Государственная регистрация воинских частей как юридических лиц
В соответствии со ст.51 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации*(1) в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (далее - Закон), из ст.26 которого следует, что организации, не внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, с 1 января 2003 г. не могут быть признаны юридическими лицами.
Таким образом, Закон разрешил многочисленные теоретические дискуссии и споры о том, являются ли воинские части юридическими лицами: воинские части с 1 января 2003 г. признаются юридическими лицами только при условии внесения в Единый государственный реестр юридических лиц. Рассуждения о том, что воинским частям присущи признаки юридического лица, указанные в п.1 ст.48 ГК РФ, а также о том, что в момент создания большинства из них государственная регистрация не требовалась, с 1 января 2003 г. не могут являться доказательствами отнесения их к юридическим лицам*(2).
В соответствии с п.3 ст.26 Закона на уполномоченных лиц юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 г. включительно, возлагалась обязанность до 1 января 2003 г. представить в регистрирующий орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) следующие сведения и документы о юридическом лице:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование;
- организационно-правовая форма;
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
- сведения об учредителях юридического лица;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В письме МНС России от 6 ноября 2002 г. N 09-0-08/3287-АЛ752 предлагалось подать такие же сведения воинским частям - юридическим лицам, не прошедшим государственную регистрацию. На основании поданных сведений вносилась запись в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом в ряде случаев возникала парадоксальная ситуация: регистрирующий орган МНС России выдал свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц воинской части без указания ее организационно-правовой формы, несмотря на то, что такой организационно-правовой формы юридического лица как "воинская часть" не предусмотрено ни ГК РФ, ни федеральными законами.
В то же время большинство воинских частей не могли представить все указанные МНС России сведения и получить статус юридического лица по причинам объективного характера: отсутствие документов, в которых определена их организационно-правовая форма; отсутствие учредительных документов (уставов, общего положения об организациях данного вида) и др.
Не являясь юридическими лицами, такие воинские части с 1 января 2003 г. не могут быть признаны обладающими гражданской правосубъектностью, т.е. не могут быть правомочными участниками гражданских правоотношений. Указанное обстоятельство создает для воинских частей целый ряд проблем, связанных с защитой своих интересов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, заключением договоров, получением лицензий на отдельные виды деятельности и т.д.
Нет правовых оснований и для признания воинских частей филиалами (представительствами) юридического лица (например, Министерства обороны Российской Федерации*(3)). В соответствии с п.3 ст.55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. В Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, являющемся основным учредительным документом Министерства обороны как юридического лица, не содержится нормы о вхождении в его состав воинских частей. Не содержат подобную норму и федеральные законы, нормативные правовые акты Российской Федерации. В соответствии с п.1 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации является центральным органом военного управления и состоит из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру. Но указанные подразделения Министерства обороны Российской Федерации также нельзя признать его филиалами (представительствами), так как наименование и место нахождения подразделений Министерства обороны Российской Федерации в Положении не указаны, Министерство обороны Российской Федерации государственную регистрацию в качестве юридического лица не проходило, на налоговом учете по месту нахождения своих подразделений не стоит. С учетом того, что Министерство обороны Российской Федерации не проходило государственную регистрацию, возникают большие сомнения в том, создано ли оно само как юридическое лицо и в какой организационно-правовой форме. Впрочем, этот вопрос не разрешен и для других федеральных органов исполнительной власти. По мнению автора, Министерство обороны Российской Федерации также должно пройти государственную регистрацию как юридическое лицо - ни ГК РФ, ни иные федеральные законы изъятий в отношении процедуры наделения гражданской правосубъектностью федеральных органов исполнительной власти не содержат.
Таким образом, имеется проблема, препятствующая нормальному функционированию воинских частей. Не претендуя на абсолютную истину, автор в настоящей статье предлагает один из возможных путей ее решения.
1. Необходимо определить, какие из воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации будут обладать статусом юридического лица, а какие будут филиалами (представительствами) юридических лиц.
С этой целью предлагается приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, флотами, армиями, флотилиями, командующего Воздушно-десантными войсками, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации создать комиссии, задачами которых являлись бы: определение правового статуса подчиненных (руководимых) воинских частей; разработка в кратчайшие сроки плана мероприятий по подготовке учредительных документов, государственной регистрации воинских частей и организация работы по выполнению этого плана.
По мнению автора, в качестве юридических лиц целесообразно зарегистрировать воинские части до соединения включительно, обладающие признаками юридического лица, установленными ст.48 ГК РФ. Подчиненные им (входящие в их состав) воинские части необходимо указать в учредительных документах как филиалы. Также подлежат государственной регистрации как юридические лица отдельные воинские части, в первую очередь предназначенные для обеспечения деятельности других воинских частей и соединений.
2. Определить организационно-правовую форму воинских частей как юридических лиц.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Из анализа абз.3 п.2 ст.48 ГК РФ можно сделать вывод, что воинские части, предприятия и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации как юридические лица могут создаваться и существовать в одной из трех организационно-правовых форм: федеральное государственное предприятие; федеральное казенное предприятие; государственное учреждение. При этом некоммерческие организации Вооруженных Сил Российской Федерации, к которым относятся воинские части, могут создаваться и существовать только в форме государственного учреждения.
3. Определить, что будет регистрироваться: создание или реорганизация воинских частей как государственных учреждений.
По мнению автора, воинские части, не подавшие до 1 января 2003 г. в территориальные органы МНС России указанные ранее сведения, не могут считаться созданными как юридические лица. Следовательно, они не могут быть и реорганизованы в формах, установленных ст.57 ГК РФ: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Также одним из аргументов в пользу сделанного вывода является то обстоятельство, что воинские части ранее не создавались и не реорганизовывались ни в одной из организационно-правовых форм, установленных ст.ст.48, 50 ГК РФ и федеральными законами.
Таким образом, регистрироваться будет создание воинских частей как государственных учреждений.
4. Разработать учредительные документы.
В соответствии со ст.52 ГК РФ и ст.14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" учредительными документами учреждения являются решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида (для воинских частей такое общее положение не разработано).
Таким образом, учредительными документами федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации являются решение о создании учреждения и устав. Учредительные документы федерального государственного учреждения Министерства обороны не должны содержать сведения, составляющие государственную тайну.
Полномочиями по принятию решения о создании федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации обладает Министр обороны Российской Федерации. В соответствии с подп.9 п.11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Министр обороны Российской Федерации создает, реорганизует и ликвидирует федеральные государственные учреждения Министерства обороны в пределах выделенных из федерального бюджета средств и установленной штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации. Решение о создании федерального государственного учреждения Министерства обороны должно быть оформлено приказом Министра обороны Российской Федерации.
Проект приказа Министра обороны Российской Федерации о создании федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации до представления на подпись должен быть согласован с Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации и Юридической службой Вооруженных Сил Российской Федерации.
ГК РФ и Федеральным законом "О некоммерческих организациях" установлено, что в учредительных документах учреждения должны определяться наименование учреждения (для федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации следует указывать условное наименование или несекретное действительное наименование), содержащее указание на характер его деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения учреждения (место его государственной регистрации), порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества учреждения, порядок внесения изменений в учредительные документы учреждения, порядок использования имущества в случае ликвидации учреждения содержатся сведения о филиалах и представительствах и иные положения, предусмотренные Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами. Такие сведения отражаются в уставе федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Как правило, устав учреждения состоит из нескольких глав: "Общие положения", "Цели и виды деятельности учреждения", "Имущество учреждения", "Организация деятельности учреждения", "Управление учреждением", "Ликвидация и реорганизация учреждения". Особое внимание следует уделить указанию видов деятельности. Естественно, что основные виды деятельности федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, раскрывающие его боевое предназначение и не относящиеся к гражданско-правовым отношениям, указывать не следует в первую очередь в целях недопущения раскрытия сведений, составляющих государственную тайну. Вполне достаточно указать предназначение и виды деятельности федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации по аналогии с общим предназначением и задачами Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в ст.10 Федерального закона "Об обороне". В качестве примера приведу такую формулировку:
"Войсковая часть 00000 создана Министерством обороны Российской Федерации для подготовки к вооруженной защите и вооруженной защиты целостности и неприкосновенности Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также иных задач в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Для достижения указанных целей войсковая часть 00000 осуществляет следующие виды деятельности:
организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки;
организация прохождения военной службы военнослужащими, а также работы гражданского персонала".
Обязательно следует указать все виды хозяйственной деятельности, осуществляемые учреждением, в том числе разрешенные виды деятельности, приносящей доход. ГК РФ (п.2 ст.298) предусматривается возможность предоставления учреждению права в соответствии с учредительными документами осуществлять приносящую доходы деятельность. При этом учреждение может осуществлять такую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям (п.3 ст.50 ГК РФ). Доходы, полученные учреждением от осуществления предпринимательской или иной приносящей прибыль деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Представляется целесообразным, чтобы Министр обороны Российской Федерации предоставил полномочия по утверждению уставов подчиненных федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотов, армий, флотилий, командующему Воздушно-десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации.
5. Осуществить государственную регистрацию федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 319 функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, возложены на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст.13 Закона).
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, их формы и порядок представления в регистрирующий орган установлены Законом и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" от 19 июня 2002 г. N 439.
В регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р11001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании". В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Заявителями могут являться следующие физические лица:
- руководитель учреждения или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель (учредители) юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа.
Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена;
б) решение о создании юридического лица (подлинник или нотариально заверенная копия);
в) учредительные документы (устав) юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
г) документ (квитанция) об уплате государственной пошлины. С 1 июля 2002 г. Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ установлена единая государственная пошлина за регистрацию юридических лиц в размере 2000 руб.
Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, кроме документов, предусмотренных Законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Заявления, уведомления и другие документы, используемые при государственной регистрации юридических лиц, представляются на бумажном носителе и, по возможности, в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются МНС России.
Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом.
В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.
Заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. На конверте рекомендуется сделать пометку "Регистрация".
Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке удостоверяется нотариально.
Пакет документов, как правило, сдается уполномоченному специалисту отдела регистрации юридических лиц соответствующего территориального органа МНС России.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Расписка (приложение к заявлению), в которой содержатся наименование и реквизиты документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, заполняется регистрирующим органом в 2 экземплярах. Один экземпляр остается в регистрационном деле юридического лица, второй экземпляр выдается (направляется) заявителю с указанием даты получения документов регистрирующим органом и подписью должностного лица регистрирующего органа. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001, подтверждающее факт внесения записи в государственный реестр. Созданному юридическому лицу присваивается тринадцатизначный государственный регистрационный номер записи.
Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации учреждения в государственные органы, определенные в приложении N 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации, и содержать основания отказа с обязательной ссылкой на указанные нарушения. Решение направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении и может быть обжаловано в судебном порядке.
После прохождения государственной регистрации в регистрационном деле федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, являющемся неотъемлемой частью единого государственного реестра юридических лиц, будут содержаться следующие сведения и документы:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование на русском языке;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес лица, имеющего право действовать от имени учреждения без доверенности, по которому осуществляется связь с учреждением;
г) способ образования учреждения (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях;
е) копии учредительных документов;
ж) сведения о правопреемстве - для учреждений, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для учреждений, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для учреждений, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы учреждения, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения деятельности учреждения (путем реорганизации или путем ликвидации);
к) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени учреждения, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
л) сведения о лицензиях, полученных учреждением.
Учреждение в течение трех дней с момента изменения указанных сведений, за исключением сведений о полученных лицензиях, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае если изменение указанных сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в государственный реестр осуществляется в порядке, предусмотренном гл.VI Закона.
Следует обратить внимание на то, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Поэтому хотелось бы еще раз обратить внимание на недопустимость размещения в едином государственном реестре юридических лиц сведений, составляющих государственную тайну.
6. Последующие действия.
1. Размножить зарегистрированные учредительные документы и свидетельство о регистрации в целях последующего предоставления их в налоговую инспекцию и фонды, взимающие обязательные платежи и взносы. Копии документов необходимо заверить у нотариуса.
2. Заказать и изготовить печать учреждения. Следует учесть, что в некоторых субъектах Российской Федерации, в частности в г. Москве, установлена обязанность юридических лиц внести оттиск печати в городской реестр печатей.
3. С учетом того обстоятельства, что воинские части как бюджетные учреждения уже стояли на учете в налоговой инспекции, Фонде социального страхования, Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, им необходимо перерегистрироваться в указанных инспекции и фондах уже в качестве федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежит постановке на налоговый учет как по месту нахождения юридического лица, так и по месту нахождения своих обособленных подразделений. Заявление о постановке на учет по месту нахождения юридического лица должно быть подано в налоговый орган в течение 10 дней после государственной регистрации, а о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения - в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (в рассматриваемом нами случае, когда предполагается, что обособленные подразделения уже были указаны в учредительных документах юридического лица, - в течение месяца после государственной регистрации). Десятидневный срок со дня регистрации установлен также для подачи сведений в соответствующее отделение Фонда социального страхования. Срок для постановки на учет в Пенсионном фонде - один месяц со дня регистрации.
4. В связи с регистрацией в форме государственного учреждения переоформить лицевой счет, открытый воинской части как бюджетному учреждению (счета - в случае, если был также открыт лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) в органах федерального казначейства.
5. Получить в территориальном органе Министерства имущественных отношений Российской Федерации свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления. Получение свидетельства осуществляется в порядке, установленном Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г. N 696.
Для учета федерального имущества юридическое лицо (заявитель) представляет в соответствующий территориальный орган Министерства имущественных отношений Российской Федерации:
а) заявление за подписью руководителя юридического лица на получение свидетельства о внесении в реестр федерального имущества объекта учета (далее - свидетельство) по форме согласно приложению N 1 к вышеназванному Положению;
б) карту учета федерального имущества, имеющегося у юридического лица, с перечнем объектов недвижимости (далее - карта учета) по форме согласно приложению N 2 к Положению;
в) копии документов, подтверждающих приведенные в карте учета данные об объекте учета.
Территориальный орган регистрирует заявление в день его представления и в месячный срок проводит экспертизу представленных данных и занесение их в государственную базу данных.
В случае возникновения у территориального органа сомнений в достоверности представленных данных он обязан приостановить проведение учета и немедленно известить об этом заявителя, который вправе в течение месяца представить дополнительные сведения, при этом срок проведения учета продлевается, но не более чем на месяц со дня представления дополнительных сведений.
Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваивается реестровый номер, а заявителю направляется свидетельство не позднее пяти дней с даты его присвоения.
Федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.
6. Получить свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ (далее в настоящем пункте - Закон) и изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с Законом и Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 184, государственным учреждением на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество представляются:
а) заявление о государственной регистрации.
В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 648 заявление о государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования находящимся в федеральной собственности земельным участком подается юридическим лицом, за которым недвижимое имущество закреплено на основании акта соответствующего уполномоченного органа.
От имени учреждения заявление о государственной регистрации могут подать руководитель учреждения или его представитель в силу полномочий, основанных на доверенности. Полномочия руководителя учреждения подтверждаются соответствующим приказом о назначении его на должность.
В заявлении о государственной регистрации рекомендуется указывать:
- данные о правообладателе (указывается собственник имущества - Российская Федерации и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления);
- наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя учреждения действовать от имени правообладателя;
- ходатайство (просьбу) о государственной регистрации, указывающее на цель обращения заявителя в учреждение юстиции по регистрации прав, в том числе вид права;
- наименование, реквизиты правоустанавливающего документа, на основании которого должна быть проведена государственная регистрация права (свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления с приложением);
- сведения об объекте недвижимости (наименование объекта недвижимого имущества, его место нахождения (адрес), кадастровый или условный номер, если он известен заявителю);
- подпись заявителя;
- дата составления заявления о государственной регистрации;
б) документ об оплате государственной регистрации (представляются и подлинник, и копия);
в) документы, подтверждающие полномочия представителя учреждения действовать от имени учреждения (надлежащим образом оформленная доверенность; документ, удостоверяющий личность; приказ о назначении руководителя учреждения);
г) документы, устанавливающие наличие, возникновение права. Учреждением представляется заверенная выписка об объекте регистрации из реестра федерального имущества;
д) план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера;
е) учредительные документы учреждения и свидетельство о внесении учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, на государственную регистрацию могут потребоваться дополнительные документы (п.2 ст.17 Закона).
Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (п.5 ст.18 Закона). Верность копий документов может быть удостоверена нотариусом, организацией, выдавшей документ. Вместо копий документов на государственную регистрацию могут быть представлены дополнительные (вторые) подлинные их экземпляры, предназначенные для хранения в делах правоустанавливающих документов.
При отсутствии оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся записи о праве (п.1 ст.13 Закона). Проведенная государственная регистрация возникновения права на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права.
В заключение хотелось бы отметить, что в соответствии со ст.10 Закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации уже не первый год рассматриваются законопроекты, призванные регламентировать статус военных организаций: ранее - "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций", в настоящее время - "О правовом положении военных организаций". В соответствии с указанными законопроектами регистрация военных организаций в качестве юридических лиц осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Данные государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления, не включаются (за исключением коммерческих организаций, подведомственных указанным федеральным органам исполнительной власти). Но вряд ли кто может дать гарантию того, что Федеральный закон "О правовом положении военных организаций" будет принят в ближайшее время. А воинским частям необходимо быть полноправными участниками гражданско-правовых отношений уже сегодня. Надеюсь, что настоящая статья послужит не только поводом к дискуссии, но и импульсом к практическим действиям по наделению воинских частей полной гражданской правосубъектностью.
Проекты Приказов Министра обороны Российской Федерации
О порядке создания федеральных государственных учреждений
Министерства обороны Российской Федерации
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст.5652; 2000, N 13, ст.1343; 2000, N 49, ст.4799; 2002, N 27; 2002, N 32),
Приказываю:
1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, армиями, флотилиями, командующему Воздушно-десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей предложения о создании федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации представлять в порядке подчиненности вместе с проектами соответствующих приказов Министра обороны Российской Федерации.
До представления на подпись проекты приказов Министра обороны Российской Федерации о создании федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации согласовывать с Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации и Юридической службой Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемую примерную форму устава федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации.
3. Предоставить право утверждения уставов федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотов, армий, флотилий, командующему Воздушно-десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации.
Министр обороны Российской Федерации | С. Иванов |
О создании федеральных государственных учреждений Министерства
обороны Российской Федерации
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст.5652; 2000, N 13, ст.1343; 2000, N 49, ст.4799; 2002, N 27; 2002, N 32),
Приказываю:
1. Создать федеральные государственные учреждения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная регистрация воинских частей как юридических лиц
Автор
С.В. Терешкович - подполковник юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 10, 11