Резолюция конгресса бухгалтеров и аудиторов России
"Учет, налоги и аудит-2003"
Участники Конгресса бухгалтеров и аудиторов России "Учет, налоги и аудит-2003" отмечают, что в последние годы бухгалтерский учет в России развивается достаточно динамично и продуктивно. Проделана значительная работа по приближению российской системы бухгалтерского учета к международным требованиям. Установлены модифицированные правила учета важнейших экономических категорий. Совершенствуется порядок формирования бухгалтерской отчетности. Быстрыми темпами развивается аудит. В настоящее время Советом по аудиторской деятельности при Минфине России обновлено большинство действующих правил аудиторской деятельности, начата работа по формированию методологии налогового аудита, разрабатываются рекомендации по оценке кредитных рисков, по проверке достоверности отчетных данных важнейших объектов бухгалтерского учета.
Растет авторитет профессии, в которую сегодня охотно идет молодежь. Повышаются роль и влияние профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов, и прежде всего Института профессиональных бухгалтеров России.
Наряду с этим участники Конгресса должны констатировать, что в настоящее время перед органами исполнительной власти и профессиональным сообществом стоит проблема выбора оптимальных путей дальнейшего развития бухгалтерского учета и аудита в России. При этом прежде всего необходимо решить ряд концептуальных вопросов, включая:
1) определение места и роли бухгалтерского учета в области налогообложения, статистики и управленческого учета;
2) установление оптимального соотношения государственной и общественной составляющей в системе регулирования бухгалтерского учета и аудита;
3) определенные сферы применения МСФО.
В связи с изложенным участники Конгресса считают необходимым при разработке концепции развития учета в России на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.), а также предложений по совершенствованию аудиторской деятельности:
1. Считать основополагающим направлением развития бухгалтерского учета в России удовлетворение потребностей заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности (собственников, руководителей организаций, судебной системы, статистических и налоговых органов) в достоверной информации на основе осуществления работ по дальнейшему совершенствованию российской (национальной) системы бухгалтерского учета. Для чего Минфину России продолжить выполнение комплекса мероприятий по разработке и утверждению нормативных документов, предусмотренных мерами по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета на 2001-2005 гг.
2. Признать оптимальной моделью использования МСФО:
для целей представления бухгалтерской отчетности юридических лиц в качестве базовых принципов при подготовке российских правил бухгалтерского учета и отчетности;
для целей представления консолидированной финансовой отчетности в полном соответствии с требованиями МСФО, одобренными в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
3. Просить Минфин России совместно с ИПБ России подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложение о порядке проведения работ по одобрению текста официального перевода МСФО на русский язык и перечня международных стандартов, подлежащих применению на территории России. При проведении указанной работы считать целесообразным использовать опыт работы Комиссии Евросоюза, и в частности решение о приостановлении действия МСФО N 32 и N 39 на территории стран Сообщества.
4. Подтвердить необходимость скорейшего принятия федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности", предусматривающего поэтапный переход к режиму формирования сводной (консолидированной) финансовой отчетности на основе МСФО для социально значимых групп организаций.
5. Отметить, что введение налогового учета, предусмотренное главой 25 НК РФ, не упростило, а значительно усложнило порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, существенно увеличило трудовые и финансовые затраты организаций на содержание экономических служб, не содержит механизма контроля за расчетами доходов и расходов и величиной налога на прибыль в целом. В конечном счете такое положение приводит к резкому сокращению уровня собираемости данного налога.
Просить Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание в первоочередном порядке внести в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации изменения, направленные на максимальное сближение методологии бухгалтерского и налогового учета, позволяющие перейти к апробированной во всем мире схеме начисления налога на прибыль как результата данных бухгалтерской прибыли, скорректированной на отклонения, вытекающие из требований налогового законодательства.
6. Поддержать решение Правительственной комиссии по административной реформе по повышению роли саморегулируемых организаций (СРО) в вопросах регулирования бухгалтерского учета и аудита в России.
Считать оптимальным вариантом сочетания государственного и общественного регулирования бухгалтерского учета и аудита в форме участия СРО в подготовке проектов нормативных правовых актов, подготовке и переподготовке кадров, контроля за нормами профессиональной этики. Одновременно за государством должны сохраняться функции общего методологического руководства бухгалтерским учетом и аудитом, утверждения нормативных правовых актов и аккредитации СРО, а также на переходный период - лицензирования аудиторских организаций.
7. Отметить, что передача части функций по регулированию бухгалтерского учета и аудита профессиональным объединениям возможна только при соответствии этих объединений критериям саморегулируемой организации (наличие утвержденного устава, положения о членстве, руководящих органов и т.п.), наличии соответствующих структур по выполнению передаваемых функций и опыта проведения подобной работы.
Констатировать, что в настоящий момент указанным требованиям соответствует только ИПБ России.
8. ИПБ России, другим профессиональным объединениям бухгалтеров и аудиторов продолжить комплекс мероприятий по обучению бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров, других представителей смежных профессий новым правилам бухгалтерского учета, включая нужды управленческого учета, статистики, а также МСФО.
Считать проведение общественной аттестации главных бухгалтеров, иных специалистов, осуществляющих оказание бухгалтерских услуг на профессиональной основе, и финансовых директоров важнейшей формой подтверждения профессиональной квалификации.
В связи с этим признать действия Национальной гильдии бухгалтеров и других организаций, выдающих аттестаты профессиональных бухгалтеров без проведения обучения и аттестации, не соответствующими требованиям международных стандартов по бухгалтерскому образованию, подрывающими работу по реформированию бухгалтерского учета в стране и дискредитирующими звание профессионального бухгалтера.
9. Считать целесообразным ИПБ России организовать работу по повышению квалификации и аттестации бухгалтерских специалистов бюджетной сферы аналогично коммерческим организациям.
10. Одобрить работу Минфина России и Совета по аудиторской деятельности при Минфине России по совершенствованию действующих правил аудита, направленную на переход от регламентации организационно-распорядительной составляющей аудита к разработке указаний, содержащих алгоритм проверки отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов.
11. Поддержать решение Совета по аудиторской деятельности при Минфине России по инициированию создания единой саморегулируемой организации для последующей передачи ей части функций по регулированию аудиторской деятельности в России, а также обязательного членства аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в аккредитованных при федеральном органе профессиональных аудиторских организациях. Считать необходимым придать этому процессу максимальную гласность. В связи с этим просить Совет по аудиторской деятельности при Минфине России опубликовать в средствах массовой информации проект учредительных документов указанной организации для его обсуждения среди учетной общественности и пользователей аудиторских услуг.
12. Отметить положительные сдвиги в обучении и аттестации аудиторов, связанные с переходом к более объективной системе проведения экзаменов. Одновременно просить Совет по аудиторской деятельности при Минфине России активизировать работу по пересмотру и обновлению билетов и тестов.
13. Считать в условиях реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и перехода к представлению консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО целесообразным разработку правил проведения аудита консолидированной финансовой отчетности. Просить Совет по аудиторской деятельности при Минфине России организовать разработку соответствующих указаний.
14. Предложить Совету по аудиторской деятельности при Минфине России шире привлекать к работе по подготовке и повышению квалификации аудиторов региональные учебные центры.
* * *
Участники Конгресса постановляют:
Оргкомитету Конгресса направить настоящую резолюцию в федеральные законодательные органы и исполнительные органы, отвечающие за регулирование бухгалтерского учета и аудита;
Президентскому совету ИПБ России опубликовать настоящую резолюцию, тексты выступлений участников, комментарии, материалы по разъяснению вопросов практического применения ПБУ в специальных печатных изданиях и довести эту информацию до членов ИПБ России.
Конгресс призывает всех профессиональных бухгалтеров и аудиторов России последовательно и целенаправленно поддерживать свой профессиональный уровень.
"Финансовая газета", N 10, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71