Наш судоремонтный завод производит ремонт морских судов по заказам иностранных компаний по валютным контрактам. В течение 1998-2000 гг. завод произвел ремонт ряда судов, находящихся в бербоут-чартере, но под российским флагом. Согласно Инструкции ГНС РФ N 39 завод относил такие услуги к экспортируемым, так как заказчиками выступали иностранные компании - фрахтователи по бербоут-чартеру. Налоговая инспекция не имела претензий к предприятию. Однако при очередной плановой проверке за 3 года налоговая инспекция стала трактовать данный вопрос по-другому: услуги по ремонту морских судов, которые ходят под российским флагом, не важно, что получателем услуг является иностранное юридическое лицо, не относятся к экспортным услугам. Прошу разъяснить этот вопрос.
Статьей 5 Закона о налоге на добавленную стоимость экспортируемые работы освобождались от НДС. Пунктом 14 Инструкции Госналогслужбы России N 39 было разъяснено, что для целей налогообложения экспортируемыми считались ремонтные работы по обслуживанию только иностранных судов.
В период с 1998 по 2000 год вопрос национальной принадлежности морского судна регулировался следующими правовыми нормами:
- пунктом 2 Положения о Государственном флаге РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2126, согласно которому Государственный флаг РФ поднимается только на судах, внесенных в Государственный судовой реестр РФ;
- статьей 4 Конвенции об условиях регистрации судов от 7 февраля 1986 г., согласно которой суда плавают под флагом только одного государства и имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать, при этом судно не может переменить свой флаг, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации;
- статьей 17 Кодекса торгового мореплавания РФ, в соответствии с которой судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом РФ, имеет национальность Российской Федерации (нормы Кодекса вступили в силу с 1 мая 1999 г.).
Таким образом, ремонт на территории Российской Федерации морских судов, плававших под российским флагом и зарегистрированных как собственность российских юридических лиц, не дает оснований расценивать указанные суда в качестве иностранных.
То обстоятельство, что суда в период ремонтных работ находились во временном пользовании у иностранных лиц на основании договора аренды (фрахта), не изменяет правового статуса этих судов и, следовательно, не влияет на порядок налогообложения оборотов, связанных с их ремонтом.
Следовательно, услуги по ремонту морских судов, которые ходили под российским флагом, не относились к экспортным услугам, и обороты по их реализации в указанный период подлежали обложению НДС (см. также постановление Президиума ВАС РФ от 18 августа 1998 г. N 2217/98).
Начиная с 1 января 2001 г. платежи за ремонтные работы по обслуживанию как иностранных, так и российских морских судов НДС не облагаются на основании подп.23 п.2 ст.149 НК РФ.
Г. Кузьмин,
ведущий эксперт "БП"
1 апреля 2002 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 15, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.