Правительство Российской Федерации просит Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации временно приостановить процесс ратификации двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Заключенные ранее, а также подписанные, но еще не ратифицированные межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений были разработаны на основе типового проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 395, и в настоящее время во многом не соответствуют позиции российской стороны при обсуждении условий присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО).
В частности, действующий типовой проект предусматривает предоставление иностранным инвесторам на территории России национального режима и режима наибольшего благоприятствования, в зависимости от того, какой из них наиболее благоприятный. Выбор лучших условий зависит от иностранного инвестора, который, как правило, выбирает национальный режим, так как в условиях этого режима иностранцы имеют те же права и возможности, что и отечественные инвесторы.
Вместе с тем Перечень специфических обязательств по услугам, принятый распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 1608-р в качестве основы для начала двусторонних переговоров с членами ВТО, содержит значительное количество изъятий для деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Изъятия из национального режима являются предметом двусторонних переговоров с членами ВТО и отражают баланс интересов сторон. Подавляющее большинство участников ВТО и в первую очередь основные торговые партнеры Российской Федерации сделали широкомасштабные изъятия из национального режима в отношении доступа на рынок и деятельности поставщиков услуг в различных секторах, включая изъятия в отношении инвестиций.
Изъятия также предусмотрены Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Соглашение предусматривает предоставление иностранному инвестору режима наибольшего благоприятствования с изъятиями на стадии учреждения, а также национального режима с изъятиями на стадии деятельности. Соглашение является преференциальным и представляет собой результат компромисса между сторонами по обеспечению баланса своих интересов. В случае закрепления в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений принципа национального режима последний должен быть предоставлен и странам ЕС на основании реализации принципа режима наибольшего благоприятствования, что нарушит баланс интересов по Соглашению о партнерстве не в пользу России.
Решение о временной приостановке ратификации соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также связанного с этой тематикой переговорного процесса вызвано необходимостью пересмотра позиции российской стороны и ее унификации с позицией в отношении условий присоединения к ВТО, что, в свою очередь, требует изменения типового российского проекта по разработке таких соглашений.
В сложившейся ситуации представляется целесообразным не предусматривать в двусторонних соглашениях о защите капиталовложений обязательств по предоставлению режима и полностью посвятить текст соглашения взаимной защите инвесторов и их капиталовложений, имея в виду, что поощрять инвесторов и их капиталовложения каждая из сторон будет самостоятельно, исходя из своих возможностей, руководствуясь национальными интересами и заботясь о своей экономической и национальной безопасности, что не противоречит международной практике.
В настоящее время в Правительстве Российской Федерации рассматривается учитывающий эти особенности новый типовой проект по разработке соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
После утверждения нового типового проекта Правительство намерено направить всем странам, с которыми Россия имеет соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, предложения о проведении переговоров с целью пересмотра некоторых положений подписанных соглашений и оформления договоренностей в виде протоколов. Подписанные протоколы будут направляться в Государственную Думу в установленном порядке для ратификации в пакете с подписанными соглашениями.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Касьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 мая 2001 г. N 3129п-П5 "О приостановке процесса ратификации соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Текст письма официально опубликован не был