О правовых вопросах пребывания граждан на военной службе по
истечении ее срока и в некоторых иных случаях
В законодательстве Российской Федерации о военной службе и статусе военнослужащих содержится ряд норм, допускающих пребывание граждан на военной службе в случаях, когда по общему правилу пребывание на ней исключается. Так, в соответствии с пп.1 и 2 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"*(1) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при определенных условиях не могут быть уволены с военной службы без их согласия либо восстанавливаются на военной службе в связи с необоснованным увольнением с нее. Исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не исключается из списков личного состава воинской части*(2) по истечении срока его военной службы установлен п.11 ст.38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"*(3) и Положением о порядке прохождения военной службы*(4). К числу обстоятельств, делающих невозможным по общему правилу пребывание граждан на военной службе, могут быть отнесены: истечение срока их службы, отсутствие действующего контракта о прохождении военной службы*(5), в частности вследствие прекращения его действия, а также некоторые иные.
По существу большинство указанных выше обстоятельств являются основаниями увольнения с военной службы и исключения из списков части*(6). Однако в данных случаях в соответствии с законодательством о военной службе и статусе военнослужащих отношения граждан, непосредственно связанные с их военной службой, продолжаются. Поэтому правовое положение граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, отличается от правового положения военнослужащих в течение срока их военной службы.
Граждане, пребывающие на военной службе, обладают статусом военнослужащих, т.е. особой совокупностью прав, свобод, обязанностей и ответственности, причем - правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами. В правовом статусе военнослужащих различаются общегражданская и специальная (военно-служебная) составные части*(7).
Обеспечению определенности статуса военнослужащих во многом способствует установление в законодательстве начала, срока и окончания военной службы. Наличие у граждан статуса военнослужащих тесно связано с их пребыванием на военной службе. В частности, в соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане утрачивают статус военнослужащих с окончанием военной службы, которым согласно п.11 ст.38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков части. По общему правилу военнослужащий должен быть исключен из списков части в день истечения срока его военной службы.
В случаях когда на военной службе пребывают граждане, срок военной службы которых истек, в правоприменительной практике нередко возникают вопросы, связанные с особенностью их правового положения. В том числе должны ли эти граждане исполнять служебные обязанности, подлежат ли они привлечению к ответственности за правонарушения, предусмотренной в отношении военнослужащих? В действующем законодательстве не содержится однозначных ответов на такие вопросы, в связи с этим они рассматривались в некоторых публикациях в периодической печати*(8). Как представляется, целесообразно продолжить их обсуждение.
В основном упомянутые вопросы возникают в тех случаях, когда военнослужащие при определенных условиях не могут быть уволены с военной службы без их согласия или, будучи уволены с военной службы, не могут быть исключены без их согласия из списков части в связи с тем, что с ними не проведены все необходимые расчеты либо они восстанавливаются на военной службе. В этих случаях проявляются, по существу, гарантии реализации и защиты прав военнослужащих.
В целом одной из главных причин возникновения таких ситуаций в настоящее время является то, что военнослужащие не всегда обеспечиваются своевременно и в полном объеме положенным натуральным и денежным довольствием. С учетом общей продолжительности военной службы, выполняемых задач и других обстоятельств стоимость государственного материального обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которое связано с их службой, как правило, значительно превышает стоимость государственного материального обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, которое предоставляется в связи с ней. Прежде всего поэтому вероятность возникновения указанных случаев наиболее велика именно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Таким образом, не всегда день возникновения обстоятельств, исключающих по общему правилу пребывание на военной службе, совпадает с днем, когда гражданин в соответствии с законодательством утрачивает статус военнослужащего. Из законодательства о военной службе и статусе военнослужащих прямо следует вывод, что последним днем наличия у гражданина статуса военнослужащего является день исключения его из списков части, т.е. период наличия у гражданина статуса военнослужащего может превышать срок его военной службы.
В связи с вышесказанным необходимо отметить, что в п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 различаются восстановление военнослужащего на военной службе и отмена приказа об исключении его из списков части*(9). Согласно данному пункту в случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения жилым помещением он на основании п.2 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на военной службе, если же увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, однако нарушен установленный порядок увольнения военнослужащего (не обеспечен положенными видами довольствия, не предоставлен отпуск и др.), должно приниматься решение не о восстановлении военнослужащего на военной службе, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списков части. В приведенном положении основанием дифференциации восстановления военнослужащего на военной службе и отмены приказа об исключении его из списков части являются, очевидно, характер и степень нарушения прав военнослужащего, допущенного при его увольнении с военной службы.
Однако с учетом содержания п.11 ст.38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отмена приказа об исключении военнослужащего из списков части есть ни что иное как восстановление его на военной службе. Поэтому с указанным в п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 разграничением восстановления военнослужащего на военной службе и отмены приказа об исключении его из списков части можно согласиться лишь как с условным.
Обеспечению определенности статуса военнослужащих наряду со сроком военной службы способствует контракт. Его значение характеризуется, в частности, тем, что в установленных законом случаях военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт, подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока заключенного им контракта, если с ним не будет заключен новый контракт.
Тем не менее законодательством допускаются случаи, когда военнослужащие в отсутствие действующего контракта, стороной которого они являлись бы, проходят военную службу и наделяются статусом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Это (ст.27 Федерального конституционного закона "О военных судах" от 23 июня 1999 г.), военнослужащие, назначенные на должность Министра обороны Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации (если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации), а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в условиях, объективно исключающих возможность заключения нового контракта, и желающие продолжить военную службу по истечении срока действующего контракта.
Военнослужащие, восстановленные на военной службе, могут проходить ее без заключения контракта. При этом их правовое положение имеет сходство с правовым положением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Так, в соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на военной службе восстанавливаются граждане, проходившие ее по контракту. Согласно данному пункту подлежит восстановлению служебно-правовое положение граждан, которое они имели до необоснованного увольнения с военной службы (восстановление военнослужащих в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечение всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения).
В некоторых случаях контракт может приобретать в определенной мере формальное значение. Так, из абз.2 п.1 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что на военной службе по действующему контракту может состоять гражданин, не годный к ней по состоянию здоровья.
Важно отметить, что согласно подп."а" п.9 ст.4 Положения контракт прекращает свое действие со дня исключения военнослужащего из списков части, которое может состояться позднее истечения срока контракта. Возможность несовпадения срока военной службы, указанного в контракте и периода ее фактического прохождения по этому контракту, видимо, учитывалась при определении способа изложения в законодательстве условий контракта, относящихся к обязательствам гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока и исполнять обязанности военнослужащих. Данные обязательства изложены и сформулированы как относительно самостоятельные, не имеющие тесной взаимосвязи по времени выполнения. Так, согласно п.3 ст.32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подп."а" п.5 ст.4 Положения условия контракта, относящиеся к обязанности гражданина, включают в себя его обязанность проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Более того, в типовой форме контракта*(10), по которой он заключается, соответствующие обязательства гражданина изложены в отдельных подпунктах. В подп."а" п.2 типовой формы контракта предусматривается обязательство гражданина проходить военную службу по контракту в течение установленного контрактом срока и в подп."б" - в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять указанные в нем обязанности военнослужащих, т.е. данные обязательства в качестве структурных частей типовой формы контракта изложены отдельно. Однако между ними имеется различие не только с этой точки зрения, но также по существу, которое определяется возможностью несовпадения упомянутых срока и периода.
С учетом изложенного гражданин может обладать статусом военнослужащего по истечении срока военной службы, указанного в заключенном им контракте. Таким образом, правильный ответ на вопрос о конкретном содержании и порядке реализации прав, свобод, обязанностей и ответственности гражданина, пребывающего на военной службе, вряд ли может быть дан на основе одной лишь констатации факта его пребывания на военной службе. При решении такого вопроса недопустимо ограничиваться констатацией данного факта, а также действия контракта. Кроме того, правовое положение гражданина, пребывающего на военной службе, в некоторых случаях может существенно измениться, что вызывает необходимость в его регулировании не на основе контракта, а по-иному.
Статус военнослужащих предопределен особым характером их служебных обязанностей, нашедшим отражение в п.2 ст.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Согласно данному пункту на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Влияние особого характера задач, обязанностей военной службы на правовое положение военнослужащих отмечается в научной литературе в течение многих лет*(11).
Следует подчеркнуть, что в связи с предназначением военной организации государства, особым характером служебных обязанностей, возложенных на военнослужащих, в случаях, предусмотренных законом, военной службе присущ строго обязательный характер, исполнение указанных обязанностей безусловно обязательно для исполнителей и не находится в зависимости от их волеизъявления.
Общим правилом, принципом законодательства о военной службе и статусе военнослужащих является строго обязательное и в полном объеме исполнение военнослужащими возложенных на них служебных обязанностей до окончания их военной службы. Законодательством не предусматривается какого-либо изъятия из этого правила для военнослужащих, пребывающих на военной службе по истечении ее срока.
Однако фактически по причинам объективного или субъективного характера (возраста граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, состояния их здоровья, обстоятельств пребывания на военной службе по истечении ее срока) отношение граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, к исполнению служебных обязанностей может выражаться не только в исполнении, но и в неисполнении или ненадлежащем исполнении данных обязанностей. В связи с этим возникает сформулированный ранее вопрос о том, должны ли такие граждане исполнять служебные обязанности. Причем, как свидетельствует правоприменительная практика, такой вопрос особенно актуален в тех случаях, когда граждане пребывают на военной службе по истечении ее срока в связи с тем, что их права, связанные с военной службой, не были реализованы до истечения этого срока, а также в случаях восстановления на военной службе в связи с необоснованным увольнением с нее. Представляется, что упомянутый вопрос заслуживает особого внимания постольку, поскольку он может быть сформулирован также как вопрос о том, подлежит ли учету волеизъявление граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, относительно возложения на них служебных обязанностей.
В целях решения поставленного вопроса необходимо, в частности, обратиться к соответствующим разъяснениям Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в которых отражено своеобразие правового статуса граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока. Данные разъяснения включают положения о том, что военнослужащие восстанавливаются на военной службе временно, до устранения командованием допущенных нарушений, не для ее дальнейшего прохождения, а лишь для восстановления их нарушенных прав*(12). Эти положения относятся к восстановлению на военной службе граждан, необоснованно уволенных с нее, но, очевидно, их учет необходим во всех случаях, связанных с пребыванием граждан на военной службе по истечении ее срока.
Пребывание граждан на военной службе по истечении ее срока становится, по существу, для этих граждан средством реализации принадлежащих им прав, связанных с военной службой, которые подлежали реализации в течение срока их службы, но не были реализованы. Поэтому пребывание указанных граждан на военной службе обусловлено их согласием и не зависит от заключения ими контракта (нового). Причем наличие у гражданина нереализованных прав, связанных с военной службой, не отменяет необходимости волеизъявления этого гражданина по поводу пребывания на военной службе по истечении ее срока*(13).
Следовательно, пребывание гражданина на военной службе по истечении ее срока и без заключения контракта может быть прекращено по его инициативе в любое время до полной реализации им прав, связанных с военной службой. Поэтому привлечение к исполнению служебных обязанностей гражданина, пребывающего на военной службе по истечении ее срока, требует согласования с ним, во всяком случае относительно продолжительности их исполнения.
На военной службе по истечении ее срока могут пребывать граждане, не годные к ней по состоянию здоровья. Несмотря на состояние здоровья таких граждан, они в соответствии с законодательством о военной службе и статусе военнослужащих не могут быть уволены с военной службы ранее реализации ими прав, обусловленных военной службой, тех прав, которые подлежат реализации в период их пребывания на военной службе. Причем возможны случаи пребывания на военной службе граждан, признанных не годными к ней в связи с наличием у них заболеваний, весьма существенно влияющих на состояние их здоровья, имеющих признаки психического расстройства. Как указывается в п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9, признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе не может служить препятствием к принятию решения о восстановлении его на военной службе.
В связи с вышесказанным следует признать обоснованными положения разъяснений Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в которых признается, по существу, что возложение на граждан, не годных или ограниченно годных к военной службе, но пребывающих на ней, служебных обязанностей допускается лишь с их согласия*(14), кроме тех случаев, когда исполнение ими таких обязанностей исключается вовсе.
С учетом изложенного может возникнуть необходимость в согласовании с гражданином, пребывающим на военной службе по истечении ее срока, объема, конкретного содержания и условий исполнения служебных обязанностей.
Как отмечалось, в законодательстве отражен особый характер служебных обязанностей, возложенных на военнослужащих. К данным обязанностям относятся, например, участие в учениях, боевых действиях, выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов. Ввиду особого характера служебных обязанностей их возложение на граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, без учета согласия этих граждан может повлечь их вынужденный отказ от реализации прав, связанных с военной службой.
Таким образом, можно сделать вывод, что возложение на граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, служебных обязанностей не исключается, но зависит от состояния их здоровья и требует согласования с ними, в том числе в отношении объема, конкретного содержания и условий исполнения этих обязанностей.
Одновременно следует уточнить, что, очевидно, не все служебные обязанности могут возлагаться на граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, при условии согласия этих граждан. Имеется объективная необходимость в существовании круга обязанностей, которые граждане в подобных случаях должны исполнять независимо от своего согласия. Разумеется, если исполнять такие обязанности позволяет состояние здоровья указанных граждан.
Пребывание граждан в составе воинской части по истечении срока их военной службы, очевидно, отражается в определенной мере на ее жизни и деятельности. Причем случаи пребывания граждан на военной службе по истечении ее срока не единичны. Поэтому безусловно имеется необходимость в обеспечении такого порядка их пребывания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, который бы, по крайней мере, не препятствовал нормальной деятельности той или иной части военной организации государства, воинской части. В связи с этим от граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока требуется соблюдение определенных норм, распространяющихся на соответствующую часть военной организации государства, воинскую часть, в списках которой они находятся.
Нормальные условия деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, воинских частей и их личного состава обеспечиваются во многом исполнением военнослужащими таких обязанностей, которые именуются общими обязанностями военнослужащих, соблюдением ими определенных Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации*(15) правил взаимоотношений между военнослужащими. Общие обязанности возлагаются на всех военнослужащих согласно ст.26 Федерального закона "О статусе военнослужащих", независимо от того, всем ли поручены должностные и специальные обязанности. Более того, общевоинскими уставами предусматривается, что некоторые их положения обязательны также для граждан, пребывающих в запасе или находящихся в отставке, при ношении ими военной формы одежды, в том числе правила воинской вежливости и поведения.
К упомянутым общим обязанностям военнослужащих и правилам относятся, в частности следующие: строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, хранить государственную тайну, с уважением относиться к другим военнослужащим и гражданам. При этом часть из них основывается на таких социальных нормах, которые в равной степени обязательны не только для военнослужащих, но также для иных граждан. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы возлагается на граждан ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации. Подобные обязанности подлежат исполнению гражданами, пребывающими на военной службе по истечении ее срока.
С учетом задач Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов большое значение имеет подробная регламентация их деятельности, поддержание в них установленного внутреннего порядка и детальное определение правового положения их личного состава. Поэтому важно, в частности, обеспечить в нормативных актах должный учет обстоятельств, влияющих на правовое положение указанного личного состава, включая граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока.
Такой учет упомянутых обстоятельств может приобрести особое значение, в частности, после объявления мобилизации. В соответствии с п.5 ст.17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"*(16) военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу. При этом в данной норме предусматривается исключение лишь для военнослужащих-женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет.
В целях применения приведенной нормы в отношении граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, следует решить некоторые вопросы правового характера, не в полной мере урегулированные в законодательстве. В частности, очевидно, что действие указанной нормы в части обязательного прохождения военной службы не подлежит распространению на граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока и признанных не годными к ней по состоянию здоровья.
Граждане могут пребывать на военной службе по истечении ее срока в период после издания приказа об увольнении с военной службы, но до издания приказа об исключении их из списков части, а также после восстановления на военной службе, но до заключения ими контракта. Среди них могут быть граждане, которые согласно ст.18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" имеют право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, например, имеющие на иждивении четырех и более детей. В связи с этим возникает необходимость в определении соответствующими правовыми актами, в том числе указами Президента Российской Федерации, допустимости и порядка пребывания таких граждан на военной службе. При объявлении мобилизации возникает также необходимость в урегулировании вопроса отмены приказов об увольнении с военной службы, изданных в отношении граждан, которые не имеют права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и не исключены из списков части.
Из изложенного можно сделать вывод, что в законодательстве не обеспечен в полной мере учет обстоятельств, определяющих правовое положение граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока. Отсутствие необходимого учета данных обстоятельств, видимо, можно объяснить исключительностью подобных случаев. Однако поскольку такие случаи предусмотрены законодательством о военной службе и статусе военнослужащих, имеют определенное распространение, необходимо принять меры к совершенствованию регулирования правового положения указанных граждан.
Следует отметить, что в законодательстве о военной службе и статусе военнослужащих обеспечивается, как правило, учет обстоятельств (событий), влияющих на служебно-правовое положение военнослужащих, в том числе при определении характера и объема возлагаемых на них служебных обязанностей. Так, согласно п.1 ст.41 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий до приведения к Военной присяге, в частности, не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов.
Изучение военной администрации убеждает в том, что научное представление о принципе обязательности военной службы не оставалось неизменным, а развивалось на определенной политической и социально-экономической основе, становясь более сложным и многогранным*(17). С учетом этого в настоящее время можно сделать вывод, что элементы обязательности и добровольности применительно к военной службе находятся в тесной взаимосвязи и могут сочетаться в том или ином соотношении в зависимости от конкретных обстоятельств.
Обеспечению надлежащей определенности правового положения граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, могла бы способствовать, в частности, регламентация условий пребывания их на военной службе в соответствующем документе, например, во взаимных обязательствах командира (начальника) и гражданина или в заключенном между ними соглашении. В необходимых случаях и по возможности к такому документу следовало бы прилагать календарный план мероприятий по реализации прав граждан, которые пребывают на военной службе по истечении ее срока.
Целесообразно также принять меры к тому, чтобы сделать более ясным правовое положение отдельных граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, в тех случаях, когда такое пребывание не связано с необходимостью реализации их прав. С учетом характерных обстоятельств важно в первую очередь усовершенствовать средства регулирования правового положения военнослужащих, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, в некоторых особых условиях: когда военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, участвует в походе кораблей и не желает продолжить эту службу по истечении срока действующего контракта. В данном случае военнослужащий по истечении срока его службы на основании п.11 ст.38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не исключается из списков части.
Как отмечалось, согласно законодательству и типовой форме контракта обязанности военнослужащего подлежат исполнению в период прохождения военной службы по контракту, который прекращает свое действие не в день истечения срока службы военнослужащего, а со дня исключения его из списков части. Поэтому в целях обеспечения учета конкретных обстоятельств военной службы и единообразного понимания смысла обязательств контракта в необходимых случаях следовало бы предусматривать в нем, что обязанности военнослужащих подлежат исполнению по день исключения из списков части. Данное положение может быть осуществлено после его закрепления правовой нормой.
В связи с пребыванием граждан на военной службе по истечении ее срока вероятно сохранение некоторых ограничений общегражданских прав и свобод этих граждан, обусловленных таким пребыванием. В частности, указанные граждане в отдельных случаях не имеют возможности фактически реализовать право на выбор места жительства в другом населенном пункте относительно гарнизона, на территории которого они пребывают на военной службе. Подобной возможности они могут быть лишены в течение времени, необходимого для проведения с ними по месту военной службы всех необходимых расчетов, связанных с ее прохождением.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в указанных в ней целях, в том числе: защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральным законом "О статусе военнослужащих" устанавливаются некоторые ограничения общегражданских прав и свобод военнослужащих. Так, согласно п.1 ст.6 названного Федерального закона право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Из п.3 ст.6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве лишь при увольнении с военной службы, т.е. в период военной службы данное право ограничивается. Предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", в частности его ст.6, некоторые ограничения общегражданских прав военнослужащих имеют целью обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Возможное фактическое ограничение права граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, на выбор места жительства в указанных случаях, очевидно, не может иметь целью обеспечение обороны страны и безопасности государства. Возможность такого ограничения, разумеется, прямо не предусмотрена каким-либо федеральным законом и при его осуществлении по признаку цели оно будет отличаться от ограничения аналогичного права военнослужащих. В то же время в плане внешнего проявления упомянутые ограничения права могут иметь сходство. Данный вывод, сделанный применительно к конкретному праву, свидетельствует о целесообразности определения оснований ограничения прав граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, во всех возможных случаях.
При принятии решения о допустимости привлечения граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, к юридической ответственности, установленной в отношении военнослужащих, необходимо учитывать изложенное о возможности и условиях возложения на этих граждан служебных обязанностей, наличии определенного круга общих обязанностей, которые могут возлагаться на них. С учетом изложенного, как правило, отсутствуют достаточные основания для привлечения указанных граждан, пребывающих на военной службе в связи с необходимостью реализации их прав, к такой юридической ответственности за неисполнение служебных обязанностей. Данный вывод находит определенное подтверждение в надзорной практике военной прокуратуры, которой не признается наличие состава преступления в неисполнении служебных обязанностей гражданами, восстановленными в списках части в связи с необеспечением их положенным довольствием*(18).
Однако не следует исключать в целом возможность привлечения граждан, пребывающих на военной службе по истечении ее срока, к ответственности за правонарушения, предусмотренной в отношении военнослужащих. Кроме того, не исключается применение к таким гражданам некоторых иных мер воздействия, установленных в нормативных актах в отношении военнослужащих, например, ограничения права на отдельные дополнительные выплаты. При этом необходимо учитывать, что, с одной стороны, на указанных граждан возлагаются некоторые обязанности по соблюдению правил, распространяющихся на соответствующую часть военной организации государства. С другой стороны, командиры (начальники) обязаны поддерживать внутренний порядок и воинскую дисциплину в подразделениях и воинских частях, применяя на основе единоначалия лишь такие правовые средства, которые относятся к их компетенции. Между командирами (начальниками) и гражданами, пребывающими на военной службе по истечении ее срока, сохраняются отношения власти и подчинения. Соблюдение данных отношений обеспечивается в соответствии с законом, в том числе санкциями правовых норм.
Вооруженными Силами Российской Федерации и другими частями ее военной организации выполняется значительный объем задач по осуществлению социальной функции государства. Данное обстоятельство может рассматриваться в качестве предпосылки к возникновению противоречия между предназначением военной организации государства и выполнением ею подобных задач.
В связи с вышесказанным следовало бы принять меры к уменьшению негативных проявлений, обусловленных несоответствием между предназначением военной организации государства и осуществлением воинскими частями функции по реализации прав граждан, непосредственно связанных с военной службой, но по истечении ее срока. Так, в некоторых случаях обязанности по обеспечению реализации данных прав могли бы, при условии создания необходимой правовой основы, возлагаться на территориальные органы Министерства обороны Российской Федерации - военные комиссариаты, с одновременным освобождением от этих обязанностей воинских частей. При этом подразумевается осуществление необходимых расчетов, связанных с военной службой, и иных функций, отличающихся от функций по социальному обеспечению, которые осуществляются военными комиссариатами в настоящее время. В этих целях конкретные военные комиссариаты (прежде всего с учетом места их нахождения) следовало бы определять по согласованию с гражданами, пребывающими на военной службе по истечении ее срока. При осуществлении таких мер недопустимы нарушения прав указанных граждан.
С.В. Корнишин,
старший преподаватель кафедры военной администрации,
административного и финансового права Военного университета,
подполковник юстиции, кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: СЗ РФ. - 1998. - N 22. - Ст.2331.
*(2) Далее - списки части.
*(3) См: СЗ РФ. - 1998. - N 13. - Ст.1475.
*(4) Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 // СЗ РФ. - 1999. - N 38. - Ст.4534. Далее - Положение.
*(5) Далее - контракт.
*(6) Далее указанные обстоятельства, если не оговорено иное, именуются истечением срока военной службы.
*(7) См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих: Дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 1986. - С.56.
*(8) См., например: Новиков Н.А. Служба после окончания срока контракта: правовые последствия // Право в Вооруженных Силах. - 2002. - N 4. - С.27 - 33.
*(9) См.: Российская газета. - 2000. - 24 февраля.
*(10) Приложение N 1 к Положению.
*(11) См., например: Романов П.И. Правовые основы строительства Вооруженных Сил СССР. - М., 1958. - С.175.
*(12) См.: Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы, за 1994 г. // Обзоры судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих. - М.: Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, 2000. - С.42, 47.
*(13) См., например: Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 1996 - 1998 гг. // Указ. изд. - С.114 - 115.
*(14) См.: Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы, за 1994 г. // Указ. изд. - С.47 - 48.
*(15) Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140.
*(16) См.: СЗ РФ. - 1997. - N 9. - Ст.1014.
*(17) См, например: Романов П.И. Указ. соч. - С. 89; Кузнецов Н.И., Старов Б.Ф. Военная администрация: Учебник. - М., 1998. - С.89.
*(18) См., например: Новиков Н.А. Указ. соч. - С.32, 33.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О правовых вопросах пребывания граждан на военной службе по истечении ее срока и в некоторых иных случаях
Автор
С.В. Корнишин - старший преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, подполковник юстиции, кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 11