Всем ли доступна правовая информация,
размещенная в Интернете?
Уровень доступности правовой информации - один из важнейших показателей правовой культуры любого общества, способный влиять на функционирование всех элементов механизма социального действия права. Он определяется не только состоянием правовых норм, но и факторами, находящимися в сфере правовой культуры личности, функционирования каналов правового информирования граждан, в том числе Интернета.
Представляется возможным выделить следующие факторы доступности правовой информации с использованием Интернета.
Качественный уровень правовой информации. К числу факторов, влияющих на качество размещенной в Интернете правовой информации, можно отнести научность и объективность, достоверность, конкретность (информация должна иметь конкретного адресата), полноту, достаточность, актуальность, новизну, оптимальность, точность, лаконичность.
В зарубежных странах приоритет отдается развитию государственных информационных порталов - крупных интегрированных информационных ресурсов, в совокупности образующих систему "электронного правительства", а не разрозненных сайтов, как в Российской Федерации. Эти порталы носят проблемно-ориентированный характер и имеют простую систему навигации в отличие от отечественных информационных ресурсов. Естественно, это существенно облегчает поиск необходимой информации, от посетителей сайта не требуется знания специфических особенностей деятельности государственных институтов.
Среди российских информационных ресурсов заслуживают особого внимания официальные сайты Верховного Суда Российской Федерации (http://www.supcourt.ru), Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://www.arbitr.ru), Министерства юстиции Российской Федерации (http://www.minjust.ru), предоставляющие в той или иной степени разностороннюю информацию, включая правовые базы данных, интерактивные конференции, ссылки на различные органы государственной власти, специализированные серверы по законодательству. Особо ценно наличие в структуре данных сайтов в числе прочих специальных разделов, предназначенных для обратной связи и оперативного обмена информацией с посетителями.
Количественный уровень правовой информации. Можно обратиться к сведениям, представленным в Rambler's Top100. Регистрируя свои ресурсы в рейтинге, владельцы относят их к тому или иному тематическому разделу. Объединение для наглядности 56 разделов Тор100 в тематические группы позволило получить следующее распределение интернет-ресурсов по темам: 17% - бизнес; 16% - развлечения, 14% - компьютеры и Интернет; 10% - дом и семья; 6% - общественная жизнь; по 5% - наука и образование, путешествия и транспорт и т.д. Специализированная правовая информация даже не выделена в отдельный тематический блок. Естественно, это не исключает наличия определенной правовой информации в рамках иных тематических групп, предлагаемой пользователям как бы "попутно" или параллельно с основным информационным блоком. Данная ситуация способствует формированию "мозаичных" правовых знаний у гражданина, не позволяющих ему в полной мере получить представление о праве в целом, свободно ориентироваться и применять его в повседневной жизни.
Эффективное функционирование Интернета как канала правового информирования граждан во времени и пространстве. Так, в соответствии с Федеральной целевой программой "Электронная Россия на 2002-2010 годы" (далее - ФЦП), представляющей стратегический план развития страны, предполагается создать по всей стране широкую сеть пунктов доступа в Интернет до 2010 года.
Что касается распространения Интернета как источника правовой информации на территории Российской Федерации, то в настоящее время сложилась следующая ситуация. В октябре 2002 г. были проанализированы процессы развития информатизации Российской Федерации за последние годы (аналитический материал размещен на официальном сайте ФЦП: http://e-rus.ru/articles/analitics.shtml). Цель исследования заключалась в том, чтобы определить общие показатели развития интернет-технологий в стране и получить аналогичные данные по регионам. Исследование позволило сравнить уровень развития республик, краев и областей, выявить лидеров и аутсайдеров.
Исследователи убедились, что проблемы информатизации регионов связаны со схемами их финансирования или экономическими проблемами. В большинстве регионов Российской Федерации популярны образовательные проекты. Активно ведутся работы и по использованию интернет-технологий в сфере услуг, электронной коммерции, при создании баз данных финансовых, юридических и библиотечных систем, а также регистров граждан. Общая картина такова: Центральный федеральный округ в целом отличается достаточно высоким по общероссийским меркам уровнем развития информатизации, причем лидирует в нем Москва, которая намного опережает все без исключения субъекты Российской Федерации. Среди лидеров также Калужская и Воронежская области. Слабая степень развития информатизационных процессов в Ивановской, Курской, Орловской, Тульской и Тверской областях. Бесспорно, что в регионах, характеризующихся высоким уровнем распространения Интернета, получить правовую информацию значительно проще, чем в регионах с низким уровнем информатизации.
Доступность правовой информации с помощью Интернета зависит не только от государства, но и от самих граждан, наличия у них специальных навыков пользования международной телекоммуникационной сетью, уровня их правовой и политической культуры, социальной активности, желания познать и усвоить требования законодательства. Основная часть людей привыкла быть пассивными потребителями правовой информации. Но сегодня доля интерактивных услуг значительно возросла, что приводит и к постепенной переориентации потребительской культуры с пассивной на активную форму. Интерактивность новых средств массовой коммуникации, прежде всего глобальных компьютерных сетей, предполагает поиск информации по своему вкусу. Интернет дает новые возможности, автоматизируя индивидуализацию информационных потребностей и услуг. Человек становится более свободен от того, что ему пытаются навязать производители аудиовизуальной продукции. Это не означает его полной независимости, но монополия на информацию разбивается обилием ее источников. Как следствие, потребительский рынок в информационно-правовой сфере перестает быть однообразным, становится более фрагментарным.
Однако существуют некоторые дополнительные ограничения доступа к правовой информации, а именно отсутствие материальных средств, необходимых для получения доступа как к Интернету (оплата услуг провайдера и др.), так и к определенной информации. Например, часть правовой информации, размещенной на официальных серверах разработчиков справочных правовых систем компаний "Гарант-Сервис" (http://www.garant.ru) и "Консультант Плюс" (http://www.consultant.ru) можно получить, только предварительно оплатив доступ.
Кроме того, необходимо отметить некоторую сложность в получении информации о международных правовых актах, в том числе не составляющих часть правовой системы Российской Федерации. Такого рода информацию, причем, как правило, на английском языке, можно получить на сайтах соответствующих международных организаций (сайт ОНН - www.un.org, сайт Совета Европы - www.coe.int, сайт ОБСЕ - www.osce.org; сайт Европейского Суда по правам человека - www.echr.coe.int).
Отдельные государства, вступая в международную организацию, например Евросоюз, берут на себя обязательство осуществлять перевод всех документов организации на родной язык. Для осуществления этой функции создаются специальные департаменты, разрабатывается многоуровневая система перевода и проверки его правильности, требующая больших финансовых вложений.
Решением проблемы создания русской версии сайтов международных организаций или по крайней мере отдельных их страниц могло бы стать учреждение специального федерального фонда, который бы финансировался как за счет государства, так и из любых иных законных источников. Деятельность такого фонда должна быть согласована с соответствующими международными организациями.
Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что Интернет пока не является универсальным и доступным источником правовой информации. Среди причин сложившейся ситуации можно выделить объективные, связанные с недостаточным качественным и количественным уровнем правовой информации, размещенной в Интернете, неразвитостью информационной инфраструктуры; а также субъективные, связанные с отсутствием у потенциальных пользователей необходимых навыков работы в Сети.
Обеспечение доступности правовой информации, контроль за ее состоянием - это обязанность государства. К этому его обязывает необходимость формирования статуса гражданина демократического общества, предполагающего информированность по всем важнейшим вопросам общественной жизни.
Как подчеркнули эксперты журнала Economist, уже в четвертый раз проводившие исследование готовности рынков 60 стран к использованию возможностей Интернета, их правительства прилагают существенные усилия для развития электронных технологий. Однако готовность России в 2003 году уменьшилась по сравнению с прошлым годом, что дает серьезные основания для совершенствования механизмов развития Интернета в России.
Н. Лебедева,
ассистент кафедры юриспруденции
Муромского института Владимирского госуниверситета
"Российская юстиция", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Всем ли доступна правовая информация, размещенная в Интернете?
Автор
Н. Лебедева - ассистент кафедры юриспруденции Муромского института Владимирского госуниверситета
"Российская юстиция", 2004, N 1