За последние 10 лет в России резко возросло количество ДТП. Число погибших составило более 300 тысяч человек. По сути, в стране стало меньше на один средний по численности город.
Общеизвестно, что ежегодно в мире на дорогах гибнут сотни тысяч людей, еще больше остаются калеками. Причем согласно статистике более половины жертв ДТП - молодые люди в возрасте от 20 до 45 лет, самая трудоспособная часть населения любой страны. Проблема безопасности на дорогах приобрела поистине мировой масштаб. Вероятно, это и побудило ООН провозгласить 2004 год годом Безопасности дорожного движения. А какова сегодня ситуация с безопасностью на дорогах в России?
Состояние и динамика аварийности
на автомототранспорте
Уровень дорожно-транспортного травматизма в стране остается крайне высоким и год от года возрастает. Так, прирост количества ДТП, числа погибших и раненых в 2003 году превысил аналогичные показатели 2000 года почти в 1,5 раза.
Следует подчеркнуть, что по сравнению с другими странами в Российской Федерации сложилась крайне неблагоприятная ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения.
В последние годы во многих европейских государствах отмечено существенное улучшение положения дел в этой сфере. Так, на протяжении длительного периода времени (3-5 лет) наблюдается неуклонное сокращение числа погибших в ДТП.
Состояние аварийности как в России, так и за рубежом во многом определяется уровнем автомобилизации. В экономически развитых странах количество транспортных средств в расчете на одну тысячу жителей уже к концу прошлого века превышало 400 единиц. По данным Европейской конференции министров транспорта, свыше 500 единиц транспортных средств приходилось на каждую тысячу жителей в США, Португалии, Италии, Франции, Японии, Германии.
В Российской Федерации в прошлом году насчитывалось 223 транспортных средства на одну тысячу жителей (из них легковых автомобилей - 148). Это в 2-3 раза меньше, чем в экономически развитых странах Европы и Америке, и в 1, 2-1,5 раза - чем в Болгарии, Венгрии и Польше. Однако в России уровень риска гибели в ДТП в 2-3 раза превышает аналогичный показатель для экономически развитых стран как с высоким, так и со средним уровнем автомобилизации.
Европейские показатели - это итог целенаправленных усилий по совершенствованию системы обеспечения безопасности дорожного движения.
В этих странах налогоплательщики прекрасно осведомлены, на что истрачены налоговые поступления, способны или не способны государственные институты предпринимать эффективные действия по снижению уровня аварийности на автодорогах.
Прогноз изменения
аварийности в России (2003-2004 гг.)
По оценкам специалистов, в России к 2010 году на 1000 жителей будет приходиться 260-300 автомототранспортных средств. Однако количественный рост автопарка не будет сопровождаться существенными качественными изменениями.
Высокий износ автомобилей станет одной из основных причин повышенного загрязнения окружающей среды, аварийности и огромных транспортных издержек. Наряду со "стареющими" появятся новые автомобили с высокими динамическими и тормозными характеристиками. В транспортном потоке будет увеличиваться неравномерность скоростей движения. И как результат - увеличится количество ДТП, связанных с обгоном, маневрированием, резким торможением, выездом на полосу встречного движения, наездами на пешеходов.
Возрастет в 1,5-2 раза диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети, внедрения технических средств организации дорожного движения и темпами роста интенсивности и плотности движения. При этом потребность в светофорном регулировании не будет удовлетворена на 30-40%, дорожных знаках - на 40-50, дорожной разметке - на 70-80%. Численность пострадавших пешеходов может составить в 2004 году более 100 тыс. человек.
В условиях нынешних рыночных отношений экономическое соотношение "прибыль - безопасность" пока никак не регулируется. Поэтому погоня за получением максимальной выгоды от автоперевозок, несомненно, приведет к росту числа происшествий с возможной массовой гибелью людей.
По результатам прогноза рост аварийности в 2004 году по отношению к 2002 году может составить:
- по числу погибших - до 10%;
- по числу раненых - до 15%;
- по количеству ДТП - до 12%.
В Федеральном законе "О безопасности дорожного движения" прописаны принципы обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение порядка на автодорогах и улицах городов над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Этот Закон знаменовал собой принципиально новый подход в законодательном обеспечении деятельности по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте.
Если проанализировать практику привлечения к ответственности лиц, виновных прямо или косвенно в совершении ДТП, то можно выявить следующую закономерность: в 75-80% случаев виновным признается водитель транспортного средства. Перенос виновности или ее части на органы управления, хозяйствующий субъект становится достаточно проблематичным делом, что на практике и не позволяет реализовывать заложенные в законодательстве принципы.
Исходя из провозглашенного приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан нужно сделать следующее: четко определить полномочия и ответственность всех субъектов управления в этой области и сформировать механизмы их взаимодействия; организовать систему постоянного мониторинга состояния аварийности с постоянным измерением показателей эффективности принимаемых мер.
Основные показатели аварийности в РФ (2000-2003 гг.)
Годы | ДТП | % к АППГ*(1) | Погибло | % к АППГ | Ранено | % к АППГ |
2000 | 157 596 |
-1,4 | 29 594 | -0,4 | 170 401 |
-1,5 |
2001 | 164 403 |
+4,3 | 30 916 | +4,5 | 187 790 |
+4,7 |
2002 | 184 365 |
+12,1 | 33 243 | +7,5 | 215 678 |
+14,9 |
2003 | 204 262 |
+10,8 | 35 602 | +7,1 | 243 919 |
+13,1 |
*(1) АППГ - аналогичный период прошлого года. |
Относительные показатели аварийности
в отдельных экономически развитых странах
Страна | Число погибших людей | |
на 100 тыс. жителей | на 10 тыс. ед. трансп. средств |
|
Россия | 20,3 | 9,4 |
Австрия | 13,4 | 2,2 |
Великобритания | 6,0 | 1,3 |
Венгрия | 12,9 | 4,9 |
Германия | 9,5 | 1,6 |
Польша | 17,4 | 5,4 |
Франция | 14,4 | 2,3 |
По материалам "Синей книги" Всемирной организации автомобильного транспорта (IRU) - "Автомобильный транспорт России 2003-2004 гг. "
С. Зенин
1 марта 2004 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 9, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.