Расходы на отдельные виды рекламы: бухгалтерский и налоговый учет
Стабильно работающие и эффективно развивающиеся компании традиционно уделяют большое внимание построению маркетинговой стратегии, в которой значительная роль отводится рекламе. Разнообразие рекламной продукции и способов ее распространения часто создает трудности для бухгалтеров в решении вопросов, связанных с отражением затрат по рекламе на тех или иных счетах и соответственно с учетом их при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, регулируются Федеральным законом от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе", согласно которому реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Чаще других возникает вопрос о правомерности учета затрат на сувениры, презентуемые организацией, в составе расходов на рекламу. Для решения этого вопроса следует выяснить, содержит ли сувенир информацию рекламного характера. И если передаваемые сувениры (шариковые ручки, записные книжки и др.) содержат символику организации (ее товарный знак, торговую марку, наименование, адреса и контактные телефоны, указание на осуществляемые виды деятельности, другую подобную информацию) и распространяются, в частности, среди покупателей, контрагентов и т.п., то расходы следует признать рекламными. При отсутствии на сувенирах информации рекламного характера они не относятся к рекламной продукции, и расходы по ним не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли как стоимость безвозмездно переданного имущества (п.16 ст.270 НК РФ).
Следует также иметь в виду, что расходы на изготовление (приобретение) сувениров относятся к рекламным только как расходы на иные виды рекламы и для целей налогообложения они могут быть признаны в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемой в соответствии с правилами, установленными в ст.249 НК РФ. Включение указанных затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, требует их соответствия общим критериям, предусмотренным ст.252 НК РФ (обоснованность, экономическая оправданность, направленность на получение дохода и документальное подтверждение). Для подтверждения экономической обоснованности затрат целесообразно оформить приказ руководителя организации, обязывающий отдел маркетинга (или подразделение, выполняющее подобные функции) обеспечить (в связи с необходимостью формирования и поддержания хозяйственных связей с контрагентами) приобретение определенного количества сувениров, предназначенных для распространения среди покупателей, иных контрагентов и т.п.
Другим типичным является вопрос об учете затрат на изготовление прайс-листов, фирменных папок и приглашений на мероприятия, проводимые организацией. Расходы по изготовлению фирменных папок с наименованием организации, ее реквизитами, а также приглашений относятся к рекламным расходам и принимаются в бухгалтерском учете по накладной в составе материалов (счет 10 "Материалы"). Фактический расход папок и приглашений отражается по кредиту счета 10 в корреспонденции со счетами, на которых аккумулируются затраты. НДС приходуется и принимается в качестве вычета в обычном порядке. Начисление и уплата налога на рекламу производятся за тот отчетный период, в котором произошло распространение рекламной информации (письмо Управления МНС по г. Москве от 10.11.02 г. N 23-10/6/63941).
На основании определения рекламы, данного в законодательстве Российской Федерации, расходы организации на изготовление прайс-листов, на наш взгляд, не относятся к расходам на рекламу, так как имеют отличную от рекламы направленность. Обычаи торговой деятельности включают применение организациями для информирования партнеров о ценах на реализуемые ими товары специальных бланков, в том числе и прайс-листов, которые содержат определенные реквизиты: название организации, товарный знак, знак обслуживания, адрес местонахождения, телефон, факс, адрес электронной почты; а также номенклатуру реализуемых товаров и их цены, скидки и пр. Такие бланки могут быть изготовлены любыми доступными организации средствами, в частности изготовлены по заказу полиграфической фирмой. Бухгалтерский учет прайс-листов осуществляется в составе материалов с использованием счета 10. В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ расходы в сумме стоимости прайс-листов учитываются при расчете налога на прибыль как расходы на управление организацией в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п.п.18 п.1 ст.264 НК РФ). В соответствии со ст.320 НК РФ рассматриваемые расходы, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Наиболее динамично развивающиеся компании в целях формирования собственного бренда, успешного продвижения товаров и услуг на рынок и повышения их конкурентоспособности в первую очередь сталкиваются с необходимостью наличия товарного знака или знака обслуживания. В соответствии с Законом Российской Федерации от 23.09.92 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (в ред. от 24.12.02 г. N 166-ФЗ) товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Оно удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на него в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака (п.1 ст.2 Закона N 3520-1). Иными словами, факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер.
Исключительные права на товарный знак и знак обслуживания относятся и в бухгалтерском (ПБУ 14/2000), и в налоговом учете к нематериальным активам. Первоначальная стоимость их определяется как сумма расходов на приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором товарные знаки и знаки обслуживания пригодны для использования, кроме сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (в частности, расходы по экспертизе заявленного обозначения, расходы непосредственно по регистрации товарных знаков).
Таким образом, если расходы, связанные с приобретением и созданием товарного знака и знака обслуживания, осуществлены налогоплательщиком, но знаки не зарегистрированы Роспатентом, указанные затраты не являются нематериальными активами и не принимаются к учету как таковые. Указанные расходы по п.49 ст.270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли и не уменьшают налоговую базу, так как не соответствуют требованиям п.1 ст.252 НК РФ (не являются экономически оправданными и не влекут извлечение дохода для организации). В бухгалтерском учете такие затраты отражаются как внереализационные расходы и не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
И. Лешина,
начальник управления общей методологии
аудиторская компания "АудитПрофГарант"
"Финансовая газета", N 12, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71