О некоторых аспектах защиты чести и достоинства военнослужащих в
период прохождения ими военной службы
В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст.7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общевоинскими уставами.
Взаимоотношения между военнослужащими характеризуются единоначалием, суть которого состоит в том, что командир (начальник) наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возлагается персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего (ст.30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). Командир, как единоначальник, вправе единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Таким образом, командир руководит деятельностью подчиненных военнослужащих и имеет право вмешиваться в их служебную деятельность.
В то же время Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ ограничено право прямых начальников вмешиваться в исполнение обязанностей подчиненными военнослужащими при несении ими гарнизонной и караульной служб (например, в соответствии со ст.184 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации часовой подчиняется строго определенным лицам: начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему).
Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" предусмотрено, что военнослужащий внутренних войск при несении службы, исполняя возложенные на него обязанности, руководствуется только законом, является представителем власти и находится под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в законные действия военнослужащего внутренних войск, кроме лиц, прямо уполномоченных на то указанным Законом. Никто не имеет права принуждать военнослужащего внутренних войск исполнять обязанности, которые не возложены Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" на внутренние войска (ст.40).
Федеральным законом "О государственной охране" установлено, что никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников федеральных органов государственной охраны (ст.19).
Органы военной прокуратуры не имеют права вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих. В пределах предоставленных им полномочий они осуществляют надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.
Конституция Российской Федерации исходит из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2) и что признание достоинства личности - основа всех его прав и свобод и необходимое условие их существования и соблюдения. Достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации).
Честь, достоинство военнослужащего являются нематериальными благами, приобретаемыми им в силу рождения. Они существуют независимо от их правовой регламентации, неотчуждаемы и непередаваемы другим лицам.
Под честью понимается объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств личности, а достоинство - это самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (субъективная оценка личности).
Любое преступное посягательство на личность, ее права и свободы является одновременно и наиболее грубым посягательством на человеческое достоинство, поскольку человек как жертва преступления становится объектом произвола и насилия. Государство, обеспечивая особое внимание к интересам и требованиям потерпевшего от преступления, обязано способствовать устранению нарушений его прав и восстановлению достоинства его личности. Такая обязанность государства в полной мере соответствует Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. 40/34, согласно которой обеспечение потерпевшему доступа к правосудию должно сочетаться со справедливым обращением и признанием его достоинства (п.4).
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлениях от 3 мая 1995 г., от 2 февраля 1996 г. и от 16 мая 1996 г., ограничение доступа к правосудию для защиты прав и свобод является одновременно и ограничением фундаментального права на защиту достоинства личности. Это тем более относится к жертвам преступлений.
В ст.63 УК РФ совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности (например, исполнение обязанностей военной службы военнослужащим) или выполнением общественного долга рассматривается в качестве обстоятельства, отягчающего наказание. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со ст.37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" исполнением обязанностей военной службы могут быть признаны иные действия военнослужащего (кроме перечисленных в указанной статье), признанные судом совершенными в интересах общества и государства.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" в п.2 ст.5 предусмотрено, что оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действия (бездействие), перечисленные в п.2 ст.5 указанного Федерального закона, в зависимости от состава совершенного правонарушения влекут уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность.
Так, например, УК РФ предусмотрена уголовная ответственность:
а) за клевету, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ч.1 ст.129). Обязательным элементом клеветы является распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений о конкретных фактах, касающихся потерпевшего;
б) за оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ч.1 ст.130). Оскорбление представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, имеющую обобщенный характер и унижающую его честь и достоинство.
Если лицо, распространяющее ложные измышления, добросовестно заблуждалось относительно соответствия действительности распространяемых им сведений, однако высказывания его носили оскорбительный характер, оно может быть привлечено к уголовной ответственности за оскорбление, а не за клевету (п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 1979 г. N 4 (в редакции от 21 декабря 1993 г., с изменениями от 25 октября 1996 г.).
Оскорбление одним военнослужащим другого является преступлением против чести и достоинства, предусмотренным ст.336 УК РФ. Унижение чести и достоинства по способу совершения может быть устным, письменным либо в виде различных действий (срывание знаков различия, пощечина, плевок и т.п.), совершенных как публично, так и наедине с потерпевшим.
Неприличная форма оскорбления состоит в унижении чести и достоинства в циничных выражениях или действиях, противоречащих общепринятым нормам морали, нравственности и воинской этики. Действия (высказывания и др.), унижающие честь и достоинство личности, могут быть основаны на реальных фактах и обстоятельствах, относящихся к потерпевшему, но выраженные в неприличной форме, они образуют состав рассматриваемого преступления.
При квалификации оскорбления и разграничении оскорбления - как общеуголовного преступления и как преступления против военной службы следует придерживаться мнения, высказанного доктором юридических наук, профессором Х.М. Ахметшиным, который отмечает, что оскорбление, квалифицируемое по ст.336 УК РФ, может быть совершено не только в расположении воинской части и в служебное время, но и вне расположения воинской части, во время нахождения в увольнении, командировке и т.п. Однако независимо от места и времени совершения воинским преступлением признается оскорбление, нанесенное одним военнослужащим другому в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы либо при исполнении потерпевшим или виновным этих обязанностей.
Если оскорбление нанесено на почве сугубо личных взаимоотношений между военнослужащими, не связано с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы и в момент нанесения оскорбления ни потерпевший, ни виновный не находились при исполнении этих обязанностей (например, оскорбление, нанесенное на почве ревности, когда военнослужащие находились на семейном вечере), оно не может быть признано воинским преступлением. Такое оскорбление может быть квалифицировано по ст.130 УК РФ (Преступления против военной службы: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Петухова. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002. - С.43).
В соответствии с ч.2 ст.336 УК РФ оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок. В данном случае УК РФ одинаково защищает честь и достоинство как начальников от посягательств подчиненных, так и подчиненных от посягательств начальников, что соответствует требованиям ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом.
Защита чести и достоинства граждан (в том числе военнослужащих), помимо уголовной, в ряде случаев предусматривает и гражданско-правовую ответственность, в частности за распространение сведений, порочащих честь и достоинство граждан.
На практике часто возникает вопрос о том, что следует понимать под распространением сведений, порочащих честь и достоинство гражданина (военнослужащего).
В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших при применении судами дел о защите чести, достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" от 18 августа 1992 г. N 11 (в редакции от 21 декабря 1993 г. N 11, с изменениями от 25 апреля 1995 г.) порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждение о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту, другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, о котором указывается в ст.152 ГК РФ, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.
Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.
Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.
Порядок опровержения указанных сведений осуществляется в соответствии со ст.44 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и предусматривает следующие правила.
В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.
Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемые сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемые сообщение или материал. Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.
Опровержение должно последовать:
1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, - в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;
2) в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.
В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.
В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:
является злоупотреблением свободой массовой информации;
противоречит вступившему в законную силу решению суда;
является анонимным.
В опровержении может быть отказано:
если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;
если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.
Отказ в опровержении либо нарушение установленного указанным Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
2) если они получены от информационных агентств;
3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с указанным Законом;
6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
За непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Так, в соответствии со ст.5.13 КоАП РФ непредоставление возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата до окончания срока предвыборной агитации в случае обнародования (опубликования) в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, если в соответствии с федеральным законодательством о выборах и референдумах предоставление такой возможности является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
К.В. Фатеев,
подполковник юстиции, профессор кафедры уголовного
права Военного университета, кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 3, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О некоторых аспектах защиты чести и достоинства военнослужащих в период прохождения ими военной службы
Автор
К.В. Фатеев - подполковник юстиции, профессор кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 3