Покупатель возвращает товар
В определенных случаях покупатель имеет право вернуть продавцу приобретенный товар. Отражение возврата товара в бухгалтерском учете имеет свои особенности.
Наверное, не существует такой торговой организации, которой хоть раз не пришлось бы столкнуться в своей работе с ситуацией, когда покупатель возвращает ей проданный товар. Возврат товара широко распространен как в розничной, так и в оптовой торговле. Основанием для возврата проданного товара могут служить различные обстоятельства.
Возврат товара в розничной торговле
В розничной торговле возврат чаще всего происходит по причине продажи некачественного (ст.475 ГК РФ) или некомплектного (ст.480 ГК РФ) товара. Нередки также случаи, когда покупатель возвращает товар в магазин по причине того, что приобретенный им товар не подошел ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст.25 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
В подобных случаях на продавца возлагается обязанность принять проданный товар обратно и вернуть деньги покупателю. Покупатель может вернуть товар как в день покупки, так и позже. В зависимости от этого возврат товара оформляется продавцом по-разному.
* * *
Если покупатель возвращает приобретенный товар в день покупки (т.е. до окончания смены и снятия Z-отчета), то продавцу необходимо: составить акт; выписать накладную на возвращаемый товар; вернуть деньги.
Акт составляется по форме КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам" (утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132) в одном экземпляре и подписывается руководителем организации, заведующим отделом (секцией), старшим кассиром и кассиром-операционистом.
Накладную на возвращаемый товар продавец должен оформить в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю и является основанием для получения им денежной суммы за возвращенный товар. На наш взгляд, накладную на прием товара от покупателя можно составить по форме ТОРГ-13.
При возврате купленного товара покупатель обязан предъявить продавцу кассовый чек, выданный при покупке. Директор или его заместитель должен расписаться на полученном чеке. После этого покупателю возвращаются деньги. Возврат денежной суммы производится из операционной кассы организации по чеку, выданному в данной кассе.
При этом возможны также случаи, когда товар возвращается покупателем по чеку, в котором указано несколько наименований товаров. Например, покупатель возвращает в магазин пальто по чеку, в котором кроме пальто пробита также цена свитера и брюк. В такой ситуации магазин (продавец) должен выдать покупателю взамен возвращенного чека копию чека, заверенную печатью и подписью руководителя магазина*(1).
После того как деньги покупателю будут возвращены, продавцу необходимо приклеить полученный от покупателя чек на отдельный лист бумаги и сдать его вместе с актом о возврате денежных сумм в свою бухгалтерию. Суммы, выплаченные по возвращенным покупателями и неиспользованным кассовым чекам, записываются в Журнал кассира-операциониста в графу 15, и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день (см. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные Минфином России 30.08.93 N 104).
Поскольку возврат товара производится в день его продажи, то никаких проводок, отражающих возврат товара, в бухгалтерском учете в таком случае делать не нужно (просто в учете изначально не отражается факт реализации возвращенного товара).
* * *
Несколько иной порядок действий предусмотрен при возврате покупателем товара позже дня продажи. Этот порядок определен письмом Центрального банка РФ от 04.10.93 N 18 "Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5.
В данном случае порядок действий следующий:
- продавец составляет накладную на возврат товара;
- покупатель оформляет заявление на возврат денег;
- продавец выдает покупателю деньги и составляет расходный кассовый ордер;
- продавец вносит исправления в бухгалтерский учет.
Накладная на возврат товара в магазин оформляется точно так же, как и в случае возврата товара в день покупки. То есть продавцом составляются два экземпляра накладной, один из которых выдается покупателю, а второй - продавцу.
Заявление на возврат денег составляется покупателем в произвольной форме. Например, так:
Директору магазина "Обувь"
Петрову П.П.
от Иванова И.И.
Заявление
14 января 2004 г. я купил в магазине "Обувь" мужские зимние сапоги. 20 января на правом ботинке треснула подошва. Гарантийный срок на обувь не прошел.
Я вернул сапоги в магазин "Обувь" по накладной N 3 от 21 января 2004 г. В связи с этим прошу выдать деньги за возвращенный товар в сумме 5000 руб. Кассовый чек прилагается.
21 января 2004 г. Иванов И.И.
На основании этого заявления продавец возвращает деньги покупателю. Возврат денег осуществляется только из главной кассы организации-продавца при предъявлении покупателем документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего).
Возвращая деньги, продавец составляет расходно-кассовый ордер (форма КО-2), в котором указываются фамилия, имя, отчество покупателя и его паспортные данные.
После этого в бухгалтерском учете продавца производятся соответствующие записи*(2).
На день продажи товара:
- отражена выручка от продажи товара;
- списана себестоимость реализованного товара;
- начислен НДС по проданному товару.
На день возврата товара:
- сторно на сумму выручки от продажи товара;
- сторно на сумму себестоимости товара;
- сторно на сумму НДС, приходящуюся на проданный товар (в Декларации по НДС*(3) эта сумма отражается по строке 360);
- выплачены деньги за возвращенный товар.
Возврат товара в оптовой торговле
Покупатель, купивший товар оптом, также имеет возможность вернуть его продавцу. Но здесь продавцу необходимо знать, что если у покупателя нет претензий относительно качества проданного товара, то законных оснований для возврата товара у покупателя нет, при условии, конечно, что иное не предусмотрено непосредственно договором поставки.
Иными словами, покупатель не может потребовать от продавца забрать товар обратно по той, например, причине, что этот товар не пользуется спросом у розничных покупателей. Вместе с тем продавец и покупатель имеют полное право в договоре поставки предусмотреть основания и порядок возврата качественного товара продавцу. Отметим, что в настоящее время это довольно распространенное явление.
Итак, рассмотрим порядок оформления возврата товара продавцу если:
- возвращается некачественный товар;
- возвращается качественный товар.
Возврат некачественного товара
Покупатель, принимая товар от поставщика (или перевозчика), обязан проверить количество и качество полученного товара в соответствии с порядком, предусмотренным договором поставки. Если покупатель обнаружит брак на стадии приемки товара, то такой товар на баланс покупателем не приходуется.
В этом случае поступивший товар учитывается по дебету забалансового счета 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" до момента возврата поставщику. При возврате поставщику товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи, счет 002 кредитуется.
Если выявлен брак не всей партии товара, а только его части, то по дебету счета 002 отражается только часть бракованного товара, а товар надлежащего качества принимается к учету (приходуется на счете 41) в общеустановленном порядке*(4).
Покупатель может обнаружить брак и после оприходования товара на склад (например, при формировании к продаже партии товара другому покупателю) либо после реализации товара другому покупателю. В этом случае покупатель должен направить поставщику уведомление или претензию о выявленных недостатках в качестве товара.
Направляемая поставщику претензия составляется в произвольной форме, но при этом должна содержать:
- ссылку на договор поставки, в рамках которого производится поставка;
- детальное описание товара и характер брака по каждому изделию (вид товара, номер партии и упаковки и др.);
- ссылку на документ (акт) о браке с указанием составивших его лиц;
- четкое изложение требований покупателя относительно выявленной некачественной продукции;
- ссылки на приведенные нормы гражданского законодательства в обоснование своей позиции;
- ссылку на заключение независимой экспертизы (если такая проводилась).
К претензии следует приложить акт о браке, копии накладных, заключение экспертизы и другие необходимые документы.
В случае согласия с претензиями покупателя поставщик принимает бракованный товар от покупателя по накладной, выписанной покупателем по форме ТОРГ-12.
В бухгалтерском учете возврат товара отражается так.
У покупателя:
- при приобретении товара:
- товар оплачен поставщику;
- оприходованы товары, полученные от поставщика;
- отражен НДС, относящийся к поступившим товарам;
- при возврате товара:
Дебет 76/2 "Расчеты по претензиям" - Кредит 41/1
- отражена стоимость некачественных товаров, возвращенных поставщику;
- отражен НДС по возвращенному товару;
- получены деньги от поставщика за возвращенный товар.
У поставщика при реализации товара:
- отражена выручка от реализации товара;
- списана покупная стоимость товара;
- начислен НДС по проданному товару;
- товар оплачен покупателем.
При возврате товара ранее отраженные на счетах бухгалтерского учета операции по реализации и суммы НДС должны быть уточнены путем внесения исправительных записей на соответствующих счетах.
В бухгалтерском учете поставщика делаются следующие проводки:
- сторно на сумму выручки от реализации продукции;
- сторно на сумму ранее списанной покупной стоимости товара, возвращенного покупателем;
- сторнирован НДС по возвращенному товару (в Декларации по НДС эта сумма отражается по строке 360);
- покупателю возвращены деньги.
Возврат покупателем некачественного товара следует рассматривать как отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи, поскольку на продавца законом возлагается обязанность поставить именно качественный товар. В этом случае договор купли-продажи (в части некачественного товара) считается расторгнутым (ст.450 ГК РФ).
При поставке товара, оказавшегося бракованным, право собственности на этот товар к покупателю не переходит. Соответственно реализации этого товара нет (ст.39 НК РФ). А раз нет первичной реализации, то не может быть и обратной реализации товара от покупателя к поставщику. Поэтому покупатель, который возвращает некачественный товар, не должен выставлять счет-фактуру при возврате товара. (Аналогичная точка зрения высказана в письме УМНС России по Московской области от 29.10.03 N 06-21/18752/щ931.)
Продавцу в данном случае необходимо заменить выписанный ранее покупателю счет-фактуру или же в оригинале счета-фактуры сделать соответствующие исправительные записи.
После внесения записей в бухгалтерский учет поставщик имеет право принять к вычету НДС, предъявленный ранее покупателю и уплаченный в бюджет (п.5 ст.171, п.4 ст.172 НК РФ).
Возврат качественного товара
Возврат качественного товара поставщику возможен лишь путем обратной реализации, так как в этом случае происходит переход права собственности от поставщика к покупателю.
Если покупатель купит у поставщика качественный товар и последний надлежащим образом исполнит свои обязательства по договору поставки, то оснований для отказа от части товара и возврата его поставщику у покупателя нет. Поэтому если поставщик и покупатель договорятся о возврате поставленного товара, то фактически между сторонами возникнет новый договор поставки, в котором поставщик и покупатель поменяются местами друг с другом. (Аналогичный вывод содержится в письме УМНС России по г.Москве от 27.11.03 N 24-11/66327.)
В данной ситуации, возвращая товар поставщику, покупатель должен оформить как минимум накладную по форме ТОРГ-12 и счет-фактуру.
При реализации товара и его возврате в бухгалтерском учете поставщика и покупателя делаются следующие записи.
У поставщика:
- при реализации товара:
- отражена выручка от реализации товара;
- списана покупная стоимость товара;
- начислен НДС по проданному товару;
- товар оплачен покупателем;
- при возврате товара:
- оприходованы товары, возвращенные покупателем;
- отражен НДС по возвращенным товарам;
- покупателю возвращены деньги;
- НДС по возвращенным товарам предъявлен к вычету.
У покупателя:
- при приобретении товара:
- оприходованы товары, полученные от поставщика;
- отражен НДС, относящийся к поступившим товарам;
- оплачен товар поставщику;
- НДС по приобретенному товару предъявлен к вычету;
- при возврате товара:
- отражена выручка от реализации возвращенного товара;
- списана покупная стоимость возвращенного товара;
- начислен НДС по возвращенному товару;
- получены деньги от поставщика.
Принятие поставщиком к вычету сумм НДС по приобретенным (возвращенным) товарам осуществляется в соответствии с действующим порядком, а именно по мере их оплаты (возврата ранее полученной оплаты) и оприходования при обязательном наличии счета-фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных (возвращенных) товаров с соответствующей регистрацией в книге покупок (см. письма УМНС России по г.Москве от 18.03.03 N 24-11/14735, от 27.11.03 N 24-11/66327).
Весьма распространенной является ситуация, когда возврат качественного товара продавцу - плательщику НДС производится покупателем, не являющимся плательщиком НДС (например, покупатель переведен на уплату ЕНВД).
При такой "обратной реализации" стоимость возвращаемого покупателем товара не будет содержать в себе НДС и поэтому поставщик не будет иметь возможности поставить у себя к вычету НДС по возвращенному товару.
Тому, кто оказался в подобной ситуации, можно рекомендовать оформлять возврат товара от покупателя как возврат бракованного товара с внесением в бухгалтерский учет соответствующих исправительных записей. В этом случае НДС можно будет предъявить к вычету на основании п.5 ст.171 НК РФ.
В. Мешалкин,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 3, март 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробно о порядке оформления документов ККМ см. статью Е. Капковой в журнале "Новая бухгалтерия" N 2 (8) за 2003 г.
*(2) Этот порядок отражения в учете справедлив, если продажа и возврат товара имели место в одном году.
*(3) Форма Декларации по НДС утверждена Приказом МНС России от 20.11.03 N БГ-3-03/644.
*(4) Подробнее о порядке оформления приемки товара см. статью Е. Капковой в журнале "Новая бухгалтерия" N 6 (12) за 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16