ЕГРЮЛом - По "однодневкам"
При помощи ЕГРЮЛ
Три признака и три операции фирм-однодневок
Выявление ошибок в отчетности при помощи ЕГРЮЛ
А как у Вас с уставным капиталом?
Реорганизация для ухода от налогов
Роль ЕГРЮЛ в ликвидации компаний
При помощи ЕГРЮЛ
Вы, наверное, думали, что ЕГРЮЛ - это государственный реестр юридических лиц? Нет, это одно из орудий борьбы с фирмами-однодневками, что убедительно доказано в Письме МНС России от 30 декабря 2003 г. N БГ-6-09/1390.
По мнению МНС РФ, ведение Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) налоговыми органами должно способствовать массе самых разных полезных вещей, таких как "усиление налоговой дисциплины", "контроль за правильностью и своевременностью внесения налоговых платежей" и т.п. А еще с помощью ЕГРЮЛа можно успешно выявлять фирмы-однодневки.
Три признака и три операции фирм-однодневок
Законодательство не дает определения фирмы-однодневки, но МНС РФ этот пробел исправило. "Фирма-однодневка - юридическое лицо, создаваемое под конкретную операцию или на конкретный срок, как правило, на квартал".
Названные юридические лица:
- не имеют целью вести какую-либо деятельность;
- не представляют отчетность (или представляют "нулевую") налоговым органам.
Среди учредителей подобных фирм имеются реальные лица - это те, кто указан в учредительных документах, и "теневые" - которые на самом деле всем руководят и "обладают необходимыми материальными ресурсами". Вот такая бюрократическая двусмысленность, извините, получилась...
Приводит налоговое ведомство и "классификацию схем", популярных у однодневок, в частности:
- экспортные операции - для незаконного возмещения налога на добавленную стоимость;
- обналичивание и обезналичивание денег для сокрытия выручки;
- получение кредитов с последующим закрытием фирмы.
При всем при этом МНС РФ с сожалением признает, что на этапе госрегистрации выявить фирму-однодневку невозможно, за исключением случаев, когда представляются данные из недействительных паспортов. Но уж обнаружив такой факт, в регистрации следует непременно отказать. Если выявился "несуществующий адрес", то лучше фирму зарегистрировать, а по выявленному отвратительному факту применить штраф по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ (за представление недостоверных сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юрлица - 50 МРОТ). Так что не вздумайте переехать куда-нибудь, не уведомив налоговиков.
Если же имеет место только "наличие оснований полагать", что сведения о месте нахождения исполнительного органа недостоверны, то сразу нужно провести проверку, по результатам которой опять же... по статье 14.25. Конечно, когда "основания полагать" нашли подтверждение.
Выявление ошибок в отчетности
при помощи ЕГРЮЛ
Одним из характерных признаков однодневки названо "несоответствие сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица в ЕГРЮЛ и сведений, содержащихся в налоговых декларациях, бухгалтерской отчетности".
Вы сменили главного бухгалтера, руководителя? Будьте любезны в 3-дневный срок сообщить, куда надо. В смысле, в налоговый орган. Иначе - штраф по ст.14.25 КоАП, и совершенно на законном основании (здесь МНС РФ почему-то ссылается на п.3 ст.5 Закона N 129-ФЗ; на самом деле данное требование установлено п.5 ст.5 Закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Не спутайте - такой же номер имеет Закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", который в документе МНС почему-то упорно называется законом "О бухгалтерской отчетности").
Но это еще не все. В случае когда в ходе мероприятий налогового контроля (на которые вы, уважаемые, сами нарвались) будет выявлено, что бухгалтерская отчетность или налоговые декларации подписаны лицами, сведений о которых нет в ЕГРЮЛе, то нарушителю грозит сначала проверка на основании ст.88 НК РФ, затем, при обнаружении ошибок или противоречий между сведениями, требование внести соответствующие исправления. Если же в установленный требованием налогового органа срок "правильная" декларация или бухгалтерская отчетность не будут представлены, то нарушителя привлекут к налоговой ответственности.
Тут сразу оговоримся, что согласно ст.108 НК РФ общие принципы привлечения к налоговой ответственности предполагают, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не доказана и на то не будет вступившего в законную силу решения суда.
Обязанность же по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, лежит на налоговом органе. А сомнения трактуются в пользу налогоплательщика.
А как у Вас с уставным капиталом?
Разделы II и III Письма МНС РФ посвящены контролю уставного капитала.
Законодательство о госрегистрации не позволяет в момент регистрации проверять уставный капитал. Но если выяснится, что 50% уставного капитала ООО на момент регистрации не оплачено, то должностное лицо юрлица привлекут к ответственности по все той же ст.14.25 КоАП за недостоверные сведения. Далее МНС переходит к Гражданскому кодексу РФ, в котором определено, что, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, необходимо объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение последнего (ст.90 - для ООО; ст.99 - для АО).
Так вот, когда налоговый орган обнаружит "уменьшение чистых активов хозяйственного общества относительно уставного капитала", регистрирующий орган привлечет должностное лицо к ответственности (все та же ст.14.25). Поэтому, пожалуйста, не забудьте вовремя подать сведения об изменении в учредительных документах для внесения соответствующих правок в ЕГРЮЛ.
В случае когда стоимость чистых активов общества станет меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, регистрирующий налоговый орган обратится в арбитражный суд с иском о ликвидации.
Реорганизация для ухода от налогов
Налоговое ведомство предупреждает: реорганизация юрлиц в форме выделения или разделения зачастую используется для уклонения от налогов.
Выделение особенно удобно для уклонений, поскольку не возникает правопреемства в отношении реорганизованного юрлица в части исполнения его обязанности по уплате налогов (п.8 ст.50 НК РФ). Однако выделившиеся лица могут исполнить главную обязанность солидарно. Если на то будет соответствующее решение суда.
При разделении, наоборот, правопреемство имеет место (п.6 ст.50 НК РФ). Но если правопреемников несколько, долю каждого участника определить бывает сложно. В ситуации, когда разделительный баланс полной картины не дает и ни один из участников не может уплатить налоги в полном объеме, то опять-таки вновь возникшие юрлица могут сделать это солидарно. Правда, для этого придется доказать по суду, что данная реорганизация была направлена на неисполнение обязанности налогоплательщика (п.7 ст.50 НК РФ).
Как поступят налоговые органы? Постараются обнаружить подозрительные факты на основании регистрационных дел реорганизованных юрлиц и обратятся в суд с иском по уплате налогов вновь созданными компаниями.
Роль ЕГРЮЛ в ликвидации компаний
Ликвидация юридического лица, как и реорганизация, может быть средством ухода от главной обязанности налогоплательщика. Поэтому здесь очень важно, чтобы все подразделения налоговых инспекций работали слаженно на всех этапах данного длительного процесса.
В действиях возможны варианты в зависимости от сложившейся обстановки.
- План "Перехват"
Регистрирующий орган получил уведомление о ликвидации юрлица (независимо от того, принято ли решение судом или учредителями). В ЕГРЮЛ вносятся записи о нахождении такого юрлица и об этом извещается отдел камеральных проверок, отдел выездных проверок, юротдел и др. Те, в свою очередь, проводят мероприятия налогового контроля: выездные, камеральные проверки, акты сверки, уточнение сумм задолженности по налогам, санкциям и т.п.
- План "Предупрежден - вооружен"
Регистрирующий уведомлен о том, что формируется ликвидационная комиссия или назначен ликвидатор, или составляется промежуточный баланс. Полученные сведения предписано немедленно направить в отраслевые отделы налогового органа.
- План "Не дать уйти, не заплатив"
Если представлены документы для "государственной регистрации юрлица в связи с ликвидацией", регистрирующий орган запрашивает отраслевые отделы налоговых органов об исполнении этим юрлицом обязанности по уплате налогов и сборов. Выявив несоответствие данных ликвидационного баланса сведениям, имеющимся у налогового органа, регистрирующие органы сочтут баланс непредставленным и на этом основании в регистрации факта ликвидации откажут.
Не менее решительного отказа следует ожидать тем должникам - юридическим лицам, в отношении которых решения о ликвидации приняты, а имущество окажется недостаточным для удовлетворения требований кредиторов (на основании п.1 ст.224 Закона от 22 октября N 127-ФЗ "О банкротстве").
В таком случае на основании п.2 Закона N 127-ФЗ ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
И. Ордынская,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 8, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.