В главу 25 НК РФ ожидаются существенные поправки
Вышли в свет Методические рекомендации МНС России по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Текст Методических рекомендаций см. на сайте журнала www.rnk.ru в разделе "Документы". - Примечание редакции). Редакция "Российского налогового курьера" обратилась к главному разработчику Методических рекомендаций руководителю Департамента налогообложения прибыли МНС России Карену Иосифовичу Оганяну с просьбой ответить на некоторые вопросы, связанные с внесением поправок в главу 25 Налогового кодекса, а также с выходом в свет новых документов.
- Уважаемый Карен Иосифович, почему Методические рекомендации появились только сейчас, спустя полтора месяца после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса?
- Это очень сложная глава, и поэтому подготовка рекомендаций потребовала серьезной работы и значительного количества времени. Учитывая специфику нашей работы (необходимо пройти ряд согласований), процесс несколько затянулся. Кроме того, поскольку в главу 25 Налогового кодекса планируется внесение поправок, были сомнения, выпускать Методические рекомендации до внесения поправок или подождать и выпустить Методические рекомендации с учетом поправок. Однако, учитывая, что рассмотрение поправок периодически откладывается, было принято решение выпускать Методические рекомендации по действующей редакции Налогового кодекса.
- Когда ожидается принятие поправок?
- Прогнозы давать очень сложно, но по самым оптимистичным прогнозам - в марте текущего года.
- Если поправки будут приняты, с какого момента они вступят в силу: со следующего года или с начала текущего?
- По всей вероятности, поправки будут приняты задним числом, то есть с 1 января 2002 года, так как они улучшают положение налогоплательщиков. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 части первой Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, если они улучшают положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу. Если же в поправках будут содержаться изменения, ухудшающие положение налогоплательщика по сравнению с ныне действующей редакцией главы 25, эти изменения будут применяться со следующего года.
- Невзирая на появление Методических рекомендаций, остается много вопросов по применению главы 25. Почему в Методических рекомендациях нет комментариев к наиболее сложным для восприятия статьям? В первую очередь речь идет о статье 319, касающейся порядка оценки остатков незавершенного производства, и статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ о переходных положениях.
- Действительно, в Методических рекомендациях не прокомментирован целый ряд вопросов. Кроме тех, которые вы назвали, не прокомментирован, например, вопрос о порядке уплаты ежемесячных авансовых платежей. Это обусловлено тем, что в действующей редакции главы 25 содержится ряд положений или вовсе не реализуемых, или технически сложно реализуемых. Поэтому давать какие-либо комментарии к таким положениям весьма не просто, а зачастую практически невозможно. Что касается проблемы авансовых платежей, если механизм не может работать изначально, то работать он не будет, как бы его не разъясняли. Поскольку ожидаются существенные поправки в главу 25 Налогового кодекса, в частности в статьи 286, 287 и 319, а также в статью 10 Закона N 110-ФЗ, то мы их будем разъяснять после принятия поправок.
- Скажите, пожалуйста, как налогоплательщикам строить свой налоговый учет до принятия поправок?
- В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательного применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. МНС России, в свою очередь, разработало и рекомендовало к использованию налогоплательщиками регистры налогового учета, размещенные на сайте www.nalog.ru. В настоящее время перечень регистров не полный. Постепенно в него будут вноситься изменения и дополнения. Кроме того, организации вправе самостоятельно разрабатывать дополнительные регистры, учитывая специфику своей деятельности. Надеюсь, что регистры налогового учета позволят налогоплательщикам определиться с принципами построения налогового учета. Механизм ведения налогового учета будет совершенствоваться, и все рекомендации будут своевременно доводиться до сведения налогоплательщиков.
- Вопрос, который часто возникает у бухгалтеров, касается отнесения на расходы затрат на ремонт арендуемых основных средств в соответствии со статьей 260 Налогового кодекса. Если у организации, не указанной в подпункте 1 пункта 1 названной статьи, нет собственных основных средств, но есть арендуемые, может ли она включить в расходы затраты на ремонт арендованных основных средств на основании пункта 3 статьи 260?
- Норматив расходов на ремонт основных средств составляет 10 процентов и рассчитывается исходя из стоимости собственных основных средств. Если нет базы для расчета норматива, то есть она равна нулю, то и сумма норматива равна нулю. Справедлив такой подход или нет, тем не менее это - положение закона и его надлежит исполнять.
- В Методических рекомендациях к подпункту 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, касающемуся включения в расходы арендных платежей, написано, что арендные платежи включаются в расходы арендатора независимо от государственной регистрации договора аренды. Налогоплательщики, конечно, скажут вам за это спасибо. Однако пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса установлено, что договор аренды считается заключенным с момента государственной регистрации. Нет ли здесь противоречия?
- По моему мнению, противоречие есть. Но Высший Арбитражный Суд Российской Федерации утверждает обратное. Мы неоднократно беседовали с судьями, пытаясь объяснить нашу позицию. Но либо у них имеются принципиальные разногласия, либо они просто не хотят ломать сложившуюся судебную практику. В конечном итоге последнее слово остается за судом. Если мы не будем признавать расходы по аренде до регистрации договора, плательщики будут обращаться в суд и у нас эти суммы отсуживать, что неоднократно подтверждалось практикой. И, кроме того, следует учитывать положения Налогового кодекса: в статье 264 нет увязки признания расходов на аренду с государственной регистрацией договора аренды.
- Следующий вопрос касается двусмысленности положения о нормировании расходов на рекламу в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса: какие рекламные расходы нормируются? Все или только не перечисленные в этом пункте? В Методических рекомендациях это не прокомментировано.
- Нормироваться будут расходы, которые не поименованы в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса, то есть прочие расходы.
По данному поводу высказывались разные мнения. Мы пришли к выводу, что это положение в Кодексе очень нечетко прописано и неоднозначно трактуется, вследствие чего имеет двоякий смысл. И учитывая, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 части первой Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика, не приходится рассчитывать на то, что нам удалось бы нормировать все рекламные расходы. Иначе получилось бы, что по всем положениям Кодекса содержится смягчение налогового бремени, а по этой позиции идет резкое ухудшение. Естественно, это недочет технического характера, его предполагается устранить с внесением технических поправок, которые будут действовать с 1 января 2002 года.
- В заключение скажите, пожалуйста, каких еще документов, касающихся налога на прибыль, следует ожидать налогоплательщикам в ближайшем будущем?
- В первую очередь это, конечно, поправки в главу 25 Налогового кодекса. А уже на основании этих поправок будут вноситься изменения соответственно в налоговую декларацию, инструкцию по заполнению налоговой декларации и в Методические рекомендации. Пожалуй, это самые значительные документы. Кроме того, как и обычно, мы будем отвечать на запросы налогоплательщиков, налоговых органов и выпускать письма массового характера.
К.И. Оганян,
государственный советник налоговой службы III ранга,
Департамент налогообложения прибыли и бухгалтерского учета
для целей налогообложения МНС России
"Российский налоговый курьер", N 6, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99