"Ведь нужен нам берег турецкий..." (оплата поездок
военнослужащих за границу за счет государства)
В последнее время в редакцию нередко приходят письма с просьбами разъяснить порядок оплаты государством стоимости авиаперелета (или же стоимости поездки по железной дороге, на автобусе и т.п.) за пределы Российской Федерации. Военнослужащие приобретают путевку какой-либо туристической компании, например "ВСК - Тур", собираясь во время очередного отпуска отдохнуть с семьей где-нибудь на Кипре. При этом в стоимость путевки входит авиаперелет (к примеру, Москва-Кипр-Москва). И возникает вполне закономерный вопрос: а обязана ли воинская часть на основании п.1 ст.20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" оплатить военнослужащему и членам его семьи стоимость авиаперелета, так как получается, что проезд к месту отпуска был оплачен военнослужащим?
Вопрос оплаты стоимости проезда при следовании в отпуск за пределы Российской Федерации в настоящее время недостаточно четко урегулирован как федеральными законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами. Впрочем, действовать "по умолчанию" - это традиционно излюбленный прием наших властей, причем как законодательной, так и исполнительной ветви власти: если вопрос достаточно сложный и острый, лучше его вообще обойти стороной, авось потом с гражданами как-нибудь "на местах" или в судах разберутся, а потом, когда уже сложится та или иная практика, можно вопрос и законодательно урегулировать.
Воинская часть в полном размере не обязана, да и не имеет права возмещать стоимость проезда военнослужащих и членов их семей к местам проведения отпуска в населенные пункты, расположенные за пределами Российской Федерации и республик бывшего СССР (стран СНГ и Балтии). Как правило, при следовании военнослужащих за границу оплачивается в лучшем случае лишь стоимость проезда по территории России, что, по мнению автора статьи, совершенно неправомерно. При следовании лиц, имеющих право на бесплатный проезд, к местам проведения отпуска в населенные пункты, расположенные за пределами Российской Федерации и республик бывшего СССР, оплата авиаперелета может быть произведена пропорционально пути следования по территории Российской Федерации и указанных стран (в воздушном пространстве) к общему расстоянию и обратно. Соответственно при проезде железнодорожным транспортом - пропорционально пути следования по территории Российской Федерации и указанных стран к общему расстоянию и обратно. Данный вывод основан на следующих логических предпосылках, основанных на положениях действующего законодательства.
Порядок реализации п.1 ст.20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлен постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" от 20 апреля 2000 г. N 354 (с изменениями от 19 октября 2001 г.). В целях реализации льгот военнослужащих по проезду Министром обороны Российской Федерации издан приказ "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" от 8 июня 2000 г. N 300. Ни указанным Федеральным законом, ни перечисленными выше нормативными правовыми актами не оговорена возможность оплаты проезда военнослужащих при их следовании за границу, даже оплата части пути, пролегающей по территории (воздушному пространству) республик бывшего СССР (стран Содружества Независимых Государств и Балтии). Оплата пути следования по территории республик бывшего СССР (стран Содружества Независимых Государств и Балтии) прямо предусмотрена только в нормативных правовых актах Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее в тексте - ФПС России) и Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее в тексте - ФСО России). Так, пп.12 и 13 Инструкции, утвержденной приказом ФПС России "О порядке возмещения в Пограничной службе Российской Федерации расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), а также их личного имущества" от 22 февраля 2003 г. N 108 предусматривают, что при следовании лиц, имеющих право на бесплатный проезд, к местам проведения отпуска (на лечение) в населенные пункты, расположенные за пределами Российской Федерации и республик бывшего СССР (стран Содружества Независимых Государств и Балтии), оплата проезда производится пропорционально пути следования по территории (в воздушном пространстве) Российской Федерации и указанных стран к общему расстоянию и обратно. При этом при приобретении военнослужащими проездных или перевозочных документов в валюте других стран расходы возмещаются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день приобретения перевозочных документов, а в случае отсутствия в перевозочных документах даты приобретения - на день выезда, указанный в перевозочных документах. Аналогичную норму предусматривает и п.14 Инструкции, утвержденной приказом ФСО России "О возмещении расходов, связанных с перевозкой военнослужащих ФСО России, граждан, уволенных с военной службы из ФСО России, и членов их семей, а также их личного имущества" от 21 июня 2001 г. N 227.
Тем не менее автор данной статьи основывает свой вывод о необходимости оплаты проезда (авиаперелета) пропорционально пути следования по территории (в воздушном пространстве) Российской Федерации и указанных стран к общему расстоянию и обратно всем военнослужащим (а не только проходящим военную службу в ФПС России и ФСО России) не на основании аналогии закона, а на основании имеющейся судебной практики. Так, в постановлении Президиума областного суда N 44Г-99 (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2001 г. по гражданским делам, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2001 г.) указано следующее. Поскольку истец является военнослужащим и на момент подписания Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, то на него распространяются все права и льготы, предусмотренные ранее законодательством Союза ССР в отношении военнослужащих, в том числе в части возмещения затрат на проезд к месту проведения отпуска в пределах территории бывшего Союза ССР.
Судебная коллегия по гражданским делам областного суда отменила решение суда первой инстанции об удовлетворении иска военнослужащего Б. к высшему военному инженерному училищу о взыскании расходов на оплату проезда его и семьи к месту отдыха по территории Украины и в иске отказала. Принимая такое решение, судебная коллегия сослалась на то, что в соответствии с п.9 ст.20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" расходы на проезд и перевозку личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возмещаются Министерством обороны Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 6 июля 1994 г. N 806, действовавшему на момент рассмотрения спора судом, Министерство обороны Российской Федерации при реализации льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих", осуществляет оплату проезда (в том числе и проезда в отпуск) по территории Российской Федерации.
Президиум областного суда удовлетворил протест заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, отменил определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда и оставил в силе решение суда первой инстанции, указав следующее.
В силу ст.1 Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (подписанного 14 февраля 1992 г. в Минске), которое имеет статус международного договора, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в своем решении от 15 апреля 1999 г. N 01-1/5-98 дал следующее толкование приведенной выше статьи Соглашения: "Статья 1 Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей содержит договорное условие, согласно которому для лиц, состоявших на день подписания Соглашения - 14 февраля 1992 г. на военной службе, а также членов их семей продолжают действовать нормы законодательства бывшего Союза ССР в части возмещения затрат на проезд к месту проведения отпуска в пределах территории бывшего Союза ССР".
В силу ст.10.5 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств государство либо орган или институт Содружества, в отношении которого принято решение коллегии Экономического Суда, обязано его исполнить.
Что касается вывода относительно невозможности полной оплаты стоимости проезда (авиаперелета) в другие зарубежные страны (исключая страны Содружества Независимых Государств и Балтии), он основывается на доводах, указанных в упомянутом Решении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1999 г. N 01-1/5-98. Так, в нем указано, что при рассмотрении вопроса о соотношении Соглашения от 14 февраля 1992 г. с национальным законодательством государств - участников Содружества Суд исходит из следующего:
"... г) понимая термин "уровень прав и льгот", употребляемый в статье 1 Соглашения как непосредственно относящийся к объему и характеру материальных благ, получаемых управомоченным лицом, Суд считает, что в данном случае должен быть применен территориальный критерий и, следовательно, право совершения бесплатных поездок в отпуск предполагает его использование на всей территории соответствующего государства, включая анклавы, если таковые имеются, но не на территории иных государств (здесь и далее выделено автором статьи);
д) государства - участники Содружества путем принятия Соглашения от 14 февраля 1992 года сочли необходимым сохранить за лицами, находившимися на день подписания Соглашения на воинской службе и обладавшими статусом военнослужащего, уровень прав и льгот, которыми они пользовались на основе законодательства бывшего Союза ССР, т.е. применительно к предмету толкования - право на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно в пределах территории СССР".
Таким образом, методом логического и грамматического толкования Суд установил, что правило, содержащееся в ст.1 Соглашения от 14 февраля 1992 г., применительно к порядку и условиям оплаты проезда военнослужащих в отпуск и обратно следует рассматривать как сохранение действия льготы, установленной ранее. В намерения государств - участников Содружества не входило предоставление военнослужащим права, которое по своему уровню, т.е. объему и характеру получаемых материальных благ, существенно превосходило бы возможности, предоставленные военнослужащим законодательством Союза ССР. Суд считает, что как и ранее действовавшее законодательство, так и общее правило, сформулированное в Соглашении от 14 февраля 1992 г., исходит из принятых соответствующим государством на себя расходов на проезд военнослужащего в отпуск в пределах этого конкретного государства. Поездки военнослужащих в отпуск за границу должны оплачиваться за счет личных средств военнослужащего, хотя в целях усиления социальной защиты военнослужащих и их дополнительного поощрения национальное законодательство может предусматривать и иное.
Действующее законодательство Российской Федерации в настоящее время не предусматривает полную оплату поездок военнослужащих в отпуск за границу (кроме стран СНГ) за счет государства.
А.В. Михайлов,
майор юстиции,
офицер юридической службы Вооруженных Сил РФ
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ведь нужен нам берег турецкий..." (оплата поездок военнослужащих за границу за счет государства)
Автор
А.В. Михайлов - майор юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил РФ
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 10