Как следует применять нормы Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" о порядке предоставления субсидий?
8 мая 2003 года вступил в силу ФЗ N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - ФЗ). В частности, Основы дополнены ст.15.4 следующего содержания: "Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации".
В указанном положении при определении условий предоставления гражданину права на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг должны учитываться:
- социальные нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг, вывоза бытовых отходов;
- максимально допустимая доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В настоящее время действует Положение "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.08.99 N 887. В соответствии с данным Положением величина субсидий рассчитывается по двум вариантам.
I вариант. Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг ниже половины установленного федеральным законом МРОТ. Для данной категории величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и половиной МРОТ для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг равна половине или выше половины МРОТ.
II вариант. Для категории граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека выше установленного прожиточного минимума, величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Толкование и применение положений постановления Правительства РФ от 02.08.99 N 887 как подзаконного акта не могут осуществляться вопреки императивным предписаниям прямого действия, содержащимся в ФЗ.
При предоставлении гражданам субсидий следует руководствоваться в первую очередь имеющими приоритет нормами ФЗ. И при определении социальной нормы площади жилья и норматива потребления коммунальных услуг для установления величины субсидии применим абзац 1 ст.15.2 Основ в новой редакции. В нем указано, что сумма превышения максимально допустимых размеров таких расходов должна компенсироваться предоставлением гражданину субсидии в установленном ст.15.4 Основ порядке.
Благодаря ст.4 ФЗ сохраняется норма, привязывающая размер оплаты услуг ЖКХ к величине прожиточного минимума. В течение 12 месяцев со дня вступления в силу ФЗ увеличение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг по соответствующим категориям не может превышать 50%.
Однако при начислении гражданам субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг из ст.4 ФЗ невозможно сделать однозначного вывода о том, какое увеличение расходов подразумевается под понятием "расходы на оплату жилья и коммунальных услуг". Невозможно увеличение тарифов в течение 12 месяцев более чем на 50%, либо норматив потребления коммунальных услуг в течение этих двенадцати месяцев должен составлять 0, 75 минимального размера оплаты труда. Из вышеизложенного следует, что ФЗ N 52-ФЗ следует доработать и внести соответствующие изменения в нормативные документы, на которые он ссылается.
В. Костоломов,
начальник юридического отдела
муниципального учреждения "Служба заказчика"
12 марта 2004 г.
"эж-ЮРИСТ", N 10, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru