Заключение Комитета по делам Федерации и региональной политике
Государственной Думы РФ от 26 октября 2004 г.
на проект федерального закона 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации
Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике (назначен ответственным по работе над законопроектом решением Совета Государственной Думы, протокол N 44 от 28 сентября 2004 года) рассмотрен проект федерального закона 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
Проект федерального закона внесен в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроект направлен на совершенствование правовых норм, способствующих обеспечению единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, повышению роли и ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законопроект предполагает заменить процедуру выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на процедуру наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) решениями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. В этих целях вносятся изменения в базовые федеральные законы, регламентирующие общие принципы организации органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. По мнению Комитета положения внесенного законопроекта соответствуют Конституции Российской Федерации и вытекают из содержащихся в ней норм.
Так, статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает общий принцип организации государственной власти путем осуществления народом в качестве единственного носителя суверенитета своей власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции Российской Федерации (закрепляющей право граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей) можно сделать вывод о том, что органы исполнительной власти могут формироваться как путем избрания непосредственно народом, так и путем формирования представительными учреждениями либо иным конституционным способом. Таким образом Конституция Российской Федерации допускает различные варианты нормативного решения рассматриваемой проблемы, которые должны быть установлены федеральным законом.
Концептуально поддерживая внесенный законопроект, Комитет вместе с тем считает, что некоторые содержащиеся в нем положения нуждаются в уточнении и конкретизации.
1. Представляется целесообразным рассмотреть возможность включения в законопроект положений, касающихся проведения Президентом Российской Федерации консультаций при представлении им кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. В процессе подготовки ко второму чтению необходимо проанализировать остающиеся в базовом законе полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с точки зрения сохранения баланса власти в субъекте.
3. Нуждается в уточнении полномочие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представляемое ему подпунктом "д.1" пункта 7 статьи 18 законопроекта, конкретизировав его вопросами организации взаимодействия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
4. В статье 1 (пункт 5 подпункт "а") законопроекта устанавливаются такие случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), как "утрата доверия Президента Российской Федерации" и "ненадлежащее исполнение своих обязанностей". Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возможности конкретизации досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации.
5. В законопроекте не определено, на какой срок Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе и в случае двукратного отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры на указанную должность. Представляется целесообразным определить норму, устанавливающую когда Президент Российской Федерации вновь возвращается к процедуре представления кандидатуры на указанную должность.
6. Законопроектом предлагается внести изменения только в два действующих федеральных закона: в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Вместе с тем, потребуется внесение изменений и в иные федеральные законы.
На проект федерального закона в Комитет поступили отзывы от 93 законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти 62 субъектов Российской Федерации, из которых 61 - поддерживает концепцию данного законопроекта.
Исходя из вышеизложенного и учитывая, что многие из перечисленных замечаний и предложений возможно будет реализовать путем внесения соответствующих поправок при дальнейшей работе над законопроектом. Комитет по делам Федерации и региональной политике концептуально поддерживает проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета по делам Федерации и региональной политике 26 октября 2004 года.
Председатель Комитета |
В.И. Гришин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.