Наша компания заправляет мазутом и дизельным топливом иностранные и российские суда, то есть занимается шипчандлерской деятельностью (снабжением судов). Стоимость услуг по бункеровке топлива состоит из стоимости услуг по перевозке, заливу топлива и стоимости самого топлива. При этом компания осуществляет бункеровку как собственным топливом, так и топливом заказчиков, но вести раздельный учет этих операций компания не может, поскольку продажа топлива и услуги неразделимы, так как это одна деятельность - бункеровка (операция по загрузке топлива в емкости, предназначенные для обеспечения движения судна, для потребления топлива этим судном).
Просим разъяснить, что является налоговой базой для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог при осуществлении шипчандлерской деятельности? Правомерно ли применение нами такого же порядка налогообложения по данному налогу, как и по товарам, реализуемым в рамках торговой деятельности?
В соответствии с п.1 ст.38 НК РФ объектом обложения по налогу является объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно ст.32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) ссылки в п.1 ст.38, ст.39 НК РФ на положения части второй НК РФ приравниваются к ссылкам на Закон N 2118-1 и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов. Аналогичные нормы содержались ранее в ст.5 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до ее признания утратившей силу с 1 января 2001 года.
Законодательным актом, регулирующим порядок налогообложения налогом на пользователей автомобильных дорог, является Закон РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон N 1759-1), которым установлено, что налог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Статья 39 НК РФ четко определяет понятие "реализация товаров, работ или услуг" как передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу. При этом "работой" и "услугой" для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой соответственно имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц, а также не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (см. п.4 и 5 ст.38 НК РФ).
На основании вышеуказанных норм, положений подпункта 4 п.1 ст.148 НК РФ и разъяснений МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@ (согласованных с Минтрансом России и Минфином России) шипчандлерское обслуживание, снабжение судов топливом относятся к другим работам (услугам), непосредственно связанным с обслуживанием морских судов и судов внутреннего плавания.
Таким образом, названное обслуживание судов, включающее бункеровку топлива, отнесено к работам (услугам), реализация которых является объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог в соответствии с Законом N 1759-1.
Кроме того, если налогоплательщик оказывает услуги по перевозке, заливу как собственного топлива, так и топлива заказчиков (бункеровку топлива), но не ведет при этом раздельного учета названных операций, то рассматривать в целях налогообложения такие работы (услуги), как осуществляемые в рамках торговой или снабженческо-сбытовой деятельности, и, соответственно, применять к ним такой же порядок налогообложения, как и по реализуемым в названных видах деятельности товарам, - нет оснований.
В связи с вышеизложенным уплата налога на пользователей автомобильных дорог должна производиться от выручки, полученной от оказания услуг при осуществлении шипчандлерской деятельности, - обслуживанию судов и бункеровке топлива, включающей стоимость услуг по перевозке, заливу топлива и стоимость топлива.
М.А. Высоцкий,
советник налоговой службы Российской
Федерации III ранга
1 марта 2002 г.
"Налоговый вестник", N 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1