Вопросы уплаты налога на пользователей автомобильных дорог банками в 2002 году
Основные проблемы, связанные с исчислением и уплатой банками в 2002 году налога на пользователей автодорог, возникают с вступлением в силу с 1 января 2002 года главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.
Это вызвано тем, что особенности исчисления налога на пользователей автомобильных дорог, предусмотренные инструкцией МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (далее - Инструкция N 59), имеют отсылочную норму на Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490 (далее - Положение N 490), которое с 1 января 2002 года не применяется для расчета налоговой базы по налогу на прибыль.
Вместе с тем Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" содержит положения о необходимости приведения нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ в соответствие с данным Федеральным законом.
В связи с этим на основании соответствующего поручения Правительства РФ МНС России направило в Минфин России перечень нормативных правовых актов, требующих внесения изменений или подлежащих отмене, в том числе и Положение N 490.
При определении налоговой базы по налогу на пользователей автодорог, несомненно, возникнут проблемы, связанные с применением положений ст.290 НК РФ, регламентирующей особенности определения доходов банков, поскольку первая часть статьи содержит отсылочные нормы к статьям 249 и 250 НК РФ, раскрывающим понятия доходов от реализации и внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.
Ввиду указанных коллизий законодательных актов - НК РФ и Закона РФ от 18.10.91 (в редакции от 23.03.2001) N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О дорожных фондах"), которым установлен налог на пользователей автомобильных дорог - и возникают вопросы по налогу на пользователей автомобильных дорог в части определения объекта налогообложения (если исходить из особенностей исчисления налога в соответствии со ст.290 НК РФ). Эти положения не предусматривают включения в него выручки от реализации имущественных прав (ст.249 НК РФ) и внереализационных доходов (ст.250 НК РФ).
При этом ряд доходов, которые подлежали обложению налогом на пользователей автомобильных дорог до 2002 года на основании соответствующих нормативных правовых актов, с 1 января 2002 года отнесены к внереализационным доходам.
Таким образом, определенно можно сказать лишь о том, что ст.290 НК РФ не должна применяться при исчислении налога на пользователей автодорог как устанавливающая особенности определения доходов банка (так как содержит взаимоисключающие друг друга положения главы 25 НК РФ и Закона "О дорожных фондах "), до тех пор пока МНС России (по согласованию с Минфином России) не будут внесены изменения в Инструкцию N 59 в связи с вступлением в силу главы 25 НК РФ.
Также хотелось обратить внимание на то, что поскольку до 1 января 2001 года изменения в Инструкцию N 59 не внесены и не вступили в силу (в том числе из-за продолжительного согласования позиций ведомств), у банков и других кредитных организаций отсутствуют основания для применения норм главы 25 НК РФ в целях исчисления налога на пользователей автомобильных дорог без соответствующих указаний и разъяснений МНС России по данному вопросу. При этом неприменение Положения N 490 для расчета налога на прибыль не означает автоматического прекращения существования для банков объекта налогообложения по налогу на пользователей автодорог, налоговая база которого состоит из перечня доходов, указанных в разделе I Положения N 490.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в Закон РФ "О дорожных фондах " не вносились какие-либо изменения, касающиеся вступления в силу главы 25 НК РФ, до введения соответствующих изменений в Инструкцию N 59 банки и другие кредитные организации должны уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог со следующих доходов:
1) суммы начисленных и полученных процентов по кредитным ресурсам, размещенным банком, включая доходы, полученные банком от увеличения на три пункта процентов (маржи) по централизованным кредитам, предоставляемым через банк предприятиям и организациям Центральным банком Российской Федерации;
2) комиссионные и иные сборы (платы) за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие банковские операции, в том числе за услуги по осуществлению корреспондентских отношений;
3) платы за услуги, оказываемые банком клиентам за открытие и ведение их расчетных, текущих, валютных, ссудных и иных счетов, выдачу (получение) наличных денег, а также за оказание информационных, консультативных, экспертных и других услуг;
4) доходов, полученных банком от проведения форфейтинговых, факторинговых, доверительных (трастовых) операций;
5) доходов, полученных банком по гарантийным и акцептным операциям;
6) платы за услуги, оказываемые банком населению;
7) платы за инкассацию, за перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов;
8) доходов, полученных банком за работу по размещению государственных ценных бумаг и резервов федерального казначейства Российской Федерации и его территориальных органов;
9) доходов, полученных банком по операциям с ценными бумагами, включая операции по их размещению и управлению, и иным операциям на фондовом рынке;
10) доходов от проведения банком операций с иностранной валютой, драгоценными металлами и с иными валютными ценностями, включая комиссионные сборы по операциям, связанным с покупкой и продажей валюты за счет и по поручению клиентов;
11) платы, получаемой банками, за выполнение функции агентов валютного контроля;
12) разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, выпускаемых банком (за исключением продажи акций при формировании уставного капитала, когда сумма такой разницы рассматривается в качестве добавочного капитала банка);
13) разницы между ценой реализации и ценой приобретения ценных бумаг, включая государственные ценные бумаги (за исключением доходов по государственным краткосрочным бескупонным облигациям);
14) денежных и основных средств, материальных и нематериальных активов, безвозмездно передаваемых банку юридическими и физическими лицами;
15) доходы от приобретенных или арендуемых банком брокерских мест на биржах;
16) сумм, перечисленных банку клиентами, в счет возмещения телеграфных, почтовых и иных услуг связи;
17) прочих доходов, полученных в результате осуществления иной деятельности (за исключением доходов, не относящихся к банковским операциям и сделкам), а также других доходов, предусмотренных положениями главы II Инструкции N 59.
При этом, как и ранее, в налоговую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог не должны включаться:
- излишки кассы банка;
- проценты и комиссионные сборы, полученные банком по операциям за прошлые годы;
- востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые годы;
- суммы восстановленных резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг.
В заключение следует отметить аналогичную ситуацию и по сбору за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний, поскольку в соответствии с Инструкцией N 59 и Инструкцией МНС России от 29.06.2000 N 63 объекты налогообложения по налогу на пользователей автодорог и данному сбору включают доходы от соответствующих операций, предусмотренных в разделе I Положения N 490.
М.А. Высоцкий,
советник налоговой службы I ранга,
Департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборота
и налога с продаж МНС России
"Российский налоговый курьер", N 5, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99