Закона N 173-ФЗ (по состоянию на 1 января 2002 г.) может быть определен по выбору застрахованного лица исходя из расчетного размера пенсии по старости, который определяется в том же порядке, что и при оценке прав остальных застрахованных лиц, а также суммы одной установленной пенсионеру пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
Следует отметить, что в отношении граждан, имевших право на получение двух пенсий согласно ст.5 Закона Российской Федерации от 20.11.90 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в целях конвертации выбирается сумма одной из этих пенсий, поскольку таким гражданам должна быть установлена вторая (государственная) пенсия в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин и женщин исходя из имеющегося у них общего трудового стажа соответственно не менее 25 и не менее 20 лет. Расчетный размер трудовой пенсии определяется как:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП,
где СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в п.2 ст.30 Закона N 173-ФЗ продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
В соответствии с п.4 ст.30 Закона N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Следует отметить, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п.1 ст.27 и п.п.7-13 п.1 ст.28 Закона N 173-ФЗ, может осуществляться по их выбору в определенном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., установленная в п.1 ст.27 и п.п.7-13 п.1 ст.28 Закона N 173-ФЗ. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание.
Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 г. установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
Если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пп.1-5 ст.30 Закона N 173-ФЗ, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.
При назначении с 1 января 2002 г. трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью застрахованного лица, которому не был открыт индивидуальный лицевой счет, определяется расчетный пенсионный капитал, полагавшийся умершему кормильцу, в порядке, предусмотренном ст.30 Закона N 173-ФЗ в отношении лиц, ставших инвалидами, для последующего исчисления страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца членам его семьи в соответствии с п.2 ст.16 Закона N 173-ФЗ.
Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пп.7 и 8 ст.17 Закона N 173-ФЗ, за весь период начиная с 1 января 2002 г. до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии согласно Закону N 173-ФЗ, но не позднее 1 января 2013 г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Закона N 173-ФЗ.
Основным документом, подтверждающим стаж работы, включая общий трудовой стаж, являются трудовая книжка, а также другие документы, выданные с места работы, учебы или иной деятельности, включаемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивные документы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда содержащиеся в ней сведения неточны или неверны, в подтверждение трудового стажа принимаются выписки из приказов, ведомости на выплату заработной платы, лицевые счета, письменные трудовые договоры, справки и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. Если трудовой стаж не может быть подтвержден документально, он может быть установлен по свидетельским показаниям в соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4.10.91 г. N 190.
Закон N 166-ФЗ регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий лицам, проходившим военную службу по призыву; лицам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам, которые не приобрели по различным причинам право на трудовую пенсию, а также лицам, замещавшим государственные должности, должности федеральной государственной службы. В соответствии со ст.3 данного Закона право на пенсию имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Следует отметить, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вместе с тем право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п.1 п.2 (с применением п.3 и п.5) ст.15 Закона N 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости;
участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная ст.16 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости;
родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п.4 (с применением п.5) ст.15 Закона N 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п.4 (с применением п.5) ст.15 Закона N 166-ФЗ, и социальная пенсия, предусмотренная ст.18 Закона N 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п.4 (с применением п.5) ст.15 Закона N 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п.4 (с применением п.5) ст.15 Закона N 166-ФЗ, и социальная пенсия, предусмотренная ст.18 Закона N 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
гражданам, указанным в п.п.11 п.1 ст.10 Закона N 166-ФЗ. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п.3 (с применением п.4) ст.17 Закона N 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п.3 (с применением п.4) ст.17 Закона N 166-ФЗ, и социальная пенсия, предусмотренная ст.18 данного Закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).
Пенсии, предусмотренные Законом N 166-ФЗ, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Законом N 173-ФЗ накопительной части трудовой пенсии.
Согласно ст.5 Закона N 166-ФЗ назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
социальная пенсия.
Закон в основном сохранил условия и нормы пенсионного обеспечения указанных категорий граждан, установленные в ранее действовавшем законодательстве Российской Федерации.
Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению согласно ст.6 Закона N 166-ФЗ производится за счет средств федерального бюджета. Пенсия, предусмотренная данным Законом, независимо от ее вида назначается с первого числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Срок, на который назначается пенсия, зависит от вида пенсии. Так, в соответствии со ст.23 Закона N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет и пенсия по старости назначаются пожизненно. Пенсия по инвалидности назначается на срок, на который определена инвалидность (признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы). Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным.
Пенсии, предусмотренные Законом N 166-ФЗ, индексируются в порядке, определенном ст.25 указанного Закона:
пенсии федеральных государственных служащих индексируются при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения;
пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) индексируются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсии членов семей перечисленных категорий граждан, пенсии нетрудоспособных граждан индексируются в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий, предусмотренных Законом N 173-ФЗ.
Закон N 167-ФЗ устанавливает правовые, финансовые и организационные основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Кроме того, этот Закон определяет круг страхователей, застрахованных лиц, основания возникновения и порядок осуществления прав и обязанностей субъектов пенсионного страхования в Российской Федерации, порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования.
Итак, с 1 января 2002 г. платежи на обязательное пенсионное страхование вносятся в форме страховых взносов согласно ст.24 Закона N 167-ФЗ и в форме единого социального налога, уплачиваемого в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом N 167-ФЗ установлены участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Так, в соответствии со ст.4 данного Закона к субъектам обязательного пенсионного страхования относятся федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Страховщиком согласно ст.5 указанного Закона является Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды.
К числу страхователей (ст.6 Закона N 167-ФЗ) законодатель относит:
лиц, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица);
индивидуальных предпринимателей, адвокатов.
Следует отметить, что в соответствии с п.2 ст.6 указанного Закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию согласно ст.29 Закона N 167-ФЗ.
Застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства:
работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст.29 Закона N 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с указанным Законом.
Указанные категории страхователей совпадают с категориями плательщиков единого социального налога, предусмотренными ст.235 НК РФ. Кроме того, следует обратить внимание на то, что объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст.10 Закона N 167-ФЗ, являются объектом налогообложения и налоговой базой по единому социальному налогу, установленными НК РФ.
Вместе с тем необходимо отметить, что Закон N 167-ФЗ не предусматривает льгот по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как это предусмотрено частью второй НК РФ в отношении уплаты единого социального налога.
В соответствии со ст.14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов установлены ст.24 Закона N 167-ФЗ. Так, уплата сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен ст.22 и 33 Закона N 167-ФЗ отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Согласно ст.24 Закона N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. При этом под расчетным периодом на основании ст.23 Закона N 167-ФЗ понимается календарный год, а под отчетным периодом - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Что касается порядка исчисления, порядка и сроков уплаты единого социального налога, то они установлены ст.243 части второй НК РФ. Так, уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленные согласно Закону N 167-ФЗ, не совпадают со сроком уплаты единого социального налога (взноса) в соответствии с частью второй НК РФ.
Следует отметить, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст.26 Закона N 167-ФЗ обеспечивается пенями, т.е. пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на его имущество.
Вместе с тем в соответствии со ст.25 Закона N 167-ФЗ уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование контролируется налоговыми органами в порядке, определяемом налоговым законодательством Российской Федерации. Однако часть полномочий, связанных с процедурой уплаты и взысканием недоимки по страховым взносам, пеням на обязательное пенсионное страхование, согласно Закону N 167-ФЗ законодателем предоставлена органам Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следует отметить, что Законом N 167-ФЗ предусмотрена возможность добровольного участия застрахованных лиц, а также иных категорий граждан в системе обязательного пенсионного страхования. В частности, ст.29 этого Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и платить страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, физические лица могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Следует отметить, что указанные физические лица осуществляют уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и виде фиксированного платежа, размер которого в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года (под стоимостью страхового года согласно Закону N 167-ФЗ следует понимать сумму денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации), ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В. Ершова,
начальник отдела ГПУ ПФР
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 17, 18, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71