Типичные способы легализации преступных доходов
Сравнительный анализ законодательства России и Украины
Проблема борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, относится к числу сложных как в государствах СНГ, так и других промышленно развитых странах. Эксперты МВФ отмечают, что посредством мировых финансовых систем преступные организации ежегодно легализуют от 500 млрд. до 1,5 трлн. долларов США, что составляет 1,5-5% валового мирового продукта.
По данным МВД Украины, ежегодный незаконный доход криминальных структур составляет более 30 млрд. гривен, что составляет 70% доходной части бюджета страны.
В новом УК Украины предусмотрена ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Согласно ст.209 УК легализация - это деяния, направленные на совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, а также использование указанных средств и другого имущества для осуществления предпринимательской деятельности или другой хозяйственной деятельности, а также создание организованных групп в Украине или за ее пределами для легализации (отмывания) денежных средств и другого имущества, заведомо приобретенного преступным путем.
Нельзя согласиться с законодателем в том, что создание организованных групп с целью легализации криминальных доходов следует относить к способу указанной преступной деятельности. Во-первых, легализовать доходы, полученные в результате преступной деятельности, можно путем: совершения финансовых операций; других договоров, сделок с денежными средствами или имуществом; иных новых технологий в финансово-банковской сфере, в частности "киберплатежей". Во-вторых, указанные действия по легализации денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем, могут быть совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, лицами с использованием своего служебного положения.
Предметом легализации в соответствии со ст.209 УК Украины могут быть: денежные средства, иное имущество, т.е. доходы от преступной деятельности. В европейской Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности отмечено, что указанные доходы означают любую экономическую выгоду от уголовных преступлений. Они могут включать любое имущество - материальное или нематериальное, движимое или недвижимое, а также правовые документы или инструменты, подтверждающие право на владение таким имуществом или его частью.
Некоторые эксперты ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ выделяют в числе субъектов легализации незаконных денежных средств: физические, юридические лица и преступные организации или сообщества. На мой взгляд, организованные преступные образования корыстно-хозяйственной направленности легализуют доходы и сверхдоходы, полученные в результате преступной деятельности, используя: физических лиц; специально созданные конвертационные центры, лжефирмы, лжебанки; юридических лиц, т.е. функционирующие финансовые, кредитные учреждения, предприятия, организации независимо от форм собственности (основанные как на собственности юридических лиц, так и граждан других государств).
Анализ международных документов, норм УК РФ и УК Украины, материалов оперативных органов и следственной практики позволяет легализацию преступных доходов рассматривать как один из элементов криминалистической характеристики экономических организованных преступлений. Легализация преступных доходов - это конечная цель преступной деятельности организованных групп, преступных организаций, сообществ. Она представляет собой совокупность приемов, действий, операций, методов воздействий по введению криминальных доходов в легальный оборот.
92,2% опрошенных оперативных работников и следователей спецподразделений по борьбе с организованной преступностью в Украине легализацию преступных доходов рассматривают как отдельный этап организованной преступной деятельности. Они считают, что организаторы преступного бизнеса в сфере экономики тщательно продумывают объекты и планируют способы легализации доходов, полученных в результате криминальной деятельности.
Для криминалистической характеристики организованных экономических преступлений особую значимость приобретает последовательность этапов организованной преступной деятельности. Они взаимосвязаны с главной и закономерной целью организованного преступного образования корыстно-хозяйственной направленности - получением незаконных доходов и их легализацией. Этапы организованной преступной деятельности можно представить в виде следующей краткой схемы: а) создание (формирование) организованного преступного образования с целью получения незаконных доходов; б) разработка криминальной технологии совершения экономического преступления, т.е. технологии преступного бизнеса; в) получения преступных доходов; г) сокрытие следов, обеспечение безопасности преступного бизнеса с помощью коррупционных связей; д) легализация преступных доходов. На каждом из указанных этапов обычно остаются следы организованной преступной деятельности.
Большинство российских и украинских исследователей правильно определяют сущность легализации преступных доходов как введение криминальных денег в легальный оборот через банковско-финансовые учреждения, предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Организованные преступные группы, преступные организации, сообщества легализуют денежные средства, иное имущество, как правило, путем совершения финансовых, финансово-хозяйственных операций, сделок на приобретение недвижимости, ценных бумаг, иностранной валюты, объектов приватизации и др.
Анализ оперативной информации, материалов следственной практики в Украине и Российской Федерации позволяет выделить наиболее типичные способы легализации криминальных капиталов, к которым относятся:
проведение финансово-хозяйственных операций с использованием фирм-посредников, через системы корреспондентских счетов;
проведение финансовых, хозяйственных операций с использованием клиринговых расчетов, через систему взаиморасчета и встречных платежей, иных расчетных обязательств;
применение многосторонних расчетов и платежей с большим количеством участников таких операций, территориально удаленных друг от друга;
оформление фальшивых счетов в банковских учреждениях путем ведения двойной бухгалтерии субъектом предпринимательской деятельности, банковских учреждений;
перемещение "проконвертированных" денежных средств за границу с использованием специально созданных для их легализации конвертационных центров;
проведение финансово-хозяйственных операций с использованием фиктивных фирм;
использование новых технологий в финансово-банковской сфере, в частности системы "киберплатежей";
помещение денежных средств, приобретенных преступным путем, на банковские счета коммерческих структур, включая счета промышленных предприятий независимо от форм собственности;
приобретение (покупка) активов, объектов приватизации, недвижимости, ценных бумаг и т.д. и их оформление на подставных лиц;
направление телеграфным переводом средств в иностранной валюте на имя подставной компании за рубежом в счет оплаты коммерческой сделки, предоставления лжеуслуги;
поставка товаров, якобы заказанных для государственных нужд, за которые поставщики так и не получают оплаты;
занижение стоимости стратегического государственного сырья (нефти, металлов, древесины и т.д.) при продаже его за рубежом по мировым ценам и другие.
В криминалистике исследователи способа совершения преступления выделяют следующие его компоненты: способ подготовки, способ совершения преступления и способ сокрытия его следов. В этой связи существенное значение для методики расследования экономических организованных преступлений имеет установление признаков, свойственных способу легализации незаконных денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем. Указанные признаки можно объединить в три группы соответственно этапам развития преступления: признаки способов легализации преступных доходов, связанные с использованием приемов, действий, операций, методов воздействия при подготовке к легализации; признаки способов легализации преступных доходов, связанные с использованием приемов по изъятию (завладению) легализуемого (денежных средств, иного имущества); признаки способов легализации преступных доходов, связанные с использованием приемов, операций (методов воздействия) по заранее предусмотренному сокрытию (маскировки) криминальной технологии легализации.
Безусловно, в ряде случаев одни и те же признаки могут одновременно указывать на действия, связанные с подготовкой к легализации преступных доходов, их изъятием и сокрытием.
Организаторы преступной деятельности при подготовке к легализации преступных доходов используют следующие типичные приемы, действия, операции, связанные с: созданием лжебанков, лжефирм, фирм-посредников, совместных предприятий, основанных на смешанной форме собственности, предприятий, основанных на собственности юридических лиц и граждан других государств, фиктивных компаний в зарубежных странах; помещением денежных средств на счета отечественных банков с "дроблением" сумм; незаконным получением банковских кредитов с целью перевода их в зарубежные банки; совершением бартерных сделок; заключением бестоварных контрактов с иностранными фирмами на оказание различного рода услуг информационно-справочного характера; использованием авансовых платежей по фиктивным маркетинговым и иным услугам; хищением стратегического государственного сырья и материалов с целью их последующего контрабандного перемещения; созданием фиктивных иностранных фирм в оффшорных зонах.
Ими используются как физические, так и психические методы воздействия на должностных лиц властно-управленческих структур, государственных предприятий с целью вовлечения их в преступную деятельность, связанную с легализацией преступных доходов.
Проведенные исследования позволяют выделить типичные приемы, операции, направленные на сокрытие (маскировку) способов легализации преступных доходов, в частности, это: подлоги в банковских и бухгалтерских документах; манипуляции с расчетными счетами лжефирм или лжесчетами юридических и физических лиц, незарегистрированными расчетными счетами субъектов предпринимательской деятельности; телеграфные денежные переводы в адрес фиктивных юридических лиц или электронные переводы иностранной валюты в оффшорные банки, фиктивным фирмам зарубежных государств; банковские платежи по сделкам фиктивным инвесторам; заключение псевдосделок за предоставление маркетинговых, консультативных услуг и др.
В. Корж,
доцент Национального университета внутренних дел,
кандидат юридических наук (г. Харьков, Украина)
"Российская юстиция", N 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типичные способы легализации преступных доходов. Сравнительный анализ законодательства России и Украины
Автор
В. Корж - доцент Национального университета внутренних дел, кандидат юридических наук (г. Харьков, Украина)
"Российская юстиция", 2002, N 4, стр.62