Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Законопроект предусматривает изменение статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) в части исключения из подсудности районного суда и включения в подсудность мирового судьи уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Часть третья статьи 327 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за использование заведомо поддельных документов. В настоящее время дела указанной категории (например, использование поддельных личных медицинских книжек в розничной торговле) получили особенно широкое распространение и занимают значительное место в общем количестве дел, рассматриваемых районными судами.
Так, по данным, представленным Судебным Департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, число лиц осужденных по ч. 3 ст. 327 УК РФ за 2003 год районными судами Российской Федерации в целом по стране составило 7833, что соответствует примерно 1,2% от числа всех осужденных лиц по всем статьям УК РФ в 2003 году.
Кроме того, число таких преступлений неуклонно растет. Если в 2002 году по ч. 3 ст. 327 УК РФ было осуждено 2102 человека, то в 2003 году количество таких осужденных достигло 7833.
Число лиц, осужденных по ст. 327 ч. 3 УК РФ районными судами Российской Федерации (по вступившим в законную силу приговорам)
Период | основная квалификация | дополнительная квалификация |
1 п/г 2002 г. | 751 | 593 |
12 мес. 2002 г. | 2102 | 1534 |
1 п/г 2003 г. | 2995 | 1043 |
12 мес. 2003 г. | 7833 | 1631 |
Всего осуждено по всем статьям УК РФ
Период | основная квалификация | дополнительная квалификация |
1 п/г 2002 г. | 449024 | 43426 |
12 мес. 2002 г. | 753203 | 72452 |
1 п/г 2003 г. | 305515 | 29833 |
12 мес. 2003 г. | 648536 | 61262 |
Такие дела относятся к преступлениям небольшой тяжести (часть вторая статьи 15 УК РФ) и не представляют особой сложности для их расследования и рассмотрения в суде. Кроме того, наказание по делам о преступлениях, предусмотренных частью 3 статьи 327 УК РФ, не предусматривает лишения свободы, и в делах всегда содержатся экспертные криминалистические заключения о подложности документов.
Цели и задачи мировой юстиции состоят, в том числе в передаче в ее компетенцию несложных уголовных дел и максимальной разгрузке судов районного звена. Подведомственность последних сегодня значительно расширена за счет увеличения процессуальных действий, совершаемых судом в рамках уголовных дел (например, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, наложение ареста на имущество физических и юридических лиц и др.), рассмотрения дел об административных выдворениях, жалоб по делам об административных правонарушениях и ведения апелляционного производства. В связи с этим ситуация с нагрузкой федеральных судей вновь неоправданно обострилась.
Предлагаемый законопроект устраняет отмеченный дисбаланс и будет способствовать повышению эффективности судебной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Мировые судьи рассматривают все подсудные им дела исключительно той численностью, которая не превышает установленную Федеральным законом "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", поэтому введение в действие федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не повлияет на увеличение их количества.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" должностной оклад мирового судьи составляет 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, - 64 процента от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Таким образом, введение в действие федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не может повлечь увеличения расходов на заработную плату мировых судей.
Что касается иных расходов на содержание мирового судопроизводства, возникающих в связи с принятием данного законопроекта, отметим следующее.
Судебные издержки, понесенные при рассмотрении уголовных дел по ч. 3 ст. 327 УПК РФ, в том числе суммы, выплачиваемые потерпевшим, свидетелям, понятым, специалистам, переводчикам; оплата труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве, в качестве защитника по назначению; оплата производства судебной экспертизы в экспертных учреждениях и другие, предусматривались в расходах федерального бюджета на соответствующий финансовый год. При этом запланированные средства на указанные цели используются судами общей юрисдикции не в полном объеме и перераспределяются Судебным Департаментом при Верховном Суде Российской Федерации на другие цели.
На данное обстоятельство обращено внимание в Заключении Правительства Российской Федерации на проект Федерального закона N 22424-4 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Таким образом, финансирование указанных расходов в пределах средств, предусматриваемых в расходах федерального бюджета на содержание судов общей юрисдикции на соответствующий финансовый год, исключает дополнительные расходы федерального бюджета на расширение подсудности мировых судей за счет включения в нее преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 327 УПК РФ.
В соответствии с вышеизложенным, введение в действие федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, кроме уже предусмотренных в нем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.