Заключение Комитета по делам Федерации и региональной политике
Государственной Думы РФ от 25 октября 2004 г.
на проект федерального закона N 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев указанный законопроект, считает необходимым отметить следующее.
Целью законопроекта является совершенствование формирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, координации их деятельности и усиления ответственности этих органов, а также ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при осуществлении соответствующих полномочий.
Концепция законопроекта, направленная на обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, не противоречит статьям 4, 5, 11 Конституции Российской Федерации и соответствует части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации.
Предлагаемые изменения системы подхода к наделению полномочиями глав субъектов Российской Федерации будут способствовать укреплению федеративного устройства Российской Федерации, ее государственной целостности и защите национальных интересов.
Законопроектом устанавливается порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в случае наличия двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти в субъекте Российской Федерации, соответствующее решение должно приниматься на совместном заседании обеих палат (подпункт "а" пункта 4 статьи 1 проекта).
В том же пункте статьи 1 законопроекта предусмотрен порядок и сроки внесения Президентом Российской Федерации предложения о кандидатуре и рассмотрения законодательным органом субъекта Российской Федерации внесенного предложения, а также процедура наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В целях усиления ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации законопроект расширяет полномочия высшего должностного лица по обеспечению координации деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и организации их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями при наличии соответствующего решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (подпункт "в" пункта 4 статьи 1 проекта).
Пунктом 5 статьи 1 законопроекта уточняются основания досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Законопроектом предусмотрены случаи назначения Президентом Российской Федерации временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, так и в случае двукратного отклонения законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленной кандидатуры на названную должность.
Кроме того, пунктом 6 статьи 1 законопроекта уточняется порядок временного отстранения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в случаях выражения ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и в целях создания единообразия в избирательном законодательстве, уточняются отдельные нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон "Об основных гарантиях...").
В частности, в подпункт "а" пункта 1 статьи 2 проекта предлагается внести редакционные изменения, исключив слова "высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации).
Кроме того, там же подпунктом "б" предлагается подпункт 47 статьи 2 федерального Закона "Об основных гарантиях..." изложить в новой редакции, заключающейся в логически оправданной перестановке терминов.
Проект предусматривает ревизию отдельных статей, в целях уточнения их редакций, например, пункт 8 статьи 4 действующего Федерального закона "Об основных гарантиях..." содержит правовые нормы по возрастному цензу кандидатов в разные ветви власти. В законопроекте возрастной ценз остался прежним, но раздельно прописан для кандидата на должность в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления (21 год), и на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (30 лет).
В статье 4 законопроекта предлагается установить переходную норму, в соответствии с которой, в случае назначения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации до вступления в силу федерального закона, выборы происходят по действующему законодательству.
Комитет полагает возможным отметить, что при подготовке текста проекта закона ко второму чтению представляется целесообразным:
1) доработать процедуру формирования исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотрев институт предварительных консультаций по поводу вносимых Президентом Российской Федерации кандидатур;
2) обратить внимание на сохранение равновесия (равного соотношения) прав и обязанностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству полагает возможным поддержать данный законопроект.
Утверждено на заседании Комитета 25 октября 2004 года
Председатель Комитета |
B.H. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.